Коммерческое право России 6 страница

В понимании оптовой торговли нет определенности. В экономической литературе оптовой торговлей предла­гают называть различные явления: торговлю партиями товара, торговлю с участием посреднических организа­ций и т.п. Оптовая торговля представляет собой отрасль экономики и вид предпринимательской деятельности. Она состоит в товарном обеспечении системы рознич­ной торговли. Оптовую торговлю можно понимать как деятельность по перемещению товара на основе возмездных сделок от изготовителей к организациям розничной торговли. Она предшествует процессу розничной прода­жи как важный и обязательный этап.

Участниками оптовой торговли выступают прежде всего производители товара. Другие важные ее участни­ки — оптовые торговые и посреднические организации, осуществляющие разные виды операций по продвиже­нию товара. Конечными звеньями выступают организа­ции розничной торговли (или индивидуальные торго­вые предприниматели). Необходимым признаком участников оптовой торговли служит предприниматель­ский характер их деятельности. Данная деятельность со­вершается с целью извлечения прибыли и носит систе­матический характер.

Выяснение сущности оптовой торговли дает основа­ния для выделения в качестве самостоятельного вида договора оптовой купли-продажи. Его первичными от­личительными признаками будут: 1) определенная сфера применения — оптовая торговля; 2) специальный субъектный состав: предпринимательские организации и индивидуальные предприниматели.

В товарном обращении помимо оптовой торговли имеются другие участки. Так, важнейшей областью слу­жит обеспечение материальными ресурсами всех видов производственных и иных (медицинских, учебных, куль­турных, управленческих и т.д.) организаций и учреж­дений. Продажа ресурсов этим потребителям представ­ляет деятельность, отличную от оптовой торговли. Она традиционно именуется материальным снабжением. В материальном снабжении чаще используется договор поставки.

Рассмотрим общее назначение, видовые цели каждо­го договора.

Оптовая торговля опосредует и организует переме­щение товарной массы от изготовителей в розничную сеть. Назначение оптовой торговли — полное, оперативное и повсеместное насыщение розничной сети товарами, не­обходимыми для удовлетворения запросов населения. Поэтому общей целью договора оптовой купли-продажи должно признаваться содействие полному и своевремен­ному поступлению в розничные организации товаров, необходимых для удовлетворения спроса населения.

Договор поставки (как и договор контрактации) — это исключительно российское изобретение, продукт оте­чественной практики, предназначенный прежде всего для организации крупномасштабных отношений устойчиво­го характера по обеспечению материальными ресурсами различных потребителей.

В настоящее время сохраняется тенденция, согласно которой при регулировании отношений между отрасля­ми хозяйства, между регионами, а также кооперацион­ных связей производителей закон ориентирует на ис­пользование договора поставки, а не купли-продажи. Та­ковы законы о поставках для федеральных государ­ственных нужд, регулярно издаваемые акты о поставках в районы Крайнего Севера, поставках техники, горюче-смазочных материалов для агропромышленного комп­лекса и др.

Договор поставки используется для организации связей между отраслями и регионами, а также для отно­шений производственной кооперации, когда предприятия сцеплены между собой постоянными или долговремен­ными связями по переработке сырья и материалов, обеспечению комплектующими узлами и деталями. Ко­операционные связи головного предприятия и смежни­ков, сырьевых и перерабатывающих предприятий всегда или почти всегда регулируются договором поставки.

Иначе говоря, за договором оптовой купли-продажи следует с необходимостью розничная продажа товара, по­этому он всегда заключается с предпринимательской це­лью как для продавца, так и для покупателя. Что же до договора поставки, то в нем покупателем может быть не­предпринимательская организация или учреждение и даже гражданин, использующий товар для целей, не свя­занных с личным, семейным, домашним и иным подоб­ным назначением.

Из-за отставания цивилистской науки от запросов практики, запаздывания в разработке договоров у нас в стране происходит процесс компенсации неполноты до­говорной системы путем искусственного приспособления договора поставки для обслуживания оптовой торговли, хотя он по своей природе малопригоден для этого и не может эффективно выполнять соответствующие функ­ции.

Сказанным выше не исчерпываются различия назван­ных договоров. Принципиальные отличия имеются в предметах и требованиях к содержанию договоров оп­товой купли-продажи и поставки.

Предметом договора оптовой купли-продажи могут быть только вещи, которые предлагаются к продаже в розничной торговой сети. Если изделие, товар не могут быть предложены в магазинах для продажи гражданам, то с ними не могут совершаться сделки оптовой куп­ли-продажи. В отличие от этого предметом договора по­ставки могут быть любые вещи независимо от того, предназначаются они или нет для продажи населению. Показательно, что реализация имущества, изъятого из оборота или ограниченного в обороте, производится хотя и на основании специальных разрешений, но по догово­рам поставки.

Для рассмотрения функциональных различий дого­воров необходимо проанализировать связь оптовой тор­говли с розничной. Розничная торговля характеризуется тем, что предназначена продавать товары гражданам. От­ношения торговых организаций с покупателями оформ­ляются договором розничной купли-продажи. В каких бы количествах и как часто гражданин ни делал свои покупки, для каких бы целей он ни приобретал товары в торговой сети, его отношения будут определяться дого­ворами розничной купли-продажи.

Гражданину в магазине противостоит специальный субъект — торговый предприниматель, коммерсант. Его отличительные признаки удачно выражены в ст. 2-104 Единообразного торгового кодекса США. Согласно на­званной норме, коммерсант — это тот, кто по роду своих занятий обладает специальными знаниями или опытом в отношении операций или товаров, являющихся пред­метом сделки. Покупатель конечно же подобными спе­циальными знаниями и опытом не обладает. Учитывая такое реально существующее неравенство, закон предос­тавляет повышенную защиту более слабой стороне — покупателю. Этим целям служат прежде всего Закон РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 09.01.96 № 2-ФЗ)* и ряд норм гл. 30 ГК РФ.

* Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 140.

 

Нормативными актами, регулирующими розничную торговлю, также являются не упоминаемые в ГК РФ, но имеющие важное значение правила продажи товаров. Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55* (в ред. постановлений Правительства РФ от 20.10.98 № 1222; 02.10.99 № 1104) утверждены в новой редак­ции Правила продажи отдельных видов товаров. Пра­вила предусматривают различные правовые и организа­ционные требования к розничной торговле, направленные на обеспечение интересов населения.

* Собрание законодательства РФ. 1998. № 4. Ст. 482; № 43. Ст. 5357; Российская газета. 1999. 14 окт.

 

Так, согласно п. 11 Правил продавец обязан доводить до покупателей информацию об изготовителе товара, ме­сте нахождения изготовителя или уполномоченной им организации, обязанной принимать претензии от поку­пателя, осуществлять гарантийный ремонт и сервисное обслуживание товара. Продавец должен иметь и предъя­вить покупателю подлинник сертификата на товар либо копию сертификата, заверенную продавцом, нотариусом или органом сертификации. Товары бытового назначе­ния должны иметь маркировку на каждом изделии или ярлыки с указанием наименования изделия, цены, разме­ров, роста и иных сведений. При обнаружении недобро­качественности товара покупатель вправе потребовать замены, уценки либо незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара (п. 27 Правил). Инфор­мацию об организациях, выполняющих ремонтные и вос­становительные работы, продавец обязан довести до све­дения покупателя при продаже товара.

Указанные требования адресуются розничным органи­зациям, однако они могут быть выполнены лишь силами либо при участии изготовителя или оптового посредни­ка. Соответственно они должны предусматриваться в до­говоре оптовой купли-продажи, заключаемом с этими ли­цами.

Как выглядят условия договора оптовой купли-про­дажи, корреспондирующие розничным договорам? Это могут быть пункты, предусматривающие обязанность продавца (изготовителя или оптовика) обеспечить на­личие на каждом изделии необходимой маркировки либо ярлыков с данными, соответствующими российс­ким шкалам ростов и размеров. Должно предусматри­ваться представление копий сертификатов качества, за­веренных определенным органом.

В договоре оптовой купли-продажи должна быть оп­ределена организация, которая по поручению изготовите­ля будет осуществлять гарантийный ремонт и техничес­кое обслуживание изделий. Со своей стороны изготовитель или оптовик обязаны заключить с такой организацией договор о гарантийном или сервисном обслуживании граждан, купивших соответствующие то­вары.

Правила розничной торговли налагают свои требо­вания на предмет продажи. Такие требования состоят, в частности, в необходимости расфасовки товара в коли­чествах, приемлемых для покупателей, применения упа­ковки, удобной для пользования и хранения. Операции упаковки и расфасовки экономичнее осуществлять в производственных условиях, поэтому условия об этом должны предусматриваться в договорах оптовой купли-продажи.

Процесс розничной торговли предъявляет множество других требований, которые подлежат урегулированию в отношениях розничных торговых организаций с изготови­телями и оптовыми посредниками и которые создают видовые особенности договора оптовой купли-продажи. Можно предложить следующее определение такого дого­вора.

По договору оптовой купли-продажи продавец обя­зуется в согласованный срок (или сроки) передать в собственность покупателю вещи (товары) для прода­жи населению в соответствии с требованиями такой продажи, а покупатель принять вещи и оплатить их стоимость.

Важные отличия имеются в правовых возможностях рассматриваемых договоров.

Договор оптовой купли-продажи объективно необ­ходим для создания товарного рынка, улучшения торго­вого обслуживания населения. Российское право в дан­ном отношении отстает от западного. Так, Европарламентом в 1994 г. принята 1-я часть Общеевропейского кодекса частного права («Принципы европейского договорного права»), фактически являющегося торговым кодексом Европейского союза. При подготовке этого акта исполь­зованы ЕТК США и Венская конвенция ООН 1980 г. Предусмотренные названными документами правовые модели могут быть использованы для урегулирования отношений оптовой купли-продажи. Такие меры способ­ствовали бы гармонизации российского и зарубежного права.

Одновременно требует усовершенствования договор поставки. Сейчас нормы об этом договоре носят сборный характер, вынужденно сочетая правила, предназначенные для регулирования материального снабжения и оптовой торговли. При этом оказалась - утраченной важная спе­цифика, которая была присуща этому договору с момен­та возникновения и вплоть до 1996 г.

Общая предназначенность договора для регулирования поставок для государственных нужд, межрегиональных и кооперационных связей предполагает долгосрочный харак­тер отношений сторон с периодической повторяемостью операций по передаче и оплате товара. Такие отношения создают для покупателя возможность воздействия на про­изводственную деятельность поставщика. Договор постав­ки позволяет не только решать вопросы передачи и опла­ты товара, но также предусматривать обязанности поставщика по освоению выпуска новых видов продукции, улучшению качественных характеристик, совершенствова­нию способов доставки. Разовые краткосрочные договоры поставки (и купли-продажи) малопригодны для решения таких задач.

Необходимость согласования в долгосрочных догово­рах поставки условий, рассчитанных на долговременное сотрудничество сторон, предполагает одновременное ре­шение поставщиком вопросов вложения инвестиций, осу­ществления технологических и производственных мер. Возможность комплексного решения в договорах постав­ки таких вопросов предусматривалась прежде Положе­ниями о поставках продукции и их товаров. К сожале­нию, эти моменты оказались потеряны в § 3 гл. 30 ГК РФ, что резко ограничило возможности договора постав­ки, принизило его хозяйственную роль.

Правовые модели, регулирующие одновременно с актами передачи товара также вопросы совершенство­вания производственно-хозяйственной деятельности субъектов для достижения общих целей, представляют огромную ценность для России. Поэтому до внесения необходимых изменений в закон договорным контраген­там следует по своей инициативе использовать то полез­ное и конструктивное, что на протяжении веков выраба­тывалось отечественными профессионалами.

Гражданский кодекс РФ сохранил в качестве само­стоятельного вида договор контрактации сельскохозяй­ственной продукции. Он имеет значительную специфи­ку. По договору контрактации организация либо фермер (он признается индивидуальным предпринима­телем) обязуется вырастить или произвести сельскохо­зяйственную продукцию в определенном количестве, ас­сортименте, в определенные сроки и передать ее заготовителю.

Заключенный договор контрактации служит основа­нием для осуществления хозяйством деятельности по выращиванию или производству продукции. В тех слу­чаях, когда на момент заключения договора имеется уже готовая продукция, то хозяйство может по своему усмот­рению реализовать ее по любому договору: контракта­ции, поставки или оптовой купли-продажи в случае реализации после соответствующей подготовки в роз­ничную сеть.

Одной из сторон в договоре должна быть организа­ция или фермер, сами производящие продукцию. Другой стороной выступает организация-заготовитель, закупа­ющая продукцию для переработки в товары или для хозяйственного использования. Заготовительные функ­ции выполняют кооперативы, элеваторы, молокозаводы, иные организации.

Предметом контрактации служит только сельхоз­продукция в сыром виде или прошедшая необходимую первичную обработку: сушку, фильтрацию, охлаждение и т.п. Если выращенная продукция прошла производ­ственную переработку, то созданные продовольственные или промышленные товары уже не могут контрактовать­ся. Речь идет, например, о масле, сыре, мясопродуктах и т.п. Их реализация осуществляется уже в режиме постав­ки или оптовой купли-продажи, которая требует учета правил продажи таких товаров населению.

Особенность договора контрактации — включение в него условий об обязанности заготовителя обеспечивать хозяйство тарой, упаковочными материалами, оказывать помощь в приобретении горюче-смазочных материалов и иных ресурсов. Помощь может оказываться также в вывозе продукции своим транспортом. Статья 536 ГК РФ устанавливает, что заготовитель обязан принять сельхозпродукцию по месту нахождения и обеспечить ее вывоз. Обязанность встречных услуг обусловливается слабым развитием системы снабжения и рыночной инф­раструктуры сельского хозяйства. Между тем именно их развитие решающим образом влияет на уровень обеспе­чения продовольствием. У нас самая низкая в Европе урожайность, но даже из собранного значительная доля теряется или гибнет из-за отсутствия хранилищ, холо­дильников, а главное — отлаженной системы заготовок.

Контрактант (т.е. заготовитель) может принимать на себя обязанность встречной продажи хозяйству отходов от переработки полученной продукции. Это совершенно особое и важное условие, позволяющее полнее исполь­зовать производственную продукцию.

Указанные особенности договора контрактации по­рождаются отсутствием в стране развитой структуры снабжения сельского хозяйства и сбыта сельхозпродук­ции. Поэтому функции снабжения тарой, материалами, вывоза продукции стали возлагаться на того, кто поку­пает продукцию — на заготовителя. От этого пока труд­но отказаться, что обусловливает сохранение особеннос­тей договора контрактации.

То обстоятельство, что продукция производится по за­казу заготовителя, налагает на последнего повышенную ответственность за принятие продукции от хозяйства и оплату ее стоимости. В случае отказа заготовителя взять заказанную продукцию возможности продажи ее дру­гим лицам весьма ограниченны, особенно когда продук­ция является скоропортящейся. Поэтому ст. 536 ГК РФ воспроизвела ранее существовавшее правило о недопус­тимости отказа заготовителя от принятия товара, пред­ставленного в соответствии с договором. В случае отказа с заготовителя взыскивается полная стоимость этого то­вара.

Важным этапом в организации торговых отношений является то, что реализационные договоры оказались в целом полнее, чём прежде, урегулированы законом — новым ГК РФ. Однако одной гл. 30 ГК РФ недостаточно для полной и детальной регламентации торговых отно­шений. Пробелы и упущения в этих вопросах все более очевидны. В интересах развития национальной экономи­ки и удовлетворения запросов населения было бы пра­вильно урегулировать реализационные договоры в спе­циальном акте — Торговом кодексе России.

ТЕМА VIII СТРУКТУРА ДОГОВОРНЫХ СВЯЗЕЙ

1. Виды договорных связей.

2. Основания выбора структуры связей.

3. Особенности некоторых видов связей.

Торговый оборот, деятельность по продвижению то­варной массы от изготовителей к потребителям регули­руется не только законодательством, но — что еще более значимо — заключаемыми договорами. Оценивая значе­ние договоров, известный американский юрист Р.Паунд пишет, что «богатство в коммерческий век вырастает пре­имущественно из договоров».

Важно учитывать мотивы, которые дали основания для такого вывода. В этих словах выражается признание ведущей роли договора как инструмента установления хозяйственных связей по реализации товара и средства правовой организации действий субъектов по продви­жению товара.

При анализе организации договорных связей сле­дует различать несколько аспектов. Прежде всего на каж­дом предприятии необходимо выявлять и схематичес­ки «прочерчивать» основные связи с договорными контрагентами. Иными словами, должна быть прорисо­вана структура основных договорно-хозяйственных связей, т.е. связей регулярных, наиболее крупных по объе­мам, по стоимости товаров, либо по иным причинам зна­чимых для организации. Случайные и мелкие договоры здесь могут не приниматься в расчет.

Структура основных связей определяет профиль, со­держание деятельности фирмы. Исполнение договоров формирует доходы, предопределяет размеры налоговых выплат и другие затраты. Структура договорных связей решающим образом влияет на внутреннее построение фирмы, на численность персонала, на распределение обя­занностей. Большинство управленческих решений долж­но сообразовываться с процессом исполнения договоров. Все функциональные блоки деятельности фирмы также должны строиться в прямой зависимости от заключен­ных договоров.

Второй не менее значимый и интересный аспект — структуры договорных связей представляет собой необхо­димая взаимозависимость договоров по основной деятель­ности, и всех вспомогательных договоров, содействующих осуществлению первых. Фактически это взаимосвязь ос­новного и требующихся для его исполнения вспомогатель­ных и обслуживающих договоров.

К примеру, если производственная фирма заключила с покупателем договор на поставку 20 т колбасы, то для исполнения обязательства она должна заключить еще 15-20 вспомогательных договоров. Прежде всего нужны до­говоры со смежниками на получение от них мяса, раз­личных наполнителей, колбасной оболочки, ящичной тары, товарных ярлыков. Нужны договоры на энерго- и теплоснабжение. Требуется заключить договор с транс­портной организацией на отгрузку в установленный срок товара своим покупателям.

Для четкой организации исполнения обязательств не­обходимо составление по каждому среднему и крупному договору сетевых графиков. Сетевые графики рису­ются с помощью компьютера или вручную. Они выгля­дят в виде древообразной схемы, которая позволяет со­вместить по количествам, срокам и другим параметрам все выполняемые операции. Без такой взаимосогласован­ности, увязки всех действий основной договор не может нормально выполняться.

К сожалению, вопросы структурного конфигурирова­ния договоров, построения сетевых графиков исполне­ния почти не исследуются в юридической науке и в те­ории менеджмента. Об этом нет теоретических трудов и методических разработок. Между тем без разработки схем договорных связей нельзя нормально строить ра­боту, добиваться прибыли. Только продуманные схемы позволяют четко ставить задания для всей фирмы, от­дельных ее служб и работников по месяцам, неделям и дням.

Указанные проблемы относятся к совершенно новой области знания — так называемым организационным технологиям. В России имеются исследования по орга­низационным технологиям, организации управления де­ятельностью коллективов. К сожалению, при наличии общей теории пока мало прикладных разработок, а в области правовой деятельности их почти нет.

Значительные особенности структурной организации имеют договорные отношения, основанные на привлече­нии должниками к исполнению обязательств других организаций-соисполнителей (это относится в основном к договорам на выполнение работ и оказание услуг). Если из закона или договора не вытекает обязанность должника выполнить предусмотренные договором обя­занности лично, должник вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц.

В этом случае должник выступает в роли генерально­го исполнителя, привлеченные им к выполнению обяза­тельств лица — в роли субисполнителей. Отношения между генеральным исполнителем и привлеченными им субисполнителями определяются заключаемыми между ними самостоятельными договорами, в которых гене­ральный исполнитель (должник по генеральному дого­вору) выступает в качестве кредитора.

Генеральный исполнитель несет перед кредитором ответственность за последствия неисполнения или не­надлежащего исполнения обязательств субисполнителя­ми, а перед последними — ответственность за неиспол­нение или ненадлежащее исполнение кредитором обязательств по генеральному договору.

В подобном порядке строятся отношения в случаях, когда необходимо привлечение к исполнению обяза­тельств организаций, специализирующихся на выполне­нии определенных видов работ и потому способных выполнить их дешевле и с лучшим качеством. Таковы отношения принципалов с агентами, привлекающими по договорам субагентов, комитентов с комиссионерами и субкомиссионерами и другие.

При наличии генерального договора кредитор впра­ве заключать договоры на выполнение отдельных видов работ (услуг) данного рода лишь с согласия генерально­го исполнителя. В этом случае привлеченные по самостоя­тельным договорам в качестве должников лица не участ­вуют в отношениях, производных из генерального договора. Они несут ответственность за исполнение сво­их обязательств непосредственно перед, кредитором.

Существует еще один структурный аспект — порядок связей по реализации товара на основе отдельных дого­воров. Здесь различают два вида связей:

1) прямые связи — они устанавливаются напрямую между изготовителями и потребителями товара, при­чем под потребителями предлагается понимать органи­зации, получающие товар для предпринимательских или хозяйственных нужд;

2) связи с участием промежуточных организаций. Здесь процесс продвижения товара опосредуется не­сколькими договорами, составляющими так называемую договорную цепочку.

Посреднические организации могут выполнять раз­ные функции. В основном они занимаются перераспре­делением полученных ресурсов, т.е. закупкой крупных партий товара и дробной перепродажей его мелким по­требителям. Однако немало российских посредников по­купают партию товара в одном месте и затем перепрода­ют эту же партию в другом месте.

В 1992—1998 гг. договорная цепочка насчитывала в среднем от 3 до 5 звеньев. Такое понятно в ситуации, ког­да 90% малых предприятий являются торговыми или торгово-посредническими, иначе говоря, один производит, а девять — торгуют.

Перед каждым изготовителем и потребителем возни­кает вопрос: оформлять ли ему прямой договор или соглашаться на участие во взаимоотношениях посредни­ка? Решение об этом должно приниматься с учетом сле­дующих обстоятельств.

Для предприятия-изготовителя более выгодна прода­жа товара оптовому посреднику, а не напрямую потреби­телю. Привлечение посредника снимает с изготовителя заботу о реализации товара. Целый комплекс трудоем­ких и сложных операций перелагается на посредничес­кие звенья. Нередко оптовые организации создают на предприятиях свои участки и службы, принимающие товар прямо из цехов и занимающиеся его отгрузкой покупателям. Изготовитель получает значительный вы­игрыш, снимая с себя задачу поиска покупателей, подбо­ра партий товара, отгрузок по множеству адресов.

Кроме того, убыстряются расчеты за товар, по­скольку посредник оплачивает сразу стоимость всего пе­реданного ему товара. Это быстрее и надежнее, чем со­бирать деньги от множества получателей.

Важно учитывать также следующее. Посреднические организации сами не используют товар, они отдалены от потребителей. Поэтому в России посредники сейчас менее требовательны в вопросах ассортимента, качества, сроков отгрузки и других моментов. Непосредственные потребители, в том числе розничные торговые организа­ции, гораздо внимательнее и придирчивее относятся к установлению таких условий, что увеличивает для изго­товителей объемы работы и связанные с этим затраты, поскольку все согласованные с потребителями условия надо выполнять.

Таким образом, установление связей с торговым по­средником дает выгоды изготовителю. Однако все они могут быть сняты в связи с тем, что цена оптовой прода­жи всегда ниже той, которую уплачивает непосредствен­ный потребитель. В печати можно встретить данные о том, что размер посреднических наценок сейчас состав­ляет от 22 до 32%. Однако нередко отмечаются ситуации, когда посредник продает скупленный товар намного до­роже.

Поэтому важно просчитывать, соотносить размер пре­доставляемой посреднику скидки с цены с величиной тех затрат, которые будет вынужден нести сам изготови­тель, если будет реализовывать свой товар непосред­ственно потребителям. Только такой расчет и должен служить основой для выбора структуры договорных свя­зей изготовителями.

Для потребителей в обстановке сохраняющегося мо­нопольного положения изготовителей и крупных по­средников возможности выбора структуры связей сущест­венно ограниченны.

По мере развития рыночных отношений проблема вы­бора структуры связей встанет и перед потребителями. Для потребителя решение вопроса о том, покупать ли товар у изготовителя либо. у оптового посредника, так­же не может быть одинаковым. Выбор структуры связей должен осуществляться с учетом тех преимуществ, кото­рые дает первая или вторая структура.

Заключение договора с оптовым посредником пред­полагает два варианта отгрузки товара:

1) транзитная отгрузка, когда товар по указанию посредника отправляется изготовителем сразу в адрес потребителя;

2) складская отгрузка. При ней товар доставляется от изготовителя сначала на склад посредника и уже за­тем переотправляется потребителю.

Транзитная отгрузка не дает потребителю никаких вы­год. Более того, приходится платить наценку посреднику, хотя товар грузится в адрес потребителя непосредствен­но изготовителем. Размеры посреднических наценок в стране весьма ощутимы для покупателей, превышают су­ществующие за рубежом. Так что транзитные отгрузки — это тот случай, где для потребителя действует принцип «выталкивания» посредников и перехода на прямые свя­зи с изготовителем.

При складском режиме поставок потребителю следу­ет выяснять, какие преимущества дает ему участие по­средника. Преимущество прежде всего может состоять в том, что у потребителя отпадает необходимость созда­вать запасы соответствующего товара. Нет необходимос­ти в складских помещениях, в расходах на хранение. По мере возникновения потребности можно оперативно по­лучить нужное количество ресурсов со склада снабжен­ческой организации. Важно лишь точно знать, способен ли посредник поддерживать постоянный запас для удов­летворения запросов потребителей. Если такой гаран­тии нет, то запас придется создавать самому потребите­лю, приобретая ресурсы непосредственно у изготовителя.

Для потребителей представляют интерес дополни­тельные услуги, которые посредник способен оказывать, осуществляя работу с товаром. Таковы, например:

1) подборка ассортиментных групп товара, составле­ние комплектов изделий, производимых разными изго­товителями. Сами производители просто не в состоя­нии оказывать такие услуги;

2) предпроизводственная подготовка материалов, рас­крой, изгиб, нарезка по необходимым размерам согласно заказам покупателей;

3) расфасовка и упаковка товара в количествах, удоб­ных для потребителей. Пока расфасовка до 70% отече­ственных продовольственных товаров осуществляется на предприятиях розничной торговли в не приспособлен­ных для этого помещениях либо у прилавка продавцом. Это в 10—12 раз дороже, чем фасовать механизирован­ным способом у изготовителя или у посредника.

Имеется множество других услуг, которые способны оказывать посреднические организации. Нередко только через посредников, из создаваемых ими запасов можно приобретать малые количества изделий, получать запча­сти для снятого с производства оборудования. Для изго­товителей осуществлять отпуск мелких партий или со­хранять производство деталей к старым видам машин крайне невыгодно. Прежде в стране существовала обязанность изготовителей в течение 10 лет после снятия машины с производства продолжать выпуск запчастей к ней. Сейчас данную проблему можно решать через по­средников на основании заключаемых с ними догово­ров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: