Коммерческое право России 13 страница

Названный закон вводит понятия недобросовестной, недостоверной, заведомо ложной, неэтичной рекламы и определяет их содержание. Недобросовестной рекламой, в частности, признается такая, которая дискредитирует лиц, не пользующихся рекламируемым товаров, содер­жит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами других лиц. Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действи­тельности сведения в отношении определенных харак­теристик товара или самого рекламодателя. Заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекламо­датель умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.

В рекламной деятельности необходимо выделять под­рядные отношения между рекламодателем (заказчиком) и рекламопроизводителем — лицом, осуществляющим приведение рекламной информации в готовую для рас­пространения форму. Результатом действий рекламопроизводителя должен быть рекламный продукт: реклам­ный щит, плакат, бегущая световая строка, телевизионный ролик и т.п. Создание рекламного продукта может со­единяться с обязанностью рекламопроизводителя по его размещению в месте нахождения или передаче агент­ствам-распространителям.

От работ по созданию рекламного продукта следует отличать услуги по распространению рекламной инфор­мации. Отношения по размещению и распространению рекламы на рынках товаров определяются договором между рекламодателем и рекламораспространителем. Размещение и распространение рекламной информации осуществляется путем предоставления и использования мест в печатных изданиях, технических средств радиове­щания, телевизионного вещания, эфирного времени и иными способами.

Участники товарного рынка осуществляют разовые рекламные меры либо организуют проведение реклам­ных кампаний. Простейшие рекламные мероприятия про­водятся фирмами самостоятельно, силами своего персо­нала. Рекламу с использованием технических средств и проведение рекламных кампаний обычно выполняют специализированные рекламные агентства. В договорах на оказание рекламных услуг определяются цели рек­ламирования товара или фирмы-рекламодателя, круг потребителей рекламной информации, формы рекламы, точная характеристика способов и средств ее распрост­ранения, частота и продолжительность рекламных дей­ствий, анализ результатов рекламной кампании, размеры необходимых затрат и вознаграждения исполнителя.

Законодательство не регулирует специально договоры на создание и распространение рекламы, проведение рек­ламных кампаний. При заключении таких договоров сле­дует руководствоваться Федеральным законом «О рекла­ме», общими положениями ГК РФ о договорах, иными нормативными актами, относящимися к данной деятель­ности.

Отдельного рассмотрения требуют договоры на ин­формационное обеспечение и обслуживание. Для фор­мирования российского товарного рынка информацион­ное обеспечение изготовителей, торговых посредников и потребителей товаров имеет большее значение, чем рек­лама.

Отношения по сбору, обработке, накоплению и предо­ставлению информации, необходимой для осуществления производственной и коммерческой деятельности, регу­лируются Федеральным законом от 20.02.95 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информа­ции»*, общими положениями ГК РФ о договорах, дру­гими нормативными актами. При заключении догово­ров на предоставление коммерческой информации необходимо руководствоваться также правилами ст. 139 ГК РФ относительно конфиденциальных сведений, со­ставляющих служебную и коммерческую тайну, учиты­вать установленные нормативными актами (и догово­рами) перечни сведений, отнесенных к ограниченной категории (уровню) доступа.

* Собрание законодательства РФ. 1995. № 8. Ст. 609.

 

Предоставляемая участникам рынка информация мо­жет касаться сведений о потенциальных продавцах или изготовителях определенного товара, их производствен­ных возможностях, наличии имеющихся запасов товара, заявок потребителей, состояния конъюнктуры на товар­ных рынках, уровне сложившихся или предлагаемых цен, почтовых и транспортных реквизитов фирм, их фи­нансовой устойчивости и деловой репутации и других вопросов.

Оказание информационных услуг пользователям осу­ществляют специализированные информационные аген­тства либо создаваемые в составе различных фирм структурные подразделения. Информационные услуги могут оказываться в разнообразных формах: предостав­ления сведений по разовым запросам, систематического предоставления информации определенного характера, подготовки и составления аналитических обзоров соот­ветствующих данных и прогнозов относительно их воз­можных изменений, налаживания информационной службой непосредственной связи между заказчиком и его потенциальными контрагентами. Например, в разви­тых странах действуют «электронные биржи», занимаю­щиеся подбором для заказчиков (продавцов и покупа­телей) возможных контрагентов и передающие им необходимую информацию друг о друге.

Организации, занимающиеся формированием и пре­доставлением информационных ресурсов, ведут работу по созданию, сбору, накоплению, обработке, хранению, поиску, распространению и предоставлению потребите­лям документированной информации. Для этого они должны разрабатывать и использовать информацион­ные технологии, создавать банки данных и информаци­онные системы с применением средств вычислительной техники, автоматизированных телекоммуникационных систем.

В договоре на информационное обслуживание сторо­ны определяют, какого рода информацию обязуется пре­доставлять исполнитель, каковы сроки (частота) предо­ставления информации, объем передаваемых сведений, вид материального носителя, на котором предоставляет­ся информация, и другие характеристики, Предусматри­ваются размеры платы и порядок ее внесения, ответ­ственность сторон.

Для организаций, осуществляющих торговую деятель­ность, необходимым требованием для информационного обеспечения является документирование информации, осуществляемое в соответствии с обязательными пра­вилами делопроизводства и стандартизации докумен­тов и их массивов.

Документ, полученный из автоматизированной инфор­мационной системы, приобретает юридическую силу пос­ле его подписания должностным лицом организации. Юридическая сила документа, хранимого, обрабатывае­мого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, мо­жет подтверждаться электронной цифровой подписью. Юридическая сила электронной цифровой подписи при­знается при наличии в автоматизированной информа­ционной системе программно-технических средств, обес­печивающих идентификацию подписи и соблюдение установленного режима их использования. Право удос­товерять идентичность электронной цифровой подписи осуществляется на основании лицензии (ст. 5 Федераль­ного закона «Об информации, информатизации и защи­те информации»).

То обстоятельство, что договор на информационное обслуживание в настоящее время не урегулирован спе­циально гражданским законодательством, существенно затрудняет распространение информационных услуг в сфере торгового предпринимательства, сдерживает фор­мирование национального товарного рынка.

Договор транспортной экспедиции относится к группе агентских договоров. Как и во всяком агентском договоре, в экспедировании соединяются совершаемые исполнителем действия фактического и юридического характера. Отличительные черты данного договора оп­ределяются сферой его применения, а именно связью с транспортировкой товаров.

Функция экспедирования непосредственно связана с перевозкой, носит сопутствующий характер по отноше­нию к транспортной деятельности. Вне транспортировки грузов не существует другого экспедирования. На прак­тике можно встретиться с почтовой, книжной экспедици­ей и т.п., однако они также связаны с перевозкой соот­ветствующих ценностей. Вследствие этого ст. 801 ГК РФ называет данный договор транспортной экспедицией.

Содержание договора определяется следующим обра­зом. По договору транспортной экспедиции одна сторо­на — экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны — клиента выполнить или организо­вать выполнение определенных договором услуг, связан­ных с перевозкой груза.

Обязанности по экспедированию могут принимать на себя специализированные организации, созданные для этих целей. Таковы различные экспедиционные агентства и конторы. Они заключают с клиентами договоры на выполнение работ по получению поступающих для них грузов и сдаче грузов к перевозке, их хранению в пункте отправления, организации доставки в адрес клиента.

Во многих случаях функции экспедирования прини­мают на себя сами транспортные организации: станции, порты, автотранспортные предприятия. Для этого внут­ри транспортных организаций создаются специализи­рованные службы. Вместе с тем отдельные экспедицион­ные услуги могут оказывать подразделения и лица, непосредственно осуществляющие перевозку груза.

Например, на автотранспорте шофер наряду с пере­возкой в большинстве случаев выполняет отдельные обя­занности по экспедированию. Он может производить увязку, укрытие и крепление груза в кузове, оформлять на станции документы для получателя, следить за со­хранностью груза при перевозке. В этих случаях шофер осуществляет также функции экспедитора. За выполненные операции по экспедированию он получает надбавку к заработной плате.

Вместе с тем действий одного шофера-экспедитора обычно недостаточно для выполнения всего объема не­обходимых услуг. Поэтому работа по экспедированию оказывается рассредоточенной между несколькими экс­педиторами, каждый из которых выполняет свой круг обязанностей.

Законодательное регулирование транспортной экспеди­ции только развивается. В ГК РФ имеется гл. 41 «Транс­портная экспедиция», которая состоит из 6 статей общего характера. Отдельные нормы об экспедировании содер­жатся в транспортных уставах и кодексах. В них есть отсылка к Правилам об экспедиционных операциях. Та­кие правила имеются на большинстве видов транспорта.

Конкретные виды экспедиционных услуг, порядок и сроки их выполнения, размер платы за них стороны пре­дусматривают в договорах.

Фактическое содержание экспедиционных операций составляют:

• проверка состояния груза, его тары и упаковки;

• нанесение маркировки на груз, снабжение груза бир­ками;

• составление перевозочных документов за отправи­теля, внесение провозных платежей;

• доставка груза на станцию (в порт) для отправки или из пункта прибытия к получателю;

• сопровождение груза при перевозке;

• оформление таможенных процедур;

• уведомление клиентов об отправленных или о при­бывших в их адрес грузах и иные действия.

Наряду с фактическими действиями по обработке грузов экспедитор вынужден совершать также юриди­ческие действия по заключению договоров перевозки от имени отправителя, сдаче к перевозке и приемке груза, оформлению различных документов за клиента. В таких случаях экспедитор вступает в правовые отношения от имени клиента и должен иметь доверенность на дей­ствия по его уполномочию.

Экспедитор и клиент отвечают за нарушение догово­ра в общем порядке и размерах. Однако, согласно ст. 803 ГК РФ, если экспедитор докажет, что нарушение обяза­тельства вызвано нарушением договора перевозки, то он отвечает перед клиентом по тем же правилам, по кото­рым перед экспедитором отвечает соответствующий пе­ревозчик. Это особая конструкция, когда ограниченный характер ответственности должника обусловливается ограничением по закону размеров ответственности тре­тьего лица, действиями которого вызвано нарушение.

По мере расширения сферы экспедиционных услуг, превращения их в развитый вид бизнеса потребуется од­новременное совершенствование законодательства об эк­спедировании.

Договор хранения в самом общем виде определяется в ст. 886 ГК РФ. Согласно этой норме одна сторона — хранитель обязуется хранить вещь, переданную ей дру­гой стороной — поклажедателем, и возвратить эту вещь в сохранности.

При использовании в коммерческой деятельности договор хранения получает более полное регулирова­ние. Статьи 907—918 ГК РФ выделяют как особый под­вид договор хранения на товарном складе. Хранителем по такому договору является определенный субъект — товарный склад, представляющий собой специализиро­ванную организацию по хранению товаров.

Вопросы хранения затрагиваются в законодательстве, регулирующем некоторые другие виды обязательств. Так, согласно ст. 43 Транспортного устава железных дорог РФ, прибывший в адрес грузополучателя груз хранится бес­платно на станции в течение 24 часов, а за хранение сверх этого срока взимается сбор. Когда вопросы хранения не урегулированы специально для отдельных видов отноше­ний, то надлежит руководствоваться общими правилами о договоре хранения, содержащимися в гл. 47 ГК РФ.

Договор хранения должен быть заключен в простой письменной форме. В изъятие из общего порядка, уста­новленного ст. 434 ГК РФ, простая письменная форма считается соблюденной, если принятие товара на хране­ние удостоверено сохранной распиской, квитанцией, складским свидетельством или иным документом, под­писанным хранителем. В допускаемых законом и обыча­ем случаях возможна выдача хранителем жетона или иного легитимационного знака в подтверждение нали­чия договора.

Основная цель договора состоит в сохранении вверен­ного имущества. Однако в коммерческой деятельности хранителям, особенно товарным складам, приходится со­четать хранение с агентированием и выполнять множе­ство иных, предусматриваемых договором обязанностей. Таковы отпуск товара получателям до указанию поклажедателя, систематическое освежение запасов товаров с ограниченными сроками годности, подборка групп то­варов для отправления получателям, оформление сохран­ных и залоговых свидетельств на товар и др.

Договор хранения считается платным (ст. 896 ГК РФ), если иное не предусмотрено соглашением сторон или нормативно-правовыми актами. Плата вносится по окон­чании хранения либо уплачивается по истечении каж­дого периода, определенного сторонами. В плату за хра­нение включаются все расходы хранителя, если иное не установлено договором.

Ответственность хранителя отличается особенностя­ми. Если хранитель осуществляет хранение за плату, то он возмещает убытки от несохранности товара в полном объеме. При безвозмездном хранении ответственность носит ограниченный характер. Хранитель обязан возмес­тить лишь прямой ущерб в размере стоимости утрачен­ной вещи либо суммы, на которую понизилась ее сто­имость. Обязанность возмещения неполученных доходов на безвозмездного хранителя не распространяется.

Особый случай представляет так называемое ответ­ственное хранение. О нем говорится в ст. 514 ГК РФ и ряде других правовых норм. Отгруженные без договора или с нарушением условий договора товары, если поку­патель отказался от их использования, принимаются на ответственное хранение. Согласно ст. 42 ТУЖД получа­тель груза, поставка которого не была предусмотрена договором с продавцом, тем не менее обязан вывезти груз со станции и принять его на ответственное хране­ние, если он указан в качестве грузополучателя в транс­портной накладной.

Получатель обязан незамедлительно уведомить отпра­вителя о принятии товара на ответственное хранение и предложить ему распорядиться товаром. Получатель должен обеспечить сохранность таких товаров. Если от­правитель в разумный срок не распорядился товаром, то получатель вправе возвратить товар или реализовать его на месте. Скоропортящиеся товары во избежание убытков обычно подлежат реализации на месте.

Обязанность ответственного хранения представляет со­бой разновидность общих обязательств по хранению. Она может возникать при получении вещей по любым видам договоров и даже при отсутствии договора. Включение норм об ответственном хранении не в гл. 47, регулирующую хранение, а в раздел о договоре поставки — это очевидный дефект ГК РФ.

Для содействия торговому обороту весьма широко ис­пользуется договор страхования.

Отношения по страхованию регулируются гл. 48 ГК РФ, законом РФ от 27.11.92 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. Феде­рального закона от 31.12.97. № 157-ФЗ)*, другими нор­мативными правовыми актами.

* Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 56; Собрание законо­дательства РФ. 1998. № 1. Ст. 4.

 

Природа страхования исследовалась в юридической литературе, однако предложенные решения представляются неточными. Это ска­залось и на нечеткости, противоречивости законодательного опре­деления страхования.

Называть страхование способом защиты интересов лица едва ли верно, поскольку защита устанавливается лишь на случаи наруше­ния прав и интересов лица. Между тем обязанность выплаты денеж­ного возмещения предусматривается в связи с наступлением опре­деленного события, так называемого страхового случая, а не обязательно в связи с чьими-либо действиями, нарушающими пра­во. Кроме того, страховой случай может быть вовсе не связан с поне­сением убытков. Таковы, например, накопительное страхование на случай достижения ребенком совершеннолетия или выплата выгодоприобретателю страховой суммы, когда в случае гибели застрахо­ванного лица нет расходов даже на погребение.

Более точно считать содержанием страхования обязанность уп­латы страховщиком страхователю обусловленной суммы для возме­щения его потерь или удовлетворения интересов в связи с наступ­лением определенных обстоятельств.

Содержание договора страхования образует обязанность уплаты страховщиком страхователю обусловленной суммы для возмещения потерь или удовлетворения иного интере­са в связи с наступлением определенных обстоятельств (страхового случая).

Договор страхования — это многофункциональный договор. Он может применяться, в частности, как способ обеспечения исполнения обязательства, выполнять обес­печительную функцию. Таково страхование риска неис­полнения договора должником. Однако в большинстве случаев страхование выполняет иные задачи и должно рассматриваться как самостоятельный вид договора.

Страховщиками могут быть юридические лица, по­лучившие лицензию на ведение этой деятельности. В на­стоящее время законом отменена существовавшая преж­де обязанность для организации-страховщика иметь отдельную лицензию на каждый вид страхования. Специ­ализация по видам страхования избирается самими стра­ховщиками.

Страхователями могут выступать любые юридичес­кие лица, индивидуальные предприниматели и граждане. При страховании имущества необходимым требовани­ем является наличие у страхователя или выгодоприобретателя интереса к сохранению застрахованного иму­щества. По договору страхования риска ответственности за нарушение договора может быть застрахован только риск ответственности самого страхователя. По договору страхования предпринимательского риска может быть застрахован риск только самого страхователя и только в его пользу.

Договор страхования заключается на основании заяв­ления страхователя. В заключаемом договоре страхова­ния может иметься ссылка на дополняющие его страховой полис и правила страхования. Вместе с тем договор стра­хования в виде отдельного документа, подписываемого сто­ронами, может не составляться. В этом случае подписан­ный страховщиком страховой полис с приложением или без приложения к нему правил страхования составляют договор страхования. Правила страхования представляют собой внутренний документ страховщика, в который могут вноситься изменения. Поэтому страховщик обязан удостоверить факт передачи страхователю правил страхова­ния, которые применяются в редакции, действовавшей на день их передачи страхователю.

Статья 928 ГК РФ в качестве объекта страхования называет не противоречащие закону имущественные ин­тересы лица. Для торгового оборота наиболее актуально страхование:

• риска утраты, недостачи или повреждения товара либо иного имущества;

• риска ответственности страхователя или иного обя­занного лица по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда имуществу (жизни, здоровью) других лиц;

• риска ответственности страхователя за нарушение договора. Страхование ответственности по договору допускается в случаях, предусмотренных законом, и про­изводится только в пользу стороны, перед которой стра­хователь должен нести соответствующую ответствен­ность;

• предпринимательского риска страхователя, в част­ности риска неполучения соответствующих доходов или возникновения иных убытков.

Приведенный перечень объектов имущественного страхования не является исчерпывающим.

При заключении договора страхования стороны обя­заны согласовать в нем существенные условия, предус­мотренные ст. 942 ГК РФ, и другие требующиеся усло­вия. Должен быть конкретно указан объект страхования. При страховании имущества называется определенное имущество, при страховании имущественного интереса — вид этого интереса.

Стороны указывают в договоре характер события, на случай наступления которого осуществляется страхова­ние (страхового случая). При заключении договора страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления, если эти обстоятельства не известны и не могли быть известны страховщику. Требующими разъяснения признаются обстоятельства, оговоренные страховщиком в тексте договора (страхового полиса) или в его письменном запросе.

При страховании имущества страховая сумма не мо­жет превышать его действительной стоимости на момент заключения договора (страховой стоимости). Стороны не могут оспаривать страховую стоимость имущества, опре­деленную в договоре, за исключением случаев, когда стра­ховщик докажет, что он был намеренно введен в заблуж­дение страхователем. Если страховая сумма, определенная договором, превышает страховую сто­имость имущества, договор является недействительным в той части страховой суммы, которая превышает дей­ствительную стоимость имущества на момент заключе­ния договора (ст. 947 ГК РФ).

Что касается риска неполучения прибыли и иных предпринимательских рисков, то размер их возмещения не должен превышать убытков, которые страхователь понес при наступлении страхового случая. Данное по­ложение требует умения определять и доказывать убыт­ки, в том числе в виде упущенной выгоды, с учетом кото­рых определяются размеры страхового возмещения.

Плата, которую страхователь обязуется уплатить за страхование, называется страховой премией. В догово­ре определяются размеры, порядок и сроки внесения платы. Если договором предусмотрено внесение страхо­вой премии в рассрочку, то устанавливаются размеры и очередность внесения отдельных страховых взносов.

Договор страхования вступает в силу с момента уп­латы страхователем первого страхового взноса, если иное не установлено самим договором. Договор страхо­вания прекращается с истечением срока, на который он. был заключен, при ликвидации организации-страхова­теля и в иных случаях, предусмотренных законом или договором.

Выплата страхового возмещения производится на ос­новании заявления страхователя или выгодоприобретателя о наступлении страхового случая. В договоре страхования следует устанавливать конкретный срок, в течение которого должна быть произведена выплата, ис­числяя его от даты подачи заявления. Кроме того, в до­говоре целесообразно устанавливать неустойку за задер­жку выплаты страхового возмещения. Когда срок выплаты возмещения не указан, то возникают затрудения при определении начального момента для начисле­ния неустойки или процентов в соответствии со ст. 395 ГК РФ.

Статьи 963 и 964 ГК РФ называют основания для отказа в выплате страхового возмещения. Таковы наступ­ление страхового случая в результате умышленных дей­ствий страхователя или выгодоприобретателя, а также военных действий (мероприятий), народных волнений и забастовок. Перечень оснований для отказа в выплате страхового возмещения может быть дополнен договором. Страховщики обычно включают такие дополнительные основания для отказа в выплате возмещения в правила страхования, прилагаемые к договору страхования.

Для исков по требованиям из имущественного стра­хования установлен специальный срок исковой давнос­ти продолжительностью два года (ст. 966 ГК РФ).

ТЕМА XIII РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ТОВАРОВ

1. Виды транспортных договоров.

2. Оформление перевозок грузов.

3. Претензии и иски к органам транспорта.

Важный участок торгового оборота — транспортиров­ка товара, доставка его от продавца к покупателю. Товар только тогда пригоден для использования покупателей, когда он доставлен к месту использования.

При организации транспортного процесса приходит­ся решать ряд сложных задач. Здесь на первый план выходят вопросы обеспечения сохранности товара, ско­рости доставки к получателю, снижения транспортных расходов. Исходя из этих обстоятельств выбирается вид транспорта, вырабатываются условия договоров, предус­матриваются меры защиты груза.

Транспортный процесс является сферой преимуще­ственно императивного правового регулирования. Права и обязанности сторон определяются прежде всего транспортными уставами, кодексами и детально разработан­ными правилами перевозок грузов на отдельных видах транспорта. Возможности применения договоров носят ограниченный характер.

То обстоятельство, что между продавцом и покупате­лем в качестве необходимого звена включается транс­портная организация, предполагает особое построение взаимоотношений сторон. Отношения субъектов необхо­димо регулировать сразу несколькими видами обяза­тельств. Эти отношения протекают на разных уровнях, являются многослойными и потому опосредуются не­сколькими самостоятельными видами договоров, в ко­торых в комплексе и взаимосогласованно следует ре­шать все вопросы, касающиеся транспортировки товара.

Важнейшие вопросы транспортировки должны нахо­дить урегулирование уже в торговых договорах: опто­вой купли-продажи, поставки, контрактации сельскохо­зяйственной продукции и др. В этих договорах прежде всего определяется:

на какой из сторон лежит обязанность доставки то­вара;

• каким видом транспорта будет отгружаться товар, возможна ли замена одного вида транспорта другим;

• условие об использовании отправителем специали­зированной тары и перевозочных средств. Таковы спе­циализированные контейнеры, поддоны, строп-пакеты, грузовые сетки, оборудование стеллажей и креплений, увязка изделий в блоки, пачки и др.;

• предельный размер одновременно отгружаемых партий товара, расписание отгрузки или интервалы вре­мени между каждой отгрузкой. Данное условие особен­но важно при отправках массовых грузов или скоро­портящихся товаров;

• обязанность уведомления получателя телеграфом или по телефону об отправке ему товара. Это способ­ствует сокращению потерь, улучшению организации транспортного процесса;

• перечень необходимых мер по обеспечению сохран­ности бьющихся изделий или легко снимаемых узлов и деталей;

• предоставление шоферу возможности уведомлять по телефону диспетчера организации-продавца о прибы­тии в каждый пункт заезда.

Непосредственно в торговых договорах необходимо предусматривать меры по усилению сохранности грузов. Перечень таких приемов достаточно разнообразен, даже простейшие из них дают высокий эффект. Так, переход к отгрузке автомобильных шин в связках по 10—12 штук резко затруднил хищения и уменьшил потери. Переход к отгрузке стеклозаводами банок и бутылок не навалом, а на проволочных распорках позволил ускорить погруз­ку и выгрузку, сократить бой. Важно самостоятельно отыскивать решения, позволяющие уменьшить вероят­ность потерь. Подобные меры должны предусматривать­ся в договорах в виде конкретных обязанностей сторон.

Таким образом, многие важные вопросы транспорти­ровки подлежат решению уже в торговых договорах. Вместе с тем основные моменты перевозки находят уре­гулирование в транспортных договорах. Транспортные договоры разделяются на несколько видов, создавая ряд одновременно существующих обязательств.

При систематическом характере перевозок грузоотп­равителям приходится определять вместе с транспорт­ными организациями объемы подлежащих перевозке грузов и согласовывать порядок осуществления перево­зок.

Объемы перевозок могут определяться сторонами в договорах об организации перевозок (эти договоры упо­минаются в ст. 798 ГК РФ). На разных видах транспорта организационные договоры имеют различное название и неодинаковое содержание.

Так, согласно ст. 17 Транспортного устава железных дорог РФ в договорах об организации перевозок оп­ределяются, в частности, объемы, сроки и условия пре­доставления транспортных средств. Статьей 36 Устава автомобильного транспорта РСФСР предусмотрено зак­лючение годовых договоров на перевозку грузов, кото­рые могут заключаться на трехлетний срок. В этих дого­ворах определяются объемы и условия перевозок, порядок расчетов, предусматриваются рациональные маршруты и схемы грузопотоков. До начала каждого квартала перевозчик и грузоотправитель согласовыва­ют объемы перевозок грузов на месяцы, в соответствии с которыми определяются декадные задания на перевоз­ку. На морском транспорте в соответствии со ст. 118 Ко­декса торгового мореплавания РФ перевозчик и грузо­владелец при осуществлении систематических морских перевозок грузов могут заключать долгосрочные догово­ры об организации морских перевозок грузов. Условия перевозки грузов, согласованные в долгосрочном дого­воре об организации морских перевозок грузов, счита­ются включенными в договор на перевозку отдельных партий груза, если стороны не достигли соглашения об ином.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: