Названный закон вводит понятия недобросовестной, недостоверной, заведомо ложной, неэтичной рекламы и определяет их содержание. Недобросовестной рекламой, в частности, признается такая, которая дискредитирует лиц, не пользующихся рекламируемым товаров, содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами других лиц. Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении определенных характеристик товара или самого рекламодателя. Заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекламодатель умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.
В рекламной деятельности необходимо выделять подрядные отношения между рекламодателем (заказчиком) и рекламопроизводителем — лицом, осуществляющим приведение рекламной информации в готовую для распространения форму. Результатом действий рекламопроизводителя должен быть рекламный продукт: рекламный щит, плакат, бегущая световая строка, телевизионный ролик и т.п. Создание рекламного продукта может соединяться с обязанностью рекламопроизводителя по его размещению в месте нахождения или передаче агентствам-распространителям.
От работ по созданию рекламного продукта следует отличать услуги по распространению рекламной информации. Отношения по размещению и распространению рекламы на рынках товаров определяются договором между рекламодателем и рекламораспространителем. Размещение и распространение рекламной информации осуществляется путем предоставления и использования мест в печатных изданиях, технических средств радиовещания, телевизионного вещания, эфирного времени и иными способами.
Участники товарного рынка осуществляют разовые рекламные меры либо организуют проведение рекламных кампаний. Простейшие рекламные мероприятия проводятся фирмами самостоятельно, силами своего персонала. Рекламу с использованием технических средств и проведение рекламных кампаний обычно выполняют специализированные рекламные агентства. В договорах на оказание рекламных услуг определяются цели рекламирования товара или фирмы-рекламодателя, круг потребителей рекламной информации, формы рекламы, точная характеристика способов и средств ее распространения, частота и продолжительность рекламных действий, анализ результатов рекламной кампании, размеры необходимых затрат и вознаграждения исполнителя.
Законодательство не регулирует специально договоры на создание и распространение рекламы, проведение рекламных кампаний. При заключении таких договоров следует руководствоваться Федеральным законом «О рекламе», общими положениями ГК РФ о договорах, иными нормативными актами, относящимися к данной деятельности.
Отдельного рассмотрения требуют договоры на информационное обеспечение и обслуживание. Для формирования российского товарного рынка информационное обеспечение изготовителей, торговых посредников и потребителей товаров имеет большее значение, чем реклама.
Отношения по сбору, обработке, накоплению и предоставлению информации, необходимой для осуществления производственной и коммерческой деятельности, регулируются Федеральным законом от 20.02.95 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»*, общими положениями ГК РФ о договорах, другими нормативными актами. При заключении договоров на предоставление коммерческой информации необходимо руководствоваться также правилами ст. 139 ГК РФ относительно конфиденциальных сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну, учитывать установленные нормативными актами (и договорами) перечни сведений, отнесенных к ограниченной категории (уровню) доступа.
* Собрание законодательства РФ. 1995. № 8. Ст. 609.
Предоставляемая участникам рынка информация может касаться сведений о потенциальных продавцах или изготовителях определенного товара, их производственных возможностях, наличии имеющихся запасов товара, заявок потребителей, состояния конъюнктуры на товарных рынках, уровне сложившихся или предлагаемых цен, почтовых и транспортных реквизитов фирм, их финансовой устойчивости и деловой репутации и других вопросов.
Оказание информационных услуг пользователям осуществляют специализированные информационные агентства либо создаваемые в составе различных фирм структурные подразделения. Информационные услуги могут оказываться в разнообразных формах: предоставления сведений по разовым запросам, систематического предоставления информации определенного характера, подготовки и составления аналитических обзоров соответствующих данных и прогнозов относительно их возможных изменений, налаживания информационной службой непосредственной связи между заказчиком и его потенциальными контрагентами. Например, в развитых странах действуют «электронные биржи», занимающиеся подбором для заказчиков (продавцов и покупателей) возможных контрагентов и передающие им необходимую информацию друг о друге.
Организации, занимающиеся формированием и предоставлением информационных ресурсов, ведут работу по созданию, сбору, накоплению, обработке, хранению, поиску, распространению и предоставлению потребителям документированной информации. Для этого они должны разрабатывать и использовать информационные технологии, создавать банки данных и информационные системы с применением средств вычислительной техники, автоматизированных телекоммуникационных систем.
В договоре на информационное обслуживание стороны определяют, какого рода информацию обязуется предоставлять исполнитель, каковы сроки (частота) предоставления информации, объем передаваемых сведений, вид материального носителя, на котором предоставляется информация, и другие характеристики, Предусматриваются размеры платы и порядок ее внесения, ответственность сторон.
Для организаций, осуществляющих торговую деятельность, необходимым требованием для информационного обеспечения является документирование информации, осуществляемое в соответствии с обязательными правилами делопроизводства и стандартизации документов и их массивов.
Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом организации. Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью. Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи и соблюдение установленного режима их использования. Право удостоверять идентичность электронной цифровой подписи осуществляется на основании лицензии (ст. 5 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»).
То обстоятельство, что договор на информационное обслуживание в настоящее время не урегулирован специально гражданским законодательством, существенно затрудняет распространение информационных услуг в сфере торгового предпринимательства, сдерживает формирование национального товарного рынка.
Договор транспортной экспедиции относится к группе агентских договоров. Как и во всяком агентском договоре, в экспедировании соединяются совершаемые исполнителем действия фактического и юридического характера. Отличительные черты данного договора определяются сферой его применения, а именно связью с транспортировкой товаров.
Функция экспедирования непосредственно связана с перевозкой, носит сопутствующий характер по отношению к транспортной деятельности. Вне транспортировки грузов не существует другого экспедирования. На практике можно встретиться с почтовой, книжной экспедицией и т.п., однако они также связаны с перевозкой соответствующих ценностей. Вследствие этого ст. 801 ГК РФ называет данный договор транспортной экспедицией.
Содержание договора определяется следующим образом. По договору транспортной экспедиции одна сторона — экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны — клиента выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза.
Обязанности по экспедированию могут принимать на себя специализированные организации, созданные для этих целей. Таковы различные экспедиционные агентства и конторы. Они заключают с клиентами договоры на выполнение работ по получению поступающих для них грузов и сдаче грузов к перевозке, их хранению в пункте отправления, организации доставки в адрес клиента.
Во многих случаях функции экспедирования принимают на себя сами транспортные организации: станции, порты, автотранспортные предприятия. Для этого внутри транспортных организаций создаются специализированные службы. Вместе с тем отдельные экспедиционные услуги могут оказывать подразделения и лица, непосредственно осуществляющие перевозку груза.
Например, на автотранспорте шофер наряду с перевозкой в большинстве случаев выполняет отдельные обязанности по экспедированию. Он может производить увязку, укрытие и крепление груза в кузове, оформлять на станции документы для получателя, следить за сохранностью груза при перевозке. В этих случаях шофер осуществляет также функции экспедитора. За выполненные операции по экспедированию он получает надбавку к заработной плате.
Вместе с тем действий одного шофера-экспедитора обычно недостаточно для выполнения всего объема необходимых услуг. Поэтому работа по экспедированию оказывается рассредоточенной между несколькими экспедиторами, каждый из которых выполняет свой круг обязанностей.
Законодательное регулирование транспортной экспедиции только развивается. В ГК РФ имеется гл. 41 «Транспортная экспедиция», которая состоит из 6 статей общего характера. Отдельные нормы об экспедировании содержатся в транспортных уставах и кодексах. В них есть отсылка к Правилам об экспедиционных операциях. Такие правила имеются на большинстве видов транспорта.
Конкретные виды экспедиционных услуг, порядок и сроки их выполнения, размер платы за них стороны предусматривают в договорах.
Фактическое содержание экспедиционных операций составляют:
• проверка состояния груза, его тары и упаковки;
• нанесение маркировки на груз, снабжение груза бирками;
• составление перевозочных документов за отправителя, внесение провозных платежей;
• доставка груза на станцию (в порт) для отправки или из пункта прибытия к получателю;
• сопровождение груза при перевозке;
• оформление таможенных процедур;
• уведомление клиентов об отправленных или о прибывших в их адрес грузах и иные действия.
Наряду с фактическими действиями по обработке грузов экспедитор вынужден совершать также юридические действия по заключению договоров перевозки от имени отправителя, сдаче к перевозке и приемке груза, оформлению различных документов за клиента. В таких случаях экспедитор вступает в правовые отношения от имени клиента и должен иметь доверенность на действия по его уполномочию.
Экспедитор и клиент отвечают за нарушение договора в общем порядке и размерах. Однако, согласно ст. 803 ГК РФ, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано нарушением договора перевозки, то он отвечает перед клиентом по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Это особая конструкция, когда ограниченный характер ответственности должника обусловливается ограничением по закону размеров ответственности третьего лица, действиями которого вызвано нарушение.
По мере расширения сферы экспедиционных услуг, превращения их в развитый вид бизнеса потребуется одновременное совершенствование законодательства об экспедировании.
Договор хранения в самом общем виде определяется в ст. 886 ГК РФ. Согласно этой норме одна сторона — хранитель обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной — поклажедателем, и возвратить эту вещь в сохранности.
При использовании в коммерческой деятельности договор хранения получает более полное регулирование. Статьи 907—918 ГК РФ выделяют как особый подвид договор хранения на товарном складе. Хранителем по такому договору является определенный субъект — товарный склад, представляющий собой специализированную организацию по хранению товаров.
Вопросы хранения затрагиваются в законодательстве, регулирующем некоторые другие виды обязательств. Так, согласно ст. 43 Транспортного устава железных дорог РФ, прибывший в адрес грузополучателя груз хранится бесплатно на станции в течение 24 часов, а за хранение сверх этого срока взимается сбор. Когда вопросы хранения не урегулированы специально для отдельных видов отношений, то надлежит руководствоваться общими правилами о договоре хранения, содержащимися в гл. 47 ГК РФ.
Договор хранения должен быть заключен в простой письменной форме. В изъятие из общего порядка, установленного ст. 434 ГК РФ, простая письменная форма считается соблюденной, если принятие товара на хранение удостоверено сохранной распиской, квитанцией, складским свидетельством или иным документом, подписанным хранителем. В допускаемых законом и обычаем случаях возможна выдача хранителем жетона или иного легитимационного знака в подтверждение наличия договора.
Основная цель договора состоит в сохранении вверенного имущества. Однако в коммерческой деятельности хранителям, особенно товарным складам, приходится сочетать хранение с агентированием и выполнять множество иных, предусматриваемых договором обязанностей. Таковы отпуск товара получателям до указанию поклажедателя, систематическое освежение запасов товаров с ограниченными сроками годности, подборка групп товаров для отправления получателям, оформление сохранных и залоговых свидетельств на товар и др.
Договор хранения считается платным (ст. 896 ГК РФ), если иное не предусмотрено соглашением сторон или нормативно-правовыми актами. Плата вносится по окончании хранения либо уплачивается по истечении каждого периода, определенного сторонами. В плату за хранение включаются все расходы хранителя, если иное не установлено договором.
Ответственность хранителя отличается особенностями. Если хранитель осуществляет хранение за плату, то он возмещает убытки от несохранности товара в полном объеме. При безвозмездном хранении ответственность носит ограниченный характер. Хранитель обязан возместить лишь прямой ущерб в размере стоимости утраченной вещи либо суммы, на которую понизилась ее стоимость. Обязанность возмещения неполученных доходов на безвозмездного хранителя не распространяется.
Особый случай представляет так называемое ответственное хранение. О нем говорится в ст. 514 ГК РФ и ряде других правовых норм. Отгруженные без договора или с нарушением условий договора товары, если покупатель отказался от их использования, принимаются на ответственное хранение. Согласно ст. 42 ТУЖД получатель груза, поставка которого не была предусмотрена договором с продавцом, тем не менее обязан вывезти груз со станции и принять его на ответственное хранение, если он указан в качестве грузополучателя в транспортной накладной.
Получатель обязан незамедлительно уведомить отправителя о принятии товара на ответственное хранение и предложить ему распорядиться товаром. Получатель должен обеспечить сохранность таких товаров. Если отправитель в разумный срок не распорядился товаром, то получатель вправе возвратить товар или реализовать его на месте. Скоропортящиеся товары во избежание убытков обычно подлежат реализации на месте.
Обязанность ответственного хранения представляет собой разновидность общих обязательств по хранению. Она может возникать при получении вещей по любым видам договоров и даже при отсутствии договора. Включение норм об ответственном хранении не в гл. 47, регулирующую хранение, а в раздел о договоре поставки — это очевидный дефект ГК РФ.
Для содействия торговому обороту весьма широко используется договор страхования.
Отношения по страхованию регулируются гл. 48 ГК РФ, законом РФ от 27.11.92 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 31.12.97. № 157-ФЗ)*, другими нормативными правовыми актами.
* Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 56; Собрание законодательства РФ. 1998. № 1. Ст. 4.
Природа страхования исследовалась в юридической литературе, однако предложенные решения представляются неточными. Это сказалось и на нечеткости, противоречивости законодательного определения страхования.
Называть страхование способом защиты интересов лица едва ли верно, поскольку защита устанавливается лишь на случаи нарушения прав и интересов лица. Между тем обязанность выплаты денежного возмещения предусматривается в связи с наступлением определенного события, так называемого страхового случая, а не обязательно в связи с чьими-либо действиями, нарушающими право. Кроме того, страховой случай может быть вовсе не связан с понесением убытков. Таковы, например, накопительное страхование на случай достижения ребенком совершеннолетия или выплата выгодоприобретателю страховой суммы, когда в случае гибели застрахованного лица нет расходов даже на погребение.
Более точно считать содержанием страхования обязанность уплаты страховщиком страхователю обусловленной суммы для возмещения его потерь или удовлетворения интересов в связи с наступлением определенных обстоятельств.
Содержание договора страхования образует обязанность уплаты страховщиком страхователю обусловленной суммы для возмещения потерь или удовлетворения иного интереса в связи с наступлением определенных обстоятельств (страхового случая).
Договор страхования — это многофункциональный договор. Он может применяться, в частности, как способ обеспечения исполнения обязательства, выполнять обеспечительную функцию. Таково страхование риска неисполнения договора должником. Однако в большинстве случаев страхование выполняет иные задачи и должно рассматриваться как самостоятельный вид договора.
Страховщиками могут быть юридические лица, получившие лицензию на ведение этой деятельности. В настоящее время законом отменена существовавшая прежде обязанность для организации-страховщика иметь отдельную лицензию на каждый вид страхования. Специализация по видам страхования избирается самими страховщиками.
Страхователями могут выступать любые юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане. При страховании имущества необходимым требованием является наличие у страхователя или выгодоприобретателя интереса к сохранению застрахованного имущества. По договору страхования риска ответственности за нарушение договора может быть застрахован только риск ответственности самого страхователя. По договору страхования предпринимательского риска может быть застрахован риск только самого страхователя и только в его пользу.
Договор страхования заключается на основании заявления страхователя. В заключаемом договоре страхования может иметься ссылка на дополняющие его страховой полис и правила страхования. Вместе с тем договор страхования в виде отдельного документа, подписываемого сторонами, может не составляться. В этом случае подписанный страховщиком страховой полис с приложением или без приложения к нему правил страхования составляют договор страхования. Правила страхования представляют собой внутренний документ страховщика, в который могут вноситься изменения. Поэтому страховщик обязан удостоверить факт передачи страхователю правил страхования, которые применяются в редакции, действовавшей на день их передачи страхователю.
Статья 928 ГК РФ в качестве объекта страхования называет не противоречащие закону имущественные интересы лица. Для торгового оборота наиболее актуально страхование:
• риска утраты, недостачи или повреждения товара либо иного имущества;
• риска ответственности страхователя или иного обязанного лица по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда имуществу (жизни, здоровью) других лиц;
• риска ответственности страхователя за нарушение договора. Страхование ответственности по договору допускается в случаях, предусмотренных законом, и производится только в пользу стороны, перед которой страхователь должен нести соответствующую ответственность;
• предпринимательского риска страхователя, в частности риска неполучения соответствующих доходов или возникновения иных убытков.
Приведенный перечень объектов имущественного страхования не является исчерпывающим.
При заключении договора страхования стороны обязаны согласовать в нем существенные условия, предусмотренные ст. 942 ГК РФ, и другие требующиеся условия. Должен быть конкретно указан объект страхования. При страховании имущества называется определенное имущество, при страховании имущественного интереса — вид этого интереса.
Стороны указывают в договоре характер события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая). При заключении договора страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления, если эти обстоятельства не известны и не могли быть известны страховщику. Требующими разъяснения признаются обстоятельства, оговоренные страховщиком в тексте договора (страхового полиса) или в его письменном запросе.
При страховании имущества страховая сумма не может превышать его действительной стоимости на момент заключения договора (страховой стоимости). Стороны не могут оспаривать страховую стоимость имущества, определенную в договоре, за исключением случаев, когда страховщик докажет, что он был намеренно введен в заблуждение страхователем. Если страховая сумма, определенная договором, превышает страховую стоимость имущества, договор является недействительным в той части страховой суммы, которая превышает действительную стоимость имущества на момент заключения договора (ст. 947 ГК РФ).
Что касается риска неполучения прибыли и иных предпринимательских рисков, то размер их возмещения не должен превышать убытков, которые страхователь понес при наступлении страхового случая. Данное положение требует умения определять и доказывать убытки, в том числе в виде упущенной выгоды, с учетом которых определяются размеры страхового возмещения.
Плата, которую страхователь обязуется уплатить за страхование, называется страховой премией. В договоре определяются размеры, порядок и сроки внесения платы. Если договором предусмотрено внесение страховой премии в рассрочку, то устанавливаются размеры и очередность внесения отдельных страховых взносов.
Договор страхования вступает в силу с момента уплаты страхователем первого страхового взноса, если иное не установлено самим договором. Договор страхования прекращается с истечением срока, на который он. был заключен, при ликвидации организации-страхователя и в иных случаях, предусмотренных законом или договором.
Выплата страхового возмещения производится на основании заявления страхователя или выгодоприобретателя о наступлении страхового случая. В договоре страхования следует устанавливать конкретный срок, в течение которого должна быть произведена выплата, исчисляя его от даты подачи заявления. Кроме того, в договоре целесообразно устанавливать неустойку за задержку выплаты страхового возмещения. Когда срок выплаты возмещения не указан, то возникают затрудения при определении начального момента для начисления неустойки или процентов в соответствии со ст. 395 ГК РФ.
Статьи 963 и 964 ГК РФ называют основания для отказа в выплате страхового возмещения. Таковы наступление страхового случая в результате умышленных действий страхователя или выгодоприобретателя, а также военных действий (мероприятий), народных волнений и забастовок. Перечень оснований для отказа в выплате страхового возмещения может быть дополнен договором. Страховщики обычно включают такие дополнительные основания для отказа в выплате возмещения в правила страхования, прилагаемые к договору страхования.
Для исков по требованиям из имущественного страхования установлен специальный срок исковой давности продолжительностью два года (ст. 966 ГК РФ).
ТЕМА XIII РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ТОВАРОВ
1. Виды транспортных договоров.
2. Оформление перевозок грузов.
3. Претензии и иски к органам транспорта.
Важный участок торгового оборота — транспортировка товара, доставка его от продавца к покупателю. Товар только тогда пригоден для использования покупателей, когда он доставлен к месту использования.
При организации транспортного процесса приходится решать ряд сложных задач. Здесь на первый план выходят вопросы обеспечения сохранности товара, скорости доставки к получателю, снижения транспортных расходов. Исходя из этих обстоятельств выбирается вид транспорта, вырабатываются условия договоров, предусматриваются меры защиты груза.
Транспортный процесс является сферой преимущественно императивного правового регулирования. Права и обязанности сторон определяются прежде всего транспортными уставами, кодексами и детально разработанными правилами перевозок грузов на отдельных видах транспорта. Возможности применения договоров носят ограниченный характер.
То обстоятельство, что между продавцом и покупателем в качестве необходимого звена включается транспортная организация, предполагает особое построение взаимоотношений сторон. Отношения субъектов необходимо регулировать сразу несколькими видами обязательств. Эти отношения протекают на разных уровнях, являются многослойными и потому опосредуются несколькими самостоятельными видами договоров, в которых в комплексе и взаимосогласованно следует решать все вопросы, касающиеся транспортировки товара.
Важнейшие вопросы транспортировки должны находить урегулирование уже в торговых договорах: оптовой купли-продажи, поставки, контрактации сельскохозяйственной продукции и др. В этих договорах прежде всего определяется:
• на какой из сторон лежит обязанность доставки товара;
• каким видом транспорта будет отгружаться товар, возможна ли замена одного вида транспорта другим;
• условие об использовании отправителем специализированной тары и перевозочных средств. Таковы специализированные контейнеры, поддоны, строп-пакеты, грузовые сетки, оборудование стеллажей и креплений, увязка изделий в блоки, пачки и др.;
• предельный размер одновременно отгружаемых партий товара, расписание отгрузки или интервалы времени между каждой отгрузкой. Данное условие особенно важно при отправках массовых грузов или скоропортящихся товаров;
• обязанность уведомления получателя телеграфом или по телефону об отправке ему товара. Это способствует сокращению потерь, улучшению организации транспортного процесса;
• перечень необходимых мер по обеспечению сохранности бьющихся изделий или легко снимаемых узлов и деталей;
• предоставление шоферу возможности уведомлять по телефону диспетчера организации-продавца о прибытии в каждый пункт заезда.
Непосредственно в торговых договорах необходимо предусматривать меры по усилению сохранности грузов. Перечень таких приемов достаточно разнообразен, даже простейшие из них дают высокий эффект. Так, переход к отгрузке автомобильных шин в связках по 10—12 штук резко затруднил хищения и уменьшил потери. Переход к отгрузке стеклозаводами банок и бутылок не навалом, а на проволочных распорках позволил ускорить погрузку и выгрузку, сократить бой. Важно самостоятельно отыскивать решения, позволяющие уменьшить вероятность потерь. Подобные меры должны предусматриваться в договорах в виде конкретных обязанностей сторон.
Таким образом, многие важные вопросы транспортировки подлежат решению уже в торговых договорах. Вместе с тем основные моменты перевозки находят урегулирование в транспортных договорах. Транспортные договоры разделяются на несколько видов, создавая ряд одновременно существующих обязательств.
При систематическом характере перевозок грузоотправителям приходится определять вместе с транспортными организациями объемы подлежащих перевозке грузов и согласовывать порядок осуществления перевозок.
Объемы перевозок могут определяться сторонами в договорах об организации перевозок (эти договоры упоминаются в ст. 798 ГК РФ). На разных видах транспорта организационные договоры имеют различное название и неодинаковое содержание.
Так, согласно ст. 17 Транспортного устава железных дорог РФ в договорах об организации перевозок определяются, в частности, объемы, сроки и условия предоставления транспортных средств. Статьей 36 Устава автомобильного транспорта РСФСР предусмотрено заключение годовых договоров на перевозку грузов, которые могут заключаться на трехлетний срок. В этих договорах определяются объемы и условия перевозок, порядок расчетов, предусматриваются рациональные маршруты и схемы грузопотоков. До начала каждого квартала перевозчик и грузоотправитель согласовывают объемы перевозок грузов на месяцы, в соответствии с которыми определяются декадные задания на перевозку. На морском транспорте в соответствии со ст. 118 Кодекса торгового мореплавания РФ перевозчик и грузовладелец при осуществлении систематических морских перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации морских перевозок грузов. Условия перевозки грузов, согласованные в долгосрочном договоре об организации морских перевозок грузов, считаются включенными в договор на перевозку отдельных партий груза, если стороны не достигли соглашения об ином.