Коммерческое право России 9 страница

С предметом договора тесно связано условие о сро­ках. Следует прежде всего различать срок действия до­говора и срок передачи или отгрузки товара. По сроку действия различают краткосрочные, годовые (их счита­ют среднесрочными) и долгосрочные договоры.

В отношении сроков передачи товара законодатель­ство о купле-продаже не требует их указания в договоре. Если сторонами указан только срок действия договора, то передача товара должна быть произведена в пределах этого срока.

Срок передачи или отгрузки, которая приравнива­ется к передаче, может определяться конкретной датой или указанием периода, в котором должен быть отгру­жен товар. При регулярном характере отгрузок наряду с общим сроком поставки в договоре устанавливаются частные с р о к и, т. е. периоды для поставки отдельными частями, по терминологии ГК РФ — парти­ями. Если договор предусматривает поставку отдель­ными партиями, но периоды поставки не определены, то согласно ст. 508 ГК РФ товары должны поставляться равными партиями помесячно.

Установление частных сроков актуально для любых видов торговых договоров: поставки, оптовой купли-про­дажи, закупок для государственных нужд, договоров кон­трактации сельскохозяйственной продукции. ГК РФ урегулировал эти вопросы только для отношений по по­ставкам. Поэтому при заключении других торговых до­говоров следует пользоваться моделью, предусмотренной для поставок.

Установление частных сроков оказывает серьезное упорядочивающее воздействие на производственную и торговую деятельность. Так, Положения о поставках про­дукции и товаров в 70-х годах предусмотрели обязан­ность равномерной поставки товаров по месяцам. Введе­ние такого правила повысило ритмичность работы буквально всех предприятий, подняло полноту загрузки производственных мощностей, заставило четче трудить­ся коллективы тысяч предприятий. Потом это правило, было отменено под воздействием директоров заводов, и опять начались перебои в обеспечении народного хо­зяйства и населения.

При выработке условий о сроках следует учитывать такие моменты, как длительность цикла производства из­делий, продолжительность транспортировки, наличие у продавца и покупателя складских площадей для хране­ния готового товара. Для этого в договорах указываются соответствующие по продолжительности частные сроки (7-дневные, 10-дневные и иные), причем такая периодичность должна быть обоснованной в экономическом и других отношениях, базироваться на тщательных расче­тах.

Условие о частных сроках требует его увязки с ас­сортиментом и количеством. Изготовление изделий в ши­роком ассортименте связано с частыми переналадками оборудования. Остановки для переналадок уменьшают выход готовой продукции. Поэтому для совмещения ас­сортиментных интересов потребителей с задачей увели­чения объемов производства используются сложные кон­струкции условий о сроках. Так, применяются двойные сроки: по общим объемам поставки и по развернутому ассортименту — более продолжительные.

Для этого в договорах предусматривается, например, что поставщик обязан отгружать товар в 5-дневные сро­ки в количествах, составляющих 1/6 стоимости месяч­ной партии товара. Одновременно устанавливается, что в пределах месячного срока поставщик обязан поставить товар всего согласованного ассортимента. Подобный по­рядок позволяет производителю значительно сократить потери от остановок технологического оборудования.

На определение сроков влияет и продолжительность транспортировки. По закону обязательство считается ис­полненным своевременно, если товар сдан перевозчику для доставки покупателю в последний день срока. Одна­ко требуется еще время на перевозку. Поэтому если по­купатель предусмотрел поставку товаров в январе, то поставщик может отгрузить товар 31 января, и его дейст­вия будут правомерными, хотя товар поступит к получа­телю через полмесяца или через месяц.

Для обеспечения заблаговременного поступления то­вара стороны нередко предусматривают дискретные сро­ки, например месячные, но с обязанностью отгрузки то­вара до 10-го или 15-го числа каждого месяца. Такой режим не ухудшает положения поставщика. Он распола­гает тем же месячным объемом времени для изготовле­ния и отправки каждой партии, изменяется лишь поря­док исчисления месяца. Зато покупатель приобретает возможность в пределах этого же месяца получить то­вар и использовать его в хозяйственных целях.

Досрочная отгрузка товара согласно ст. 457 и 508 ГК РФ допускается лишь с согласия покупателя. Поставщи­ки стремятся включать в договоры условие о праве дос­рочной отгрузки, поскольку это расширяет возможнос­ти для маневрирования с товарами. Покупателям целесообразно ограничивать возможности досрочной от­грузки определенными объемами, например полумесяч­ными или до полной загрузки транспортного средства. В обмен на право досрочной отгрузки покупателю следует добиваться ответных льгот для себя в определении других условий договора. Определение условий догово­ра зачастую является результатом выторговывания вза­имных льгот и преимуществ.

В договорах применяются и иные конструкции усло­вий о сроках. Предпосылками их выработки служат не нормы закона, поскольку закон не регулирует всего мно­гообразия возможных решений. Субъекты сами осуще­ствляют юридико-конструктивную работу, основываясь на анализе условий деятельности, своих возможностей и интересов.

В качестве самостоятельного условия, определяющего частоту передачи товара, помимо сроков могут устанав­ливаться графики отгрузки или передачи товара. Гра­фики представляют собой календарное расписание с указанием дней отгрузки. Они могут устанавливаться как часовые и даже минутные, в частности при завозе продуктов в школьные столовые, полуфабрикатов в ма­газины, товаров по торговым точкам.

Установление графиков резко упорядочивает процесс доставки товаров, дает значительную экономию средств как для каждой отдельной организации, так и для обще­ства в целом. Однако их выполнение требует высокой дисциплины и согласованности действий исполнителей. Широкое овладение навыками выработки в договорах и соблюдения графиков — это общехозяйственная, на­циональная проблема.

Сроки поставки и графики отгрузки — это разные условия договора. Так, частные сроки могут быть соблю­дены, а все графики сорваны. Поэтому за нарушение гра­фиков должна предусматриваться отдельная ответствен­ность. Доказать размеры убытков от таких нарушений весьма сложно. Поэтому более пригодно установление в договоре штрафов, причем достаточно высоких, за несоб­людение графиков.

Важно определять в договоре порядок действий в слу­чаях нарушения продавцом сроков передачи товара. За­кон урегулировал эти вопросы лишь в отношении дого­воров поставки. Согласно ст. 511 ГК РФ количество товара, недопоставленное в одном частном периоде, под­лежит восполнению в следующем периоде в пределах срока действия договора. Восполнение должно произво­диться в согласованном ассортименте, а если он не опре­делен, то в том ассортименте, который не был поставлен в срок.

Следует по аналогии определять эти условия в дру­гих видах торговых договоров, когда ими предусматри­ваются регулярные отгрузки. Было бы вполне оправдан­но предусмотреть общую обязанность восполнения количества непереданного товара для всех видов торго­вых договоров в акте типа Торгового кодекса.

Покупатель вправе отказаться от товара, поставка, ко­торого просрочена. Статья 511 ГК РФ устанавливает, что об отказе он обязан известить поставщика. Товар, кото­рый отгружен до получения поставщиком отказа, дол­жен быть принят и оплачен покупателем. Во избежание затруднений с использованием несвоевременно отгружа­емого товара важно контролировать выполнение догово­ров и оперативно заявлять отказ от товара, поставка ко­торого просрочена и в котором отпала потребность. Это актуальные вопросы, особенно в отношении сезонных и иных товаров, спрос на которые колеблется.

В договорах купли-продажи ст. 457 ГК РФ устанав­ливает более практичный порядок. Продавец вправе от­гружать товар, передача которого просрочена, только по­лучив на это согласие от покупателя. Подобный режим целесообразно предусматривать также в договорах по­ставки и в других торговых договорах, особенно по се­зонным или скоропортящимся товарам. В этом случае поставщиком сначала должно быть получено согласие покупателя и лишь в соответствии с ним производиться восполнение недопоставки.

Для торговых договоров важно определение порядка доставки и места сдачи товара. В силу ст. 458 ГК РФ товар по договору купли-продажи может быть передан, т.е. вручен, покупателю в месте нахождения покупателя либо в месте нахождения товара. Когда договором куп­ли-продажи не предусмотрена передача товара, то обя­зательство считается исполненным с момента сдачи то­вара органу транспорта для доставки покупателю.

Что касается договоров поставки, то ст. 510 ГК РФ воз­лагает на поставщика обязанность доставки товара поку­пателю, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Право выбора вида транспорта принадлежит поставщику, если его вид не определен договором. Отсюда возникает необходимость согласовывать в договорах более эконо­мичный для покупателя способ транспортировки.

Для контрагентов значимы вопросы распределения расходов по перевозке. Действуют следующие традиции делового оборота. Погрузка товара на транспортное сред­ство производится продавцом и за его счет, если иное не установлено договором. Выгрузка поступившего товара осуществляется средствами и за счет покупателя.

Сами транспортные расходы определяются согласно договору. Транспортные расходы непосредственно связа­ны с ценой и потому нередко включаются в состав цены. С учетом этого различают вид франко-цены. Франкиров­ка представляет собой определение цены товара в ее со­отношении с расходами по перевозке. Чаще всего приме­няют два следующих вида: франко-цена — станция (порт) отправления и франко-цена — станция (порт) назначения. В первом случае в цену товара не включают­ся транспортные расходы, и вопрос об их возмещении решается отдельно; во втором — в цену товара заранее закладываются расходы по перевозке. Оплачивая товар, покупатель одновременно в его цене возмещает продав­цу понесенные последним затраты по перевозке.

Таким образом, транспортные расходы всегда ложатся на покупателя. Вопрос лишь в том, закладываются ли эти расходы заранее в цену товара либо оплачиваются отдельно от стоимости товара.

Изданные Международной торговой палатой правила ИНКОТЕРМС, которые все чаще по инициативе сторон применяются во внутреннем обороте, детально регули­руют вопросы франкировки. Они предусматривают на­ряду с названными моделями и другие способы рас­пределения расходов по основной и по дополнительной перевозке товара.

Проблема доставки товаров является одной из цент­ральных для изготовителей и оптовых торговых орга­низаций, которые стремятся выйти на широкий рынок, причем основные сложности связаны не со стоимостью перевозки, а с обеспечением сохранности товара в пути.

Оптимальный вариант — доставка товара на склад покупателя автотранспортом, поскольку здесь товар под­возится «до двери» получателя. Пока не многие продав­цы готовы предложить покупателям такую возможность. Здесь используется несколько решений. Перед покупате­лем выдвигается требование, чтобы купленная партия была равна полному контейнеру или норме загрузки крытого автомобиля, поскольку в этом случае шоферу легче обеспечить сохранность груза.

При перевозках по железной дороге снижен контроль за целостностью груза, и потому нередки недостачи или порча товара. Попытки страховать груз позволяют ком­пенсировать его стоимость по цене покупки, но не возме­щают покупателю неполученные доходы. Поэтому, хотя перевозки автотранспортом обходятся дороже, покупа­тели идут на эти издержки. Лишь при перевозках мас­совых сырьевых и технических грузов (древесина, ме­талл, стройматериалы и т. п.) выгодным становится использование железнодорожного или речного транс­порта.

При выработке условий о порядке доставки необхо­димо предусматривать меры, направленные на обеспече­ние сохранности товара. Таково включение требований об использовании отправителем средств пакетирования, укрытия, крепления груза. Средства пакетирования — это тканевые и проволочные сетки, грузовые пакеты, спе­циализированные контейнеры, поддоны и др. Они не только затрудняют хищения, но и значительно ускоряют и удешевляют погрузку и выгрузку. При отправке в малогабаритных контейнерах следует предусматривать необходимость их погрузки на платформе или в кузове автомобиля дверцами внутрь друг к другу. Имеется мно­жество других приемов, позволяющих повысить сохран­ность товара при перевозке. Все эти вопросы могут ре­шаться исключительно на основе договоров и должны предусматриваться в них.

При массовых отправках товара следует определять в договоре частоту отгрузок, например не более одного-двух вагонов или автомобилей в день, в неделю, в декаду. Необходимо устанавливать предельные размеры, т. е. ко­личество одновременно отгружаемых партий товара, что­бы не столкнуться с проблемой выгрузки целых эшело­нов. Предельные размеры одновременно отгружаемых партий могут указываться и при доставке автомобиль­ным транспортом, что крайне актуально в отношении скоропортящихся товаров (полуфабрикаты, фрукты, зе­лень и т. п.).

Важно предусматривать обязанность продавца теле­граммой или по телефону заблаговременно уведомлять получателей об отправке им товара. Подача уведомлений позволяет заранее подготовиться к приему товара, уско­рить выгрузку, уменьшить потери. Этому же способству­ет установление графиков доставки. Если предусмотрен­ная договором обязанность уведомления не выполнена продавцом, то на него можно отнести понесенные убыт­ки. Вместе с тем более удобно установление в договорах штрафных санкций за такие нарушения.

По соглашению между сторонами обязанность выво­за товара может возлагаться на покупателя; такой поря­док называется самовывозом. Вывоз осуществляется соб­ственным транспортом покупателя или заказанным транспортом. Самовывоз иногда дополняется условием о выборке товара, т.е. праве отбора покупателем на складе продавца товаров в желаемом ассортименте. Подобный порядок расширяет для покупателя возможность выбо­ра более интересных для него товаров.

Условие о самовывозе требует дополнительных орга­низационных мер. Так, в договорах должны предусмат­риваться конкретные дни прибытия за товаром. Может устанавливаться обязанность продавца извещать поку­пателя в определенный срок (за 2—3 дня) о готовности товара для вывоза. Одновременно должна вводиться от­ветственность продавца за непредставление товара к сда­че либо за невыборку его покупателем. Это — самостоя­тельные нарушения договора, требующие установления специальных санкций.

Одновременно с определением порядка доставки в до­говоре могут решаться вопросы перехода права соб­ственности на товар. Факт сдачи товара перевозчику для доставки его покупателю по общему правилу влечет переход права собственности от продавца к покупателю. Вместе с тем в договоре по-иному может быть определен момент перехода права собственности. В зарубежной тор­говой практике используется такой прием, как резерви­рование продавцом права собственности до момента оп­латы покупателем стоимости товара. В этом случае продавец сохраняет возможность распорядиться находя­щимся в пути или у покупателя товаром, поскольку по­купатель еще не приобрел на него права собственности.

Возможны и другие решения данного вопроса. Так, в силу ст. 491 ГК РФ до момента оплаты покупатель не вправе распоряжаться товаром или отчуждать его, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из свойств товара. Здесь право собственности признается перешедшим к покупателю, но он лишен правомочия рас­поряжения товаром. Подобное условие может конкрети­зироваться в любом торговом договоре.

Одновременно стороны определяют следующее. Со­гласно ст. 459 ГК РФ риск случайной гибели или по­вреждения товара переходит на покупателя с момента исполнения продавцом обязательства по передаче товара, а по товарам, проданным во время нахождения в пути, — с момента заключения договора. Это изъятие из общего правила ст. 213 ГК РФ об отнесении риска на собствен­ника. Вместе с тем в договоре могут предусматриваться иные решения. Для повышения ответственности покупа­теля целесообразно предусматривать условие о возложе­нии на покупателя риска от случайной утраты или пор­чи полученного, но не оплаченного товара. И напротив, в интересах добросовестного покупателя, оплатившего в порядке предоплаты стоимость товара, следует устанав­ливать, что продавец, получивший деньги за товар, несет риск его случайной утраты или порчи до момента фак­тического поступления товара к покупателю.

Одним из важнейших для торговых договоров явля­ется условие о качестве продаваемых товаров. Поря­док определения в договорах качества связан с двумя способами государственного регулирования качества: стандартизацией и сертификацией. Существуют Закон РФ от 10.06.93 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (в ред. Федеральных законов от 27.12.95 № 211-ФЗ, от 02.03.98 № 30-ФЗ, от 31.07.98 № 154-ФЗ)* и Закон РФ от 10.06.93 № 5154-1 «О стандартизации» (в ред. Федерального закона от 27.12.95 № 211-ФЗ)**.

* Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 26. Ст. 966; Собрание за­конодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 4; 1998. № 10. Ст. 1143; № 31. Ст.3832.

** Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 25. Ст. 917; Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 4.

 

Закон РФ «О стандартизации» определяет виды нор­мативных документов, устанавливающих требования к качеству товаров. Это:

• государственные стандарты России (ГОСТы Р);

• международные и региональные стандарты;

• стандарты отраслей (ОСТ);

• стандарты предприятий (СТП);

• стандарты обществ и общественных объединений.

Каждый вид стандарта разрабатывается и утвержда­ется соответствующим органом: ГОСТы Р — Госстан­дартом РФ, ОСТы — отраслевыми центрами, СТП — соответствующими предприятиями-изготовителями.

С учетом практики названный Закон в ст. 7 устано­вил, что стандарты должны содержать два вида условий:

1) обязательные (или предписываемые). Они предус­матривают обязательные требования по обеспечению бе­зопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, по обеспечению технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости про­дукции, по единству методов их контроля и единству мар­кировки;

2) условно называемые рекомендуемыми. Они харак­теризуют потребительские свойства товара. Рекомендуе­мые показатели принимаются к руководству сторонами, если это предусмотрено в заключенном ими договоре либо если изготовитель указал об их соблюдении в са­мом стандарте и обязался ими руководствоваться. Реко­мендуемые условия могут изменяться или дополняться в договорах по усмотрению сторон.

Статья 8 Закона РФ «О стандартизации» допускает возможность присоединения к действующим стандартам. Это означает, что стороны в договоре могут предусмот­реть, что качество продаваемого товара будет соответ­ствовать требованиям стандарта, утвержденного други­ми субъектами. При этом в договоре необходимо указать название стандарта, а также каким органом и когда ут­вержден соответствующий стандарт. Это могут быть стан­дарты других предприятий, зарубежные стандарты или какой-либо из ГОСТов бывшего СССР. В практической деятельности, если продавец и покупатель указали в договоре название и номер стандарта, к которому они присоединяются, то они обязаны соблюдать как обяза­тельные, так и рекомендуемые его требования.

Другим механизмом регулирования качества товаров, подлежащим учету в торговом обороте, служит серти­фикация. Порядок сертификации регулируется кроме Закона РФ «О сертификации продукции и услуг», по­становлением Правительства РФ от 12.02.94 № 100 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единст­ва измерений, сертификации продукции и услуг» (в ред. постановлений Правительства РФ от 12.01.96 № 17; от 02.10.99 № 1104)* и Правилами по проведению сер­тификации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Госстандарта РФ 16.02.94 № 3**.

* Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 8. Ст. 598; Российская газета. 1996. 28 февр.; 1999. 14 окт.

** Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1994. № 6.

 

Сертификация осуществляется в целях создания ус­ловий для деятельности организаций и предпринимате­лей на едином товарном рынке страны и в международ­ной торговле, содействия потребителям в компетентном выборе продукции, защиты потребителя от недобросове­стности изготовителя (продавца), контроля безопаснос­ти продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества.

Предприятие-изготовитель путем сертификации под­тверждает, что показатели качества производимой про­дукции соответствуют обязательным требованиям при­меняемых им стандартов (п. 2 ст. 7 Закона РФ «О стандартизации»). При отсутствии стандартов, напри­мер при реализации товара не изготовителем, а иными продавцами путем сертификации удостоверяется безо­пасность изделий для окружающей среды, для жизни и здоровья граждан и имущества, взаимозаменяемость и совместимость узлов импортного изделия с соответству­ющими отечественными изделиями.

Изготовитель или торговый посредник подают заяв­ку в территориальный орган сертификации. Такими органами являются центры и испытательные лаборато­рии, входящие в систему Госстандарта РФ. Кроме них сертификацию могут проводить экспертные организации, имеющие лицензию на осуществление сертификации и аккредитованные в органе сертификации. Таких организаций в стране около 600. Органы сертификации или аккредитованные при них организации совместно с за­явителем проводят контрольные испытания и выдают сертификат соответствия для подтверждения соответ­ствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Сертификат может выдаваться на вид товара, на опре­деленную партию или на конкретное изделие, Когда на товар имеется сертификат, выданный зарубежным орга­ном, то российский орган может выдать свидетельство о признании зарубежного сертификата.

Если сертификат выдан на вид или на партию изде­лий, то предприятию одновременно выдается лицензия на проставление знака соответствия. Субъект, полу­чивший сертификат и лицензию, может проставить на каждом изделии знак соответствия. Он представляет собой зарегистрированную в установленном порядке спе­циальную маркировку, подтверждающую соответствие изделия, на котором она нанесена, установленным требо­ваниям. Вместо знака соответствия изготовитель или оптовый торговец могут прилагать к партии товара ко­пию сертификата. Копия заверяется органом сертифика­ции, нотариусом или продавцом товара.

Постановлением Правительства РФ от 17.05.97 № 601 «О маркировании товаров и продукции на тер­ритории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок» (в ред. постановлений Пра­вительства РФ от 19.09.97 № 1193, от 20.10.98 № 1223, от 24.06.99 № 685, от 10.07.99 № 787)* с 1 апреля 1999 г. на территории Российской Федерации введена марки­ровка знаками соответствия изделий, подлежащих обязательной сертификации. В настоящее время подготав­ливается проект закона о подтверждении соответствия продукции и услуг нормативным требованиям. Необхо­димость в нем вызвана подачей Россией заявки на вступ­ление во Всемирную торговую организацию.

* Собрание законодательства РФ. 1997. № 21. Ст. 2487; № 38. Ст. 4395; 1998. № 43. Ст. 5358; 1999. № 27. Ст. 3373; № 29. Ст. 3752.

 

Предусмотрены обязательная сертификация и добро­вольная. Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации»* утвержден новый перечень товаров, подлежащих обязательной сер­тификации. Сейчас большинство видов товаров, предназ­наченных для использования гражданами, подлежат обя­зательной сертификации. Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителя и обычно касается соблюдения как обязательных, так и рекомендуемых условий стандартов.

* Собрание законодательства РФ. 1997. № 33. Ст. 3899.

 

Изменениями в Закон РФ «О сертификации», вне­сенными 31 июля 1998 г., предусмотрена возможность принятия изготовителем (продавцом) декларации о со­ответствии товара требованиям нормативного доку­мента о качестве. Такая декларация, поданная в установ­ленном порядке и зарегистрированная в органе по сертификации, имеет силу наравне с сертификатом.

Законом установлено, что изготовители обязаны обес­печить соответствие продукции требованиям норматив­ных документов, на соответствие которым она была сер­тифицирована, и маркировать ее знаком соответствия в установленном порядке. Продавцы, не являющиеся изго­товителями, вправе реализовать продукцию только при наличии сертификата (декларации о соответствии) и знака соответствия на товаре. В отношении закупаемых по импорту товаров практикуется проведение сертифи­кации по образцам изделий, высылаемым поставщиком покупателю, в целях получения сертификата до начала поставки в Россию.

Согласно ст. 13 Закона РФ «О стандартизации» орган стандартизации и сертификации может выдать пред­писание о запрете продажи товара, в том числе импорт­ного, который не прошел сертификацию. За неисполне­ние предписания налагаются высокие штрафы, возможно привлечение руководителя организации к уголовной от­ветственности.

Требования стандартов должны учитываться при заключении и исполнении торговых договоров. ГК РФ вообще не упоминает о стандартах и не предусматрива­ет способы привязки стандартов к условиям договоров. В результате деятельность по стандартизации и дого­ворная работа оказались оторваны друг от друга. Это один из серьезных просчетов, который сдерживает улуч­шение качества отечественных товаров.

Какие приемы могут использоваться для привязки в договорах показателей качества товаров к требованиям стандартов? Можно назвать следующие основные спо­собы такой работы.

1. Если на товар имеется стандарт и стороны услови­лись им руководствоваться, то в договоре должны быть указаны название и номер этого стандарта. В отноше­нии всех стандартов, кроме ГОСТов, для которых это не требуется, в договоре необходимо также указать наиме­нование организации, утвердившей стандарт, и дату ут­верждения.

2. При отсутствии у покупателя текста стандарта сле­дует предусматривать обязанность его высылки вместе с договором или в иной установленный срок, например в 10-дневный. Распространена ситуация, когда в договоре назван стандарт, а работники фирмы-покупателя его не имеют и не знают, что в нем предусмотрено. Стандарт необходим для того, чтобы проверять товар по всему перечню установленных в нем требований.

3. Наличие ссылки на стандарт предполагает соблю­дение лишь обязательных его условий. В отношении ре­комендуемых условий необходима специальная запись о том, что стороны руководствуются также и этими пока­зателями. Только в таком случае возникает необходи­мость их соблюдения изготовителем (продавцом).

4. При согласии руководствоваться стандартом в до­говоре необходимо указывать марки, сортность, другие изменяющиеся характеристики, определение которых отнесено стандартом к усмотрению сторон. Для покупа­теля важно настаивать на поставке изделий лучших сор­тов и марок или с отдельными более высокими показа­телями качества.

5. В случае разработки стандарта в виде ступенчатого (порогового), предусматривающего несколько последо­вательно улучшающихся уровней качества, устанавли­вать в договоре сроки перехода к поставке изделий улуч­шенных модификаций.

6. Должен быть конкретно определен порядок удосто­верения продавцом сертификации товара. Это может быть условие о высылке продавцом сертификата, заве­ренного конкретным органом, либо об обязанности про­ставления знака соответствия на каждом изделии, пред­назначенном для продажи населению.

ГК РФ не только не содержит упоминаний о стандар­те, но даже не требует обязательного определения в договоре условия о качестве. Статья 469 ГК РФ устанав­ливает, что при отсутствии в договоре условия о каче­стве продавец обязан передать товар, пригодный для це­лей обычного использования такого товара. Подобный способ определения качества допустим для стран с об­щей высокой дисциплиной производства. Он неприем­лем для России, где пока низок уровень качества боль­шинства товаров. Поэтому в каждом торговом договоре следует определять качественные характеристики това­ра. Это может делаться путем отсылки к показателям соответствующего стандарта. Наряду с этим показатели стандарта могут дополняться сторонами другими необ­ходимыми требованиями к товару.

Важно учитывать реальные возможности стандартов в деле регулирования качества. Это защита здоровья граждан, соблюдение экологических требований. Через стандартизацию, обеспечение совместимости узлов и деталей достигается огромная экономия общественных средств. Возможность замены изношенных или утрачен­ных стандартных узлов значительно продлевает сроки службы основного изделия. Расширяются возможности разделения труда в отраслях народного хозяйства, раз­вития производственной кооперации.

Улучшение качества — важнейшая общегосударствен­ная задача, определяющая положение нации в мире. Го­сударство, которое не смогло наладить изготовление пер­восортных товаров, всегда будет оставаться государством, обреченным на экономическую зависимость, несмотря на великое прошлое и наличие умных людей. По уровню качества многих товаров мы значительно отстаем от раз­витых стран. Однако основная проблема в том, что фак­тическое низкое качество наслаивается на правовую и организационную необеспеченность работы по его улуч­шению, на отсутствие конкуренции между товаропроиз­водителями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: