Коммерческое право России 5 страница

Службы коммерческой информации могли бы созда­ваться при торгово-промышленных палатах, которые сей­час имеются в каждом регионе. Наряду с телекоммуника­ционной сетью важно развивать информационные печатные издания. В издаваемых бюллетенях должна даваться конк­ретная информация для изготовителей, оптовиков и потре­бителей, причем рассылаться она должна адресно. Подоб­ные издания должны опираться на помощь государственных органов, торговых представительств за рубежом.

На Западе такая работа ведется очень давно. Там, на­пример, действуют транснациональные дилерско-дистрибьюторские сети. Сети образуют на местах свои агент­ства; согласно публикациям, в них работает до 200 тыс. человек. Агентства заключают с организациями догово­ры на информационное, консультационное обслуживание, предоставление сведений о спросе на товар или о нали­чии товара, о финансовой надежности контрагента. В них действует порядок, когда за привлечение каждого клиен­та агент получает проценты с вносимого клиентом всту­пительного взноса. Сети демонстрируют высокий эффект своей работы. По некоторым данным, лишь за счет полу­чения доступа к информации мелкие и средние фирмы в течение полугода оказываются в состоянии в 10-15 раз увеличить объемы торговых операций.

Анализ законодательства о структуре рынка свиде­тельствует о серьезных просчетах в её правовом регули­ровании. Многие вопросы пока не получают решения. От­ставание законодательной базы, недостаточность государственной поддержки сдерживает развитие товар­ного рынка в России.

ТЕМА VI КОНКУРЕНЦИЯ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Понятие и роль конкуренции.

2. Способы создания конкурентной среды.

3. Защита конкуренции.

Одним из необходимых моментов осуществления ры­ночных отношений является создание конкурентной сре­ды в хозяйственной сфере. Конкуренция представляет собой соперничество, борьбу за более выгодные условия и соответственно — за лучшие результаты деятельности. В предпринимательстве это в конечном счете борьба за достижение более высокой прибыли.

На протяжении 70-летнего советского периода кон­куренция рассматривалась как явление, присущее лишь капиталистической системе и чуждое социализму. Само слово «конкуренция» употреблялось в негативном зна­чении, ему придавался отрицательный оттенок. Более того, конкуренция подавлялась силами контролирующих и даже правоохранительных органов.

Свойственные командно-административной системе методы стимулирования труда не обеспечивали долж­ного экономического роста. Взамен конкуренции внедря­лись искусственные методы псевдосоперничества за дос­тижение лучших результатов. Основной такой способ — социалистическое соревнование еще свежо в памяти. Со­ревновались в обязательном порядке не только на пред­приятиях, но и в банях, парикмахерских, государствен­ных учреждениях.

Как только была ликвидирована власть партийного аппарата, соревнование исчезло само собой, без каких-либо запретов. Это с бесспорностью свидетельствует о надуманности и безжизненности такого способа имита­ции соперничества за достижение лучших результатов в труде.

Борьба за более высокую прибыль возникает как есте­ственный процесс в товарном, рыночном обществе. Госу­дарство со своей стороны обязано поощрять конкурент­ную борьбу и регулировать ее в нужных обществу направлениях. Здесь важно, чтобы стремление к более высокой прибыли осуществлялось через удовлетворение интересов людей, достижение лучших хозяйственных результатов. При такой направленности конкуренция превращается в движущий фактор непрерывного разви­тия и совершенствования производства, внедрения на­учно-технических достижений, улучшения качества и расширения ассортимента товаров.

Придание подобной направленности экономике связа­но с глобальными проблемами развития человеческого общества. Здоровая конкуренция обеспечивает переток ка­питалов от менее эффективных к более эффективным пред­приятиям. Конкуренция позволяет выявить реальное по­требительское значение произведенных продуктов, их соответствие желаниям и предпочтениям людей. Она слу­жит оптимизации обмена и подчинению производства зап­росам потребителей.

Можно без преувеличения утверждать, что конкурен­ция правит рыночной экономикой. Однако конкуренция как движущая пружина развития производства и тор­говли действует не сама по себе. Она должна постоянно поддерживаться и направляться государством. В нашей российской ситуации из-за отсутствия конкуренции в качестве первоочередной стоит задача формирования конкурентной среды в производстве и торговле.

Рассуждения о необходимости создания конкурент­ной среды можно слышать часто. К сожалению, из-за слабой разработанности проблем конкуренции все осу­ществлявшиеся до сих пор меры оказались малорезуль­тативными.

В деле развития конкуренции важно выделять и учи­тывать соотношение трех направлений деятельности.

Во-первых, собственно меры по созданию и развитию конкуренции, или стимулирующие меры. Решения по формированию конкурентной среды должны предусмат­риваться в законодательстве о ценообразовании, об ин­вестиционной деятельности, по регулированию экспорта и импорта и в других областях.

Во-вторых, меры по ограничению монополизма и до­минирующего положения на товарном рынке, или огра­ничительные меры. Из-за слабой теоретической базы конкурентное законодательство в стране оказалось све­дено в основном к антимонопольным мерам. Ограничи­тельная практика, антитрестовское и антимонопольное законодательство ошибочно рассматриваются в юриди­ческой науке как самоцель. Между тем ограничительные меры носят вспомогательный, придаточный характер по отношению к задаче развития конкуренции.

В-третьих, надо выделять меры по защите конкурен­ции, пресечению действий, нарушающих нормальную кон­куренцию, меры, предусматривающие ответственность за такие нарушения.

Развитие конкуренции предполагает создание в общест­ве соответствующего идеологического настроя, соревновательного тона. Дух лидирования, первенства сознательно поддерживается на Западе государством и средствами мас­совой информации. Так же и в России стремление людей к достижению лучших результатов должно стимулироваться поощрительными мерами, селекцией, продвижением. Это функция государства и общества в целом.

В условиях неразвитости конкуренции необходимы организационные и правовые меры по ее созданию. Ана­лиз зарубежного опыта позволяет указать следующие пути формирования конкурентной среды.

Во-первых, это увеличение числа организаций, осуще­ствляющих однородную деятельность, производящих од­новидовую продукцию или оказывающих одинаковые услуги. Здесь подход рыночный прямо противоположен социалистическому, который, руководствуясь мотивом сокращения затрат, фактически культивировал моно­полизм в ущерб всему населению. Чем больше предприя­тий предлагают однородные товары и услуги,, тем больше они стремятся привлечь клиентов и для этого улучша­ют качество, снижают издержки и взимаемые тарифы. Достигается же это за счет модернизации производства, его технического совершенствования, сокращения излиш­них затрат.

Во-вторых, необходима поддержка малого и среднего предпринимательства. Оно отличается высокой степе­нью гибкости, оперативностью реагирования на измене­ния спроса. Мелкий бизнес своей практикой непосред­ственных контактов с потребителем оказывает давление на крупные фирмы, также заставляя их постоянно ори­ентироваться на запросы населения.

В-третьих, нужно систематическое сопоставление, об­щественное сравнение качественных и цеповых показа­телей товаров и услуг, оказываемых различными пред­принимателями. Государство призвано содействовать постоянному проведению смотров, конкурсов, выставок товаров, объективному сопоставлению характеристик, публиковать сравнительную информацию. Подобную ра­боту при поддержке государственных органов призва­ны проводить торгово-промышленные палаты, союзы за­щиты интересов потребителей и другие организации.

В-четвертых (и это тоже обязанность государства), нужны постоянно действующие системы пропаганды и поощрения лучших достижений и результатов. Взамен переходящих знамен и грамот государство должно вы­работать и использовать новые приемы экономического и морального поощрения. Важно поддержание средства­ми массовой информации объективной деловой репута­ции фирм, учет таких показателей при распределении государственных инвестиций и заказов. При этом ос­новными критериями оценки должны стать степень удовлетворения производителем или торговцем обще­ственных интересов, запросов потребителей.

Таковы общие направления деятельности по разви­тию конкуренции. Они должны находить реализацию в конкретных приемах и решениях. Их также предстоит вырабатывать и внедрять в широкую практику, причем делать это придется прежде всего каждой фирме, делать постоянно и в обязательном порядке.

Здесь находит реализацию важный принцип коммер­ческого права. Он состоит в том, что обязательным ус­ловием работы каждой организации должно быть со­здание соперничества, конкурентной ситуации между своими контрагентами.

Вот как это выглядит, например, при установлении договорных связей. На Западе, когда покупателю нужна партия сырья или готовых изделий, он зачастую дробит ее и закупает частями у нескольких разных продавцов.

Это дает ряд преимуществ: достигается снижение заку­почных цен, сравниваются качественные характеристи­ки товара, выявляются более надежные контрагенты. Подобная практика, у нас совершенно непринятая и не­привычная, там всеми рассматривается как нормальная и вполне разумная.

Руководство, персонал каждой фирмы должны посто­янно отыскивать и апробировать такого рода решения для использования возможностей конкуренции.

В России, к сожалению, крайне мало делается для раз­вития конкуренции. Постановлением Правительства РФ от 09.03.94 № 191 (в ред. постановления Правительства РФ от 04.09.95 № 880)* утверждена Государственная про­грамма демонополизации экономики и развития конку­ренции на рынках Российской Федерации. Основной упор в ней сделан на мерах по демонополизации, вопросы развития конкуренции изложены декларативно.

* Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 14. Ст. 1052; Собрание законодательства РФ. 1995. № 37. Ст. 3627.

 

В целях развития конкуренции в названной програм­ме, в частности, предлагается:

• устранение экономических и административных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов;

• снижение финансовых, организационных и право­вых барьеров для выхода на рынок новых конкурирую­щих структур;

• диверсификация (перепрофилирование) и разук­рупнение предприятий с целью создания конкурирую­щих структур;

• увеличение числа поставщиков и объемов поставок продукции из различных регионов;

• предоставление информационного и экономическо­го доступа к кредитам и рынкам сбыта для любого кру­га субъектов;

• широкое информирование покупателей о ценах на товары различных продавцов;

• проведение селективной экономической политики в отношении новых предпринимателей: предоставление им налоговых льгот на период становления, кредитова­ние по сниженным процентным ставкам, уменьшение раз­меров арендной платы за помещения и другие меры.

К сожалению, указанная программа развития конку­ренции во многом носит лозунговый, рекомендательный характер. В ней не содержится конкретных заданий для федеральных и региональных органов, не указаны ис­полнители и сроки выполнения задач, не предусмотре­но финансовое обеспечение. Поэтому положения про­граммы реализуются медленно.

Юридическая и экономическая науки не проявляют должного интереса к этим проблемам, не обсуждают не­обходимых практических мер по их решению.

Наряду с развитием конкуренции необходима ее пра­вовая защита. Требование о поддержке конкуренции закреплено в ст. 6 Конституции РФ и, следовательно, яв­ляется конституционным положением. Статья 10 ГК РФ определяет конкуренцию в качестве принципа осуществ­ления имущественных рыночных отношений. Проблема защиты конкуренции пока мало воспринимается обще­ством в целом, в том числе юристами. Между тем лишь при подчинении хаотичных действий массы предпри­нимателей интересам развития экономики и принципам рыночной работы можно достичь позитивных результа­тов. Рыночная самоорганизация должна разумно соче­таться с административным и даже силовым воздействи­ем, в том числе в деле защиты конкуренции.

Меры по защите конкуренции можно подразделить на несколько групп.

Статья 6 Закона РФ от 22.03.91 № 948-1 «О конку­ренции и ограничении монополистической деятельнос­ти на товарных рынках» (в ред. Законов РФ от 24.06.92 № 3119-1; Федеральных законов от 25.05.95 № 83-ФЗ; от 06.05.98 № 70-ФЗ)* запрещает и предусматривает признание недействительными определенные действия, ограничивающие конкуренцию. Объявление запрещен­ными и признание в установленном порядке недействи­тельными достигнутых в любой форме соглашений (со­гласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, есть первая группа мер по защите конкуренции.

* Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499; 1992. № 34. Ст. 1966.; Собрание законодательства РФ. 1995. № 22. Ст. 1977; 1998. № 19. Ст.2066.

 

Закон запрещает и предусматривает признание в ус­тановленном порядке недопустимыми достигнутые в любой форме соглашения, или согласованные действия потенциальных конкурентов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, направ­ленные на:

1) установление или поддержание цен (тарифов), ски­док, надбавок, наценок.

Примеры таких незаконных соглашений наблюдаются повсеместно. Так, цены на бензин повышаются одновремен­но на всех бензоколонках Москвы или Санкт-Петербурга, хотя колонки принадлежат разным собственникам. Это — очевидный результат ценовых сговоров;

2) раздел рынка по территориальному принципу, по объемам продаж или закупок, по ассортименту реализу­емых товаров либо по кругу продавцов и покупателей;

3) ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве про­давцов определенных товаров или их покупателей;

4) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями и др.

Следующая, вторая, группа защитных мер касается запрета принятия актов и совершения отдельных дей­ствий органами исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конку­ренции. Закон запрещает федеральным органам испол­нительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправле­ния принимать акты и совершать действия, которые мо­гут иметь своим результатом ограничение конкуренции. В частности, запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере, необоснованно предоставлять от­дельным хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим субъектам, и т. п.

Меры по защите конкуренции сейчас требуются на самом низовом уровне производства и торговли, причем меры жесткие, состоящие в подавлении действий, нару­шающих товарную и ценовую конкуренцию. Обществен­ность пока плохо сознает, что зажим конкуренции не менее опасен, чем прямой грабеж или разбой, и потому необходимо применение мер административной и уго­ловной ответственности. Статья 178 У К РФ еще в июне 1993 г. ввела уголовную ответственность за незаконное повышение или поддержание цен, предусмотрев круп­ные штрафы и даже лишение свободы. Однако по этой статье за все годы ни один человек не был привлечен к ответственности.

Наряду с защитой конкуренции от ограничений не­обходимо осуществление мер по борьбе с недобросо­вестной конкуренцией.

Основные способы недобросовестного ведения конку­ренции названы в ст. 10 Закона «О конкуренции...». Таковы, в частности, введение потребителей в заблужде­ние относительно качества товара, его потребительских свойств, некорректное сравнение товаров в рекламе, ко­пирование чужих товарных знаков и способов индиви­дуализации чужого товара, распространение ложных и неточных сведений о других субъектах.

Важный аспект развития конкуренции — демонопо­лизация экономики. Закон о конкуренции во многом ко­пировал чуждые российским условиям западные модели. Главное внимание в нем уделено антимонополистичес­ким мерам, а не формированию конкурентной среды. Между тем в России первоочередной задачей было и остается именно создание и задействование конкурент­ных механизмов. В результате закон оказался неэффек­тивным, отвлекая от действительно актуальных мер.

В соответствии с законом был образован федератив­ный антимонопольный орган с территориальными орга­нами на местах. Федеративный антимонопольный орган и его территориальные органы вправе давать хозяйству­ющим субъектам предписания о прекращении наруше­ний антимонопольного законодательства. При неиспол­нении в срок предписаний антимонопольного органа или совершении иных нарушений закона на виновных могут налагаться административные взыскания в виде предупреждений и штрафов: от 1000-кратного до 25000-кратного размера минимальной месячной оплаты труда (ММОТ) — на юридических лиц и от 80-кратного до 200-кратного ММОТ — на руководителей организаций, должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного управления.

Деятельность федеративного антимонопольного орга­на и его территориальных звеньев пока не оказывает заметного влияния на состояние конкуренции в эконо­мике и соблюдение законодательства о конкуренции. Эти органы не несут ответственности за формирование конкурентной среды.

Наряду с системой антимонопольных органов в со­здании конкурентной среды призваны участвовать дру­гие государственные органы исполнительной власти: ми­нистерства, ведомства, администрации, а также органы местного самоуправления. Формы и методы их работы в этом направлении пока четко не определены. Здесь тре­буются научные разработки и дополнительные законо­дательные решения.

ТЕМА VII ДОГОВОРЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ

1. Сущность договора.

2. Классификация договоров коммерческого права.

3. Видовые отличия торговых договоров.

Важнейшим (наряду с законодательством) средством правового регулирования торговой деятельности явля­ется договор.

Договор представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или пре­кращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ).

В юридической литературе отсутствуют научные под­ходы к пониманию договора, который нередко отождеств­ляется со сделкой или с правоотношением. Подобные взгляды неточны и ведут к непониманию сущности до­говора и его роли в юридической организации жизне­деятельности людей.

К договорам применяются правила о двух- и много­сторонних сделках, предусмотренные гл. 9 ГК РФ. Одна­ко это законодательное положение не означает тожде­ства договора и сделки. Сделка может представлять собой единичное одностороннее действие лица, направ­ленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В отличие от этого договор всегда состоит из группы юридических действий и предполагает наличие двух или большего числа дого­варивающихся лиц.

Договор не может пониматься как простая совокуп­ность взаимосвязанных сделок, совершаемых нескольки­ми лицами. Комплекс сделок нескольких лиц становит­ся договором, лишь если он содержит в себе момент соглашения. Однако в таком значении уже нельзя гово­рить о сделках, поскольку соглашение представляет собой качественно иное явление, нежели совокупность сделок.

Юридически значимое соглашение нескольких лиц является цельным, целостным объектом. Отдельные сдел­ки, составляющие договор, представляют собой части этой целостности. Между тем существует закономерность, согласно которой целое управляет образующими его частями, целое определяет структуру и функции своих частей. Договор, соглашение субъектов предопределяет порядок совершения и содержание составляющих его частей, пунктов.

В качестве целостности договор обладает свойства­ми, отсутствующими у каждой отдельно взятой сделки и простой суммы сделок, входящих в его состав. Дого­вор наделен совершенно новыми характеристиками, присущими ему в качестве соглашения лиц. Он предназ­начен устанавливать юридическую связь между догова­ривающимися сторонами, определять их взаимные права и обязанности. Договор предоставляет субъектам воз­можность юридически регулировать различную по сро­кам и содержанию взаимосвязанную деятельность. Дого­вору присущи важные правовые функции, которые отсутствуют у составляющих его сделок. Познание и эф­фективное использование регулятивных возможностей договора представляет собой одну из важнейших задач становления рыночной экономики.

Договор, как и сделка, служит источником возникно­вения прав и обязанностей (ст. 8 ГК РФ). Взаимные права и обязанности двух или большего числа лиц об­разуют содержание правоотношения. Однако роль дого­вора в качестве основания возникновения правоотноше­ний неизмеримо выше, чем у отдельных сделок. Подавляющее большинство обязательств в гражданском праве возникает исключительно из договоров, только из договоров возникают обязательства торгового оборота. Приравнивание договора к сделке или правоотношению ведет к игнорированию всего содержательного богатства договоров, к отказу от использования возможностей до­говора в правовом регулировании торгового предпри­нимательства и иных сфер деятельности.

При выделении коммерческого права в самостоятель­ную подотрасль цивилистики возникает необходимость разграничения гражданских и торговых договоров, а так­же классификации договоров, относимых собственно к торговому обороту.

Опыты классификации торговых договоров много­кратно предпринимались в юридической науке, российс­кой и зарубежной. Расцвет российского коммерческого права приходится на конец прошлого — начало нынеш­него века. Поэтому наиболее разработанные класси­фикации можно найти в трудах Г.Ф.Шершеневича, А.Ф.Федорова, К.И.Малышева и других российских ученых-коммерциалистов. С учетом происшедших за сто­летие изменений в праве предлагаемые ими рубрика­ции выглядят устаревшими.

По каким основаниям проводилось прежде разгра­ничение общегражданских и торговых договоров? Г.Ф.Шершеневич предлагал относить к торговым дого­ворам те, которые имеют целью дальнейшую перепрода­жу товара. Кроме того, одной из сторон в таком договоре обязательно должен быть торговый посредник.

Такой подход нельзя считать приемлемым. В настоя­щее время продажа созданного товара стала основной задачей любой организации-изготовителя. Подобным же образом покупка ресурсов является условием деятель­ности всякой организации. При этом не имеет значения, участвует или нет посредническая организация в пере­мещении товара от изготовителя к потребителю.

С учетом сказанного мы можем признать договорами коммерческого права прежде всего такие, которые офор­мляют отношения по возмездной реализации товара для предпринимательских и хозяйственных нужд. Они образуют ядро торгового оборота. Данную группу дого­воров можно условно назвать реализационными дого­ворами.

К числу реализационных относятся договоры постав­ки, оптовой купли-продажи, контрактации сельскохозяй­ственной продукции, закупок для государственных нужд. Сюда же следует отнести и такой договор, предусмот­ренный ст. 882 ГК РФ, как товарный кредит. Он включен в главу о кредитовании, хотя фактически это продажа с условием оплаты стоимости товара в будущем. К реали­зационным примыкает договор мены товаров, связанной с предпринимательской деятельностью.

Помимо общих целей важной особенностью договоров на реализацию товара для предпринимательских и хо­зяйственных нужд является особый субъектный состав. Участниками таких договоров могут быть лишь органи­зации и индивидуальные предприниматели, но не граж­дане (физические лица). Названные особенности дают основания и возможность безболезненно перенести реа­лизационные договоры в специальный акт — Торговый кодекс. Это позволит более полно, детально и взаимосогласованно урегулировать данные договоры.

Вторую самостоятельную группу составляют посред­нические договоры. По классификации ГК РФ они в основном являются договорами на возмездное оказание услуг. В сфере торговли содержанием таких договоров служит совершение лицом действий па поводу товара в интересах какого-либо участника торгового оборота. К данной группе относятся прежде всего договоры комис­сии, в том числе внешнеторговой комиссии (консигна­ции), поручения, коммерческой концессии (франшизы).

В группу посреднических входят также договоры тор­гового агентирования, которые широко применяются в зарубежной практике и постепенно получают распрост­ранение в России, и ряд других.

Третью группу составляют договоры, содействую­щие торговле.

Развитие торгового оборота привело к видоизменению прежних и появлению новых видов таких договоров. Не­которые из них используются преимущественно в ком­мерции, другие имеют как торговое, так и общеграждан­ское применение.

Таковы договоры на:

• выполнение маркетинговых исследований;

• создание рекламной продукции;

• оказание рекламных и информационных услуг;

• хранение товаров.

К данной группе можно также отнести договоры кре­дитования торговых операций, страхования товаров и коммерческих рисков, транспортной экспедиции и ряд других.

Среди рассматриваемых договоров важно различать договоры на оказание услуг и на выполнение работ. Ос­новной отличительный признак — договоры на выполне­ние работ всегда имеют результатом создание определен­ного товара, материального или идеального продукта. Со­зданный продукт может быть предметом последующих продаж. Что касается договоров на услуги, то они пре­дусматривают совершение должником определенных действий в пользу кредитора. Само совершение действий (хранение, перевозка, агентирование и т.п.) является же­лаемым благом и создает исполнение договора. Требова­ния к договорам на работы и услуги весьма различны.

Наконец, имеется четвертая группа — организацион­ные договоры. В данную группу входят:

• соглашения об исключительной продаже товаров;

• договоры об организации взаимосвязанной деятель­ности по реализации товаров;

• договоры органов исполнительной власти о межре­гиональных поставках товаров;

• договоры органов власти и местного самоуправле­ния с производственными и торговыми фирмами по вопросам осуществления торговли.

Итак, при классификации договоров мы можем вы­делить те, которые образуют собственное содержание коммерческой деятельности. Это прежде всего реали­зационные и торгово-посреднические договоры. Они целиком относятся к сфере коммерческого права, по­скольку, во-первых, предназначены для обслуживания то­варообращения и, во-вторых, граждане не участвуют в их совершении. Что касается договоров, содействующих тор­говле и организационных, то они в равной мере могут использоваться как в коммерческих, так и в общеграж­данских отношениях.

В мировой практике основной вид реализационных договоров — договор купли-продажи. Применяется так­же система контрактов на закупку для государственных нужд, в ограниченных объемах используются договоры мены (бартера), российская хозяйственная практика отличается большим богатством. В ней наряду с куплей-продажей широчайше используются в качестве самосто­ятельных договоры поставки и контрактации сельхоз­продукции.

Первоочередного рассмотрения требуют договоры, формирующие основу товарного обращения. Курс на со­здание рыночной экономики повлек изменения в регу­лировании товарных сделок в России. Под влиянием зарубежного права ГК РФ закрепил договор купли-про­дажи в качестве общевидовой модели реализационных договоров. Так, гл. 30 ГК РФ называется «Купля-прода­жа». Она включает в себя кроме купли-продажи другие основные виды реализационных договоров: поставки, за­купки для госнужд, контрактации сельхозпродукции и иные.

В гл. 30 ГК РФ выделен параграф 1: «Общие положения о купле-продаже». К сожалению, в параграфе об общих положениях не дается оснований для разграничения между видами реализационных договоров и не предлагается критериев для выбора того или другого договора.

Однако основной недостаток состоит в том, что, урегулировав в ГК РФ розничную куплю-продажу, разработчики кодекса не сумели выде­лить и отдельно урегулировать оптовую (предпринимательскую) куп­лю-продажу. Договор оптовой купли-продажи в нынешнем ГК РФ не нашел себе места, как это было и в ГК РСФСР 1964 г. В результате наиболее значимый договор рыночных отношений — оптовой купли-продажи — регулируется набором норм, содержащихся в разных пара­графах ГК РФ и даже в разных нормативных актах. Отсутствие в зако­не в качестве самостоятельного вида договора оптовой купли-продажи подталкивает миллионы предпринимателей к заключению по традиции договоров поставки, даже когда для этого отсутствуют объективные ос­нования.

Для выявления видовых отличий договоров постав­ки и оптовой купли-продажи надо рассмотреть: 1) сфе­ру применения каждого договора; 2) общее назначение, видовые цели каждого договора; 3) отличия основных функций, выполняемых договорами; 4) возможности каждого договора как правового средства решения соот­ветствующих задач.

Как поставка, так и оптовая купля-продажа имеют общей сферой применения товарное обращение. Однако в данной области необходимо выделять различные сек­торы. Одним из основных секторов (участков) товарно­го обращения является оптовая торговля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: