Коммерческое право России 10 страница

В деле улучшения качества решающая, роль принад­лежит договору и другим правовым средствам, а именно договорной ответственности, мерам оперативного воздействия. Договор не просто обеспечивает привязку показа­телей качества к стандартам или конкретизацию харак­теристик товара.

Важно учитывать и использовать собственные воз­можности, потенциал договора в деле наращивания каче­ства. Современной России требуется не просто поддер­жание качества на уровне стандартов, потому что отечественные стандарты в основном устанавливают весьма низкие показатели качества, а требуется последо­вательное улучшение качества большинства отечествен­ных товаров. Именно договору, а не системе стандартиза­ции, которая в отрыве от договора малопригодна для этого, принадлежит ведущая роль в решении данной за­дачи.

Как же использовать договор для содействия улуч­шению качества?

Важно прежде всего определять в договоре конкрет­ные показатели качества, не оставлять их неурегулиро­ванными, на что неосновательно ориентирует ГК РФ. Следует до закупки выяснять, какие недостатки наибо­лее часто встречаются в соответствующих товарах, и включать в договоры условие о недопустимости таких дефектов. Нужно консультироваться у своих специалис­тов (мастеров, товароведов), проводить опросы потреби­телей о том, какие пожелания у них имеются к улучше­нию качества товара, затем включать их в договоры в виде требований к продавцам о качестве.

Договор надлежит использовать для последователь­ного, поэтапного улучшения качественных показателей. Наиболее пригодны для этого долгосрочные договоры, в которых по годам могут наращиваться уровни качества, предусматриваться более высокие пороги качества. Вме­сте с тем даже в годовых договорах при систематичес­ких связях можно каждый раз вводить дополнительные требования к качеству товара, предусматривать улучше­ние тех или иных характеристик. Подвижки с качеством начнутся тогда, когда в миллионах договоров появятся подобные условия.

Закон предусматривает, что поставщик удостоверяет качество товара соответствующим документом. Докумен­ты о качестве высылаются вместе с товаром, если иное не установлено договором. Вид документа и его содер­жание определяются стандартом на конкретный товар. Если в стандарте эти вопросы не решены, то вид и со­держание документа, а также порядок его представления определяются договором.

Документы о качестве могут быть различными, прак­тика выработала множество их видов. Таковы удостове­рение о качестве, паспорт, технический паспорт, ярлык качества и др. Роль этого документа возросла. Статья 464 ГК РФ установила, что если документы, относящие­ся к товару, не переданы в установленный срок, то поку­патель вправе отказаться от товара. Поэтому в договоре должны определяться содержание и порядок высылки такого документа, т. е. какие сведения о товаре в нем ука­зывать, в каком количестве представлять: один экземп­ляр на партию товара или на каждое изделие, высылать ли его вместе с товаром или отдельно от него.

Высылка документа, с необходимой полнотой удосто­веряющего качество товара, крайне важна для проверки товара покупателем, определения надлежащей цены, опе­ративной передачи в производство или в розничную продажу.

Закон РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав по­требителей» (в ред. Федерального закона от 09.01.96 № 2-ФЗ)* установил, что документация к товару должна представляться на русском языке. Однако это важное правило предусмотрено лишь в отношении граждан, да и то повсеместно нарушается. Организациям-покупате­лям следует предусматривать данное требование в дого­воре.

* Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 140.

 

Здесь имеется следующая сложность. Когда посредник перепродает закупленный товар дробными партия­ми, а качество его удостоверено одним общим докумен­том изготовителя, то возникает проблема обеспечения документами каждого отдельного потребителя. Эта за­дача решается следующими способами.

Во-первых, в договоре с изготовителем может предус­матриваться высылка копий документов о качестве и копий сертификатов, заверенных изготовителем, в необ­ходимом количестве экземпляров. Это более дорогой, поскольку такую услугу приходится оплачивать, но и более надежный способ.

Во-вторых, посредник сам может изготовить копии документов и снабдить ими каждое изделие. Такой спо­соб более рискован, поскольку на посредника ложится ответственность за возможные ошибки при составлении документов.

В договорах предусматриваются также требования к маркировке товаров и тары. В отличие от товарного знака, обозначающего принадлежность товара определен­ному изготовителю, маркировка содержит сведения, не­обходимые пользователю. Это данные о виде изделия, его назначении, количестве, порядке применения, мерах пре­досторожности при пользовании, дате изготовления.

Требования к маркировке товаров, включая приме­нение знака соответствия, отчасти регулируются поста­новлением Правительства РФ от 17.05.97 № 601 «О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок (в ред. постановлений Правитель­ства РФ от 19.09.97 № 1193; от 20.10.98 № 1223; от 24.06.99 № 685; от 10.07.99 № 787)*. Маркировка нано­сится на само изделие, на его упаковку либо на прилагае­мые паспорт, ярлык или этикетку. Содержание марки­ровки определяется стандартами на конкретные виды товаров либо договором. Статья 458 ГК РФ установила важное правило: товар не признается готовым к пере­даче, если он не маркирован или иным образом не иден­тифицирован для целей договора. Это означает, что при отсутствии маркировки товар не признается поставлен­ным, а обязательство не считается исполненным. Уста­новление такого порядка резко повышает значимость мар­кировки, важность четкого определения в договоре содержания маркировки и способа ее нанесения.

* Собрание законодательства РФ. 1997. № 21. Ст. 2487; № 38. Ст. 4395; 1998. № 43. Ст. 5358; 1999. № 27. Ст. 3373; № 29. Ст. 3752.

 

В 1977 г. международной организацией EAN был разра­ботан Европейский стандарт символьной маркировки — штриховая маркировка. Штриховая маркировка пред­назначена для автоматизированной идентификации и учета информации о товаре. Она представляет собой со­четание 13 штрихов и пробелов разной ширины. Штри­ховой код наносится на изделие типографским способом или приклеиваемой этикеткой. Он считывается сканиру­ющим устройством.

В России общее руководство работой по штриховому кодированию товаров осуществляет внешнеэкономичес­кая ассоциация автоматической идентификации — ЮНИСКАН. По запросам предприятий ЮНИСКАН выдает им коды на производимые товары, ведет соответ­ствующий банк данных.

Линии штриховой маркировки состоят из 4 групп. Ли­нии первой группы обозначают код страны — изготовителя товара. Линии второй группы присваиваются ЮНИСКАН конкретному предприятию-изготовителю. Последующие пять знаков кода разрабатываются изгото­вителем товара и отражают информацию о товаре, необхо­димую для самого изготовителя и для покупателей товара. Последний разряд кода является контрольным числом алгоритма. Сейчас штриховая маркировка обычно исполь­зуется одновременно с цифровой, наносимой ниже штри­хов. Символьная маркировка дает возможность программ­ного регулирования многих торговых операций, таких, как учет количества производственной продукции в развер­нутом ассортименте, контроль за поступлением и сбытом товара, оперативное пополнение запасов товара на складе и в торговом зале и др.

От маркировки следует отличать товарные знаки. Их проставление на изделиях регулируется Законом РФ от 23.09.92 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслужи­вания и наименованиях мест происхождения товара»*.

* Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 42. Ст. 2322.

 

С качеством связано также установление гарантий­ных сроков и сроков годности либо сроков службы из­делий.

Под гарантийным понимается срок, в течение кото­рого проданный товар должен соответствовать требова­ниям к его качеству, заявленным продавцом. Сроки га­рантии устанавливаются стандартами на каждый вид товара либо предусматриваются в договорах. В договоре могут быть предусмотрены более длительные гарантий­ные сроки против указанных в стандарте. Согласно ст. 471 ГК РФ гарантийный срок начинает исчисляться с момента передачи товара покупателю, если иное не пре­дусмотрено договором.

Срок годности — это период, в пределах которого изделие обнаруживает свои потребительские свойства либо допустимо к употреблению. Для машин, приборов и других товаров длительного пользования могут уста­навливаться сроки службы. В соответствии со ст. 478 ГК РФ срок годности или срок службы исчисляется от даты изготовления товара. При закупках таких товаров важно предусматривать в договоре условие об остаточ­ном сроке годности, конкретно определяя его. Например, при закупке партии цемента с годичным сроком годно­сти в договоре может быть предусмотрено, что остаточ­ный срок годности на момент поступления цемента к покупателю должен составлять не менее 2/^ общего сро­ка годности. Одновременно должны предусматриваться последствия несоблюдения этого условия в виде права отказаться от принятия и оплаты товара, а также обя­занности пррдавца самому вывезти этот товар от поку­пателя. (Иначе соответствующие требования к продавцу не могут быть предъявлены.)

Оставление несогласованными этих условий ведет к значительным потерям. У нас десятилетиями минераль­ные удобрения не давали должной прибавки урожая. Причина в том, что они отгружались потребителям в нео­птимальные сроки, т. е. без согласования сроков годнос­ти и технологических сроков внесения в почву. В ре­зультате они лежали в колхозах и совхозах по полгода в мешках под навесами, а то и под открытым небом, и к моменту, когда полагалось вносить их в почву, они в зна­чительной мере утрачивали свои полезные свойства.

Наряду с качеством в договоре решаются вопросы комплектности. Под комплектностью понимается набор из изделий и отдельных вспомогательных или запас­ных частей к нему, его принадлежностей. Таким образом, комплект — это перечень из основного и вспомогатель­ных, сопутствующих изделий, принадлежностей. Все еди­ницы комплекта должны отгружаться покупателю од­новременно, если иное не предусмотрено сторонами. Комплектность устанавливается стандартом на соответ­ствующее изделие либо договором. В договорах может предусматриваться поставка товаров с дополнительны­ми частями комплекта за специальную плату либо без отдельных единиц комплекта. Изменение комплектнос­ти производится по требованию покупателя.

Подробного рассмотрения требует порядок выработ­ки условий о цене и способе расчетов.

Прежде условие о цене было для договора поставки существенным. Сейчас ст. 424 ГК РФ вывела цену даже из числа необходимых условий. Установлено, что при отсут­ствии в договоре условия о цене оплата производится по той цене, которая в момент заключения договора обычно взималась за аналогичное имущество. Определить обычно взимаемую цену за товар порой бывает довольно трудно, особенно когда дело касается нового или впервые закупа­емого вида товаров. Поэтому следует по возможности конк­ретно определять цену товара в договоре.

На некоторые товары и услуги цены устанавливают­ся государственными органами. Эти вопросы регулиру­ются постановлением Правительства РФ от 07.03.95 № 239 «О мерах по упорядочению государственного ре­гулирования цен (тарифов)» (в ред. постановлений Пра­вительства РФ от 08.02.96 № 131, от 15.04.96 № 473, от 31.07.96 № 915, от 30.06.97 № 773, от 30.07.98 № 865, от 28.12.98 № 1559)*. В нем содержится три перечня:

1) Перечень товаров и услуг, цены на которые могут регулироваться непосредственно Правительством Рос­сии. Это энергоресурсы, их транспортировка, грузовые и пассажирские перевозки;

2) Перечень товаров и услуг, цены на которые регу­лируются субъектами Федерации. Сюда входят электро- и теплоэнергия, отпускаемые для населения, городские перевозки, плата за жилье и коммунальные услуги;

3) Перечень услуг снабженческо-сбытовых и торго­вых предприятий, надбавки на реализацию которых могут устанавливаться субъектами Федерации. Сюда от­носятся надбавки при продаже товаров потребителям в районах Крайнего Севера, при продаже продуктов в учебных заведениях, на детское питание, медикаменты.

* Собрание законодательства РФ. 1995. № 11. Ст. 997; 1996. № 7. Ст. 690; № 17. Ст. 2002; № 32. Ст. 3942; 1997. № 27. Ст. 3232; 1998. № 32. Ст.3907;1999.№ 1. Ст. 201.

 

Субъекты Федерации праве регулировать цены на продовольственные и промышленные товары, продавае­мые населению, компенсируя связанные с этим затраты за счет своих бюджетов. В настоящее время регулирова­ние цен осуществляется в основном для решения внеш­неэкономических задач и учета социальных требований населения.

Пункт 2 ст. 424 ГК РФ устанавливает важное прави­ло: изменение цены после включения договора не допус­кается, если иное не предусмотрено законом или дого­вором.

С учетом недопустимости последующего изменения цен стороны по-разному определяют в договоре порядок реа­гирования на инфляционные процессы и конъюнктурные колебания цен. Для учета инфляционных процессов в дого­ворах, в том числе при продаже на внутреннем рынке, цены могут устанавливаться применительно к устойчивой валю­те — доллару либо к денежной единице ЕС — евро. В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.

Для учета конъюнктурных колебаний нередко пре­дусматривается, что цены на товар согласовываются до начала каждого месяца или даже перед отгрузкой каж­дой отдельной партии. Имеется множество других спосо­бов учета колебаний цен в ходе исполнения обязательств.

Цена может использоваться как средство стимулиро­вания к надлежащему исполнению обязательств. Для это­го в договоре могут устанавливаться ценовые коэффи­циенты или дифференцированные цены: при отгрузке товара точно в согласованный срок — большие, при за­держке исполнения — меньше. Может предусматривать­ся уменьшение цены при предварительной оплате и уве­личение цены на случаи несвоевременной оплаты. Таким образом, договорное условие о размере цены может ис­пользоваться для решения различных задач. Пока пред­приниматели и юристы слабо учитывают эти возмож­ности.

Одно из важнейших для сторон условий — условие о способе расчетов. Способы, или формы, расчетов пре­дусматриваются в договоре самими сторонами с учетом требований закона. Конкретные формы расчетов сейчас регулируются гл. 46 ГК РФ, а также документами ЦБ РФ, в частности Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, введенным в действие письмом ЦБ РФ от 09.07.92 № 14 (в ред. от 26.12.97 № 105-у)*.

* Вестник ВАС РФ. 1993. № 4; Банковский бюллетень. 1998. № 7.

 

Статья 861 ГК РФ предусматривает общее для пред­принимательских организаций требование о безналичном осуществлении расчетов. Сейчас по установленному ЦБ РФ порядку наличные расчеты возможны на сумму до 10 тыс. руб., при закупках сельскохозяйственной про­дукции — до 15 тыс. руб. В мировой хозяйственной прак­тике такой жесткой регламентации нет и достаточно широко используются наличные расчеты за товар, за пе­ревозки и за другие услуги. Применение наличных денег сдерживается неудобствами перевозки и пересчета крупных сумм и риском хищений.

Статья 862 ГК РФ предусматривает следующие ос­новные способы безналичных расчетов: платежными по­ручениями, чеками; по аккредитиву и по инкассо. Наря­ду с ними признаются допустимыми иные способы расчетов, предусмотренные законом или применяемые в банковской практике.

Из каких предпосылок должны исходить стороны при выборе в договоре формы расчетов? Для каждой из сторон и хозяйственных отношений в целом выгодно сближение момента передачи товара и уплаты за него денег. Совпадение во времени актов вручения товара и получения за него денег является оптимальным в эконо­мическом отношении.

Кроме того, способ расчетов должен обеспечивать для продавца надежность и оперативность получения денег за реализуемый товар. Для покупателя важно обеспечить соответствие уплачиваемой суммы фактическому коли­честву и качеству приобретаемого товара. Способ расче­тов должен определяться в договоре так, чтобы по воз­можности полнее совместить указанные интересы сторон.

При расчетах платежными поручениями платель­щик сдает в обслуживающий его банк поручение о пере­числении за счет средств, находящихся на его счете, оп­ределенной суммы в пользу получателя средств. Поручение оформляется на бланке установленной фор­мы за подписями уполномоченных лиц с проставлением печати. Поручение действительно в течение 10 дней от даты выписки. Поручение принимается к исполнению лишь при наличии на счете плательщика необходимых средств. Однако договором между банком и плательщи­ком может предусматриваться оперативное кредитова­ние банком счета плательщика (овердрафт). Такой поря­док применяется банками лишь в отношении надежных клиентов.

Банк проставляет штемпель и расписывается на пла­тежном поручении о принятии его к исполнению, а один экземпляр возвращает плательщику. Однако принятие банком поручения далеко не всегда означает, что деньги поступят на расчетный счет продавца. Во-первых, денег может не быть на корреспондентском счете банка, при­нявшего поручение; во-вторых, денег может не быть так­же на счете банка, обслуживающего продавца. Поступаю­щие на счет банка денежные средства списываются по долгам самого банка и не доходят до клиентов.

Таким образом, платежные поручения ненадежны и неудобны для покупателей. Они не позволяют контролировать количество и качество поставляемого товара, дают возможность недобросовестным продавцам завла­девать средствами покупателя без фактической отгруз­ки товара, да и для продавца, отгрузившего товар, они не гарантируют поступление уплаченных покупателем средств по причинам, нередко зависящим от банков.

Более надежны в указанных отношениях чеки. В юри­дической литературе высказывается мнение, что чек не является формой расчетов, а представляет собой вид цен­ной бумаги. Такое суждение неточно. Чек в числе других функций выполнял и продолжает выполнять функцию способа расчетов.

При расчетах чеками владелец счета дает распоря­жение в виде чека банку уплатить указанную в нем сум­му денег предъявителю чека.

Реквизиты чека определены ст. 878 ГК РФ. Они вос­производят общеустановленные требования к содержанию чеков. Указанные реквизиты должны иметься у лю­бого чека. Чеки могут иметь на лицевой стороне одну или две параллельные линии, именуемые кроссировкой. Такие чеки оплачиваются только банком, где чекодатель хранит свои средства, либо банком, указанным в чеке.

Статья 880 ГК РФ предусматривает выдачу именных чеков, которые не подлежат передаче, и переводных че­ков, передача прав по которым производится путем ин­доссамента. Платеж по чеку может быть гарантирован посредством аваля с указанием наименования авалиста, места его нахождения и даты аваля.

Расчеты чеками — удобная форма, они позволяют совместить операции передачи товара и вручения чека, который в тот же день может быть предъявлен банку для оплаты. Недостатком данной формы является то, что требуется обычно личное вручение чека, хотя возможна и отсылка его почтой.

Кроме того, в связи с многочисленными случаями злоупотреблений ЦБ РФ письмами от 29.06.92 и 15.10.92 ввел существенные ограничения на применение чеков. Установлена возможность расчетов чеками в пре­делах одного города и через один уполномоченный банк. Банк, выдавший чековую книжку, обязан зарезервировать денежные средства на сумму чеков в соответствующем расчетно-кассовом центре ЦБ РФ. В результате возмож­ности применения этой эффективной формы, широчайше используемой во всем мире, в России оказались свер­нуты.

Глава 46 ГК РФ не содержит указанных ограничений, однако на практике они продолжают существовать. Ак­тивное использование чеков возможно лишь в условиях общего укрепления законности в стране.

Значительно более надежны для сторон расчеты по аккредитиву. Порядок аккредитивных расчетов регла­ментирован ст. 867—873 ГК РФ, а во внешнеторговых отношениях — Унифицированными правилами и обы­чаями для документарных аккредитивов, изданными Международной торговой, палатой (в ред. 1993 г. № 500).

Аккредитивная форма применяется в случаях, предус­мотренных договором между сторонами. Контрагенты вправе решать в договоре многие вопросы, касающиеся аккредитива. Этим обусловливается активное развитие аккредитивной формы расчетов по сравнению с другими, которые более консервативны.

Применение аккредитива имеет тот недостаток, что связано с отвлечением из оборота покупателя его денеж­ных средств, которые на достаточно длительные сроки блокируются на аккредитивном счете в банке продавца; Для ослабления таких отрицательных моментов в дого­воре могут предусматриваться ограниченные сроки, на которые должен выставляться аккредитив. Так, в догово­ре можно установить, что срок действия аккредитива будет составлять 10 или 15 дней. В этом случае при готовности товара к отгрузке продавец направляет по­купателю телеграмму с требованием о выставлении акк­редитива. При поступлении денежных средств прода­вец имеет возможность в пределах срока действия аккредитива отгрузить товар и получить в банке причи­тающуюся ему сумму. Для расчетов по аккредитиву по­купатель сдает в обслуживающий банк, который называ­ется банк-эмитент, заявление на аккредитив с указанием срока действия аккредитива, его вида, наименования про­давца, исполняющего банка, номера договора, вида и ко­личества подлежащих отгрузке товаров. Указываются точное наименование и внешние требования к докумен­там, при предъявлении которых производится выплата по аккредитиву.

Заявление плательщика пересылается в банк продав­ца, именуемый исполняющим банком. Заявление обычно сопровождается переводом денежных средств. Для по­лучения денег продавец после отгрузки товара предъяв­ляет банку документы, предусмотренные в заявлении на аккредитив. Это могут быть морской коносамент, иной транспортный документ с отметкой перевозчика о при­еме груза, заверенная копия сертификата качества, для импортируемых товаров — акт о наличии маркировки и инструкций на русском языке и др. После проверки этих документов исполняющий банк зачисляет денеж­ные средства на счет продавца.

Аккредитивная форма более выгодна для покупателя, чем другие способы расчетов. Режим аккредитива зат­рудняет злоупотребления со стороны продавца и огра­ничивает возможность незаконного завладения средства­ми. Банк несет ответственность за правильность выдачи средств и обязан проверять наличие и соответствие ак­кредитиву документов, указанных в качестве оснований для выплаты денежных средств.

Для усиления контроля за правильностью выплаты средств в договоре и заявлении на аккредитив может предусматриваться условие об акцепте аккредитива. Оно предполагает необходимость согласия на выплату с акк­редитивного счета, даваемого представителем покупате­ля исполняющему банку. Представитель покупателя, на­ходящийся в месте отправки груза, лично проверяет факт и правильность отгрузки и акцептует платеж по аккре­дитиву.

Различают безотзывные и отзывные аккредитивы (это должно быть указано в заявлении на аккредитив). При отсутствии записи о виде аккредитива он считает­ся отзывным. Такой аккредитив согласно ст. 868 ГК РФ может быть изменен или отозван банком-эмитентом без согласования с получателем.

Аккредитив может открываться как разовый на один платеж или делимый с оплатой отдельно стоимости каждой партии товара. В зарубежной практике приме­няются так называемые револьверные, т.е. пополняемые покупателем, аккредитивы на оплату отгружаемых про­давцом партий товара. Сама процедура открытия аккре­дитива достаточно сложна, в связи с чем плательщики предпочитают использование делимых и револьверных аккредитивов.

Для предотвращения замораживания средств платель­щика на аккредитивном счете в зарубежной практике нередко предусматривается, что денежные средства пла­тельщика в исполняющий банк не переводятся. Посыла­ется только заявление об открытии аккредитивного сче­та для продавца. По данному признаку различают покрытые аккредитивы, сопровождающиеся переводом средств в банк поставщика и депонированием их на ак­кредитивном счете, и непокрытые. Статья 867 ГК РФ также предусматривает подобную возможность. Непо­крытые аккредитивы выставляются под ответственность банка-эмитента и называются подтвержденными.

Во внешнеторговой практике аккредитив без перевода средств высылается при наличии подтверждения банка-эмитента либо под гарантию банка признанного уровня на­дежности. Такие аккредитивы называют гарантированны­ми. За подтверждение аккредитива или предоставление банковской гарантии приходится платить соответствующие суммы. Однако такой порядок порой выгоднее, чем получе­ние покупателем кредита для выставления покрытого ак­кредитива с уплатой процентов за кредит. Здесь выбор стро­ится на соизмерении затрат, а также на характере взаимоотношений покупателя с обслуживающим его банком.

При обращении продавца в банк, в который посту­пил непокрытый аккредитив, сумма выплачивается из средств исполняющего банка. Затем этот банк получает возмещение средств от банка-эмитента, подтвердившего аккредитив, либо от банка, выдавшего гарантию. Во внеш­неторговой практике безотзывные аккредитивы, подтвер­жденные или гарантированные надежным банком, — распространенная форма расчетов.

Унифицированные правила и обычаи по документар­ным аккредитивам МТП гораздо детальнее и полнее, чем ГК, регулируют аккредитивные расчеты. Если Положение о безналичных расчетах ЦБ РФ указывает 10 обязатель­ных реквизитов аккредитива, то Унифицированные прави­ла—27 возможных или необходимых реквизитов. Для того чтобы участники внешнеторговых расчетов руко­водствовались названными Унифицированными правила­ми, в самом заявлении на аккредитив должно быть указано, что он подчиняется требованиям этого документа.

Статьи 874—875 ГК РФ предусматривают такую фор­му, как расчеты по инкассо. Инкассо в банковской тер­минологии означает осуществляемую банком по поруче­нию заявителя операцию по списанию средств со счета плательщика. ГК РФ и документы ЦБ РФ предполага­ют два вида платежей по инкассо: акцептные и безак­цептные. Они осуществляются на основе инкассовых поручений и инкассовых требований, направляемых заявителем в банк плательщика. Формы этих докумен­тов установлены указанием ЦБ РФ от 03.12.97 № 51-у «О введении новых форматов расчетных документов» (с изменениями ст. 22.02.99 № 502-у)*.

* Вестник Банка России. 1997. № 83; 1999. № 14.

 

Законодательством достаточно широко предусмотре­но безакцептное, т. е. без согласия плательщика, списание сумм с. его расчетного счета. Так, безакцептное списа­ние сумм производится по инкассовым требованиям на­логовых инспекций, таможенных органов, внебюджетных фондов. Возможно безакцептное списание средств в обя­зательственных отношениях: транспортными, энергоснабжающими организациями. К примеру, указом Пре­зидента РФ от 18.09.92 № 1091 «О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно-энергетического комп­лекса»* предусмотрено право взыскания энергоснабжа­ющими организациями в безакцептном порядке сумм задолженности за отпущенную электрическую и тепло­вую энергию. Банк, исполняющий инкассовое требование, проверяет лишь правильность заполнения бланка требо­вания и указание законных оснований для списания.

* Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 13. Ст. 1006.

 

Исполняющий банк немедленно извещает о причинах неоплаты инкассового требования организацию, которая его выставила. Инкассовые требования, не исполненные из-за отсутствия денежных средств на счете плательщи­ка, помещаются в картотеку № 2 по счету в ожидании поступления средств либо по указанию взыскателя воз­вращаются ему для реализации путем обращения взыс­кания на имущество должника.

Расчеты по инкассо в акцептном порядке могут быть предусмотрены договором между продавцом и покупа­телем и осуществляются с использованием инкассовых поручений. При поступлении инкассового поручения в банк, обслуживающий плательщика, банк делает пред­ставление к акцепту, т. е. предлагает плательщику в срок, указанный в самом поручении (обычно 3-дневный), со­общить о согласии на уплату суммы.

При наличии предусмотренных законом или дого­вором основании плательщик может заявить отказ от акцепта инкассового поручения. В качестве оснований для отказа в договоре могут предусматриваться: отгруз­ка незаказанного товара, неправильное указание цены, обнаруженная недостача товара и иные конкретные на­рушения условий договора. Отказ от акцепта представ­ляет эффективное средство защиты интересов покупате­лей.

Акцепт должен быть активным. Если плательщик не сообщил о своем согласии произвести платеж, инкассо­вое поручение возвращается без исполнения.

От формы расчетов следует отличать порядок расче­тов. Принято выделять два порядка: плановые платежи и зачет взаимных требований.

При длительных регулярных связях в договоре мо­гут быть предусмотрены расчеты в порядке плановых платежей. Для этого договором определяются размеры частных платежей и сроки их внесения, а также сроки сверки расчетов и погашения разницы. Например, при постоянном завозе хлебобулочных изделий в магазин или строительных материалов на объекты в договоре может быть предусмотрено, что покупатель перечисляет продавцу 5, 15 и 25 числа каждого месяца по 1/3 стоимо­сти месячного количества товаров. В течение 5 дней по окончании месяца стороны сверяют расчеты. Такой по­рядок резко сокращает банковский документооборот. При плановых платежах расчеты осуществляются в форме платежных поручений или чеками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: