Коммерческое право России 14 страница

Другим способом определения объемов перевозок слу­жат заявки грузоотправителей. Наличие договоров об организации перевозок не освобождает грузоотправите­ля от представления заявки, когда это предусмотрено транспортными уставами и кодексами.

На железной дороге заявка на перевозку подается гру­зоотправителем в управление железной дороги за 10 дней до начала месяца перевозки грузов, а при отправ­ках на экспорт или в смешанном сообщении — за 15 дней. Заявки на перевозку представляются в трех эк­земплярах с распределением объемов перевозок по ви­дам грузов, по дорогам назначения, а на разовые перевозки — с указанием дат погрузки. Управление дороги обя­зано в течение трех дней рассмотреть заявку и сооб­щить грузоотправителю о ее принятии или об отказе в осуществлении перевозок. Грузоотправитель за 3 дня до начала каждой декады представляет на станцию кален­дарное расписание подачи вагонов.

На автомобильном транспорте при наличии согласо­ванных в договоре объемов по декадам месяца отдель­ные перевозки осуществляются на основании соответ­ствующей заявки, а при отсутствии договора — на основании разовых заказов. Заказ подается отправите­лем автопредприятию по установленной форме до 14 ча­сов предшествующих суток, а на междугородние пере­возки — за 48 часов.

Перевозки воздушным транспортом, как правило, осу­ществляются по разовым заказам.

Обязательства по объемам перевозок представляют собой самостоятельный вид обязательств с собственным содержанием и ответственностью.

По такому обязательству перевозчик обязуется пре­доставить транспортные средства (вагоны, контейнеры, автомобили и т.п.) в согласованных объемах и в сроки, а грузоотправитель обязуется погрузить соответствую­щее количество груза или передать груз перевозчику для погрузки его силами.

Статья 793 ГК РФ говорит об ответственности за не­выполнение принятой заявки (заказа) на перевозку или иного договора. Транспортными уставами и кодексами предусмотрена высокая штрафная ответственность сторон за невыполнение обязательств по объемам перевозок. Перевозчик отвечает за неподачу транспортных средств в согласованных объемах и в сроки, а грузоотправитель — за неиспользование поданных транспортных средств.

Для упорядочения транспортного процесса наряду с обязательствами по объемам перевозок используются также другие договоры организационного характера.

Так, на железной дороге заключаются договоры на эк­сплуатацию железнодорожного подъездного пути, когда подъездной путь является собственностью клиента, либо договоры подачи и уборки вагонов, когда ветка принад­лежит дороге, но на ней расположены склады или по­грузочные площадки клиента. Такие договоры заключа­ются на пятилетний срок, и их заключение носит обязательный характер. Разногласия по условиям этих договоров разрешаются арбитражными судами незави­симо от договоренности сторон по данному вопросу.

В организационных договорах регулируются важные вопросы порядка подачи вагонов под погрузку и выг­рузку (по расписанию, через интервалы или по уведом­лению), устанавливаются сроки обработки поданных вагонов, определяются ставки платы за услуги. Предус­матривается порядок сдачи-приемки вагонов, место пе­редачи, ответственные за это лица.

В таких дрговорах важно согласовывать меры по уси­лению сохранности грузов: огораживанию пунктов погрузки и выгрузки, их освещению, оснащению средст­вами сигнализации. Необходимо предусматривать пос­ледовательное повышение уровня механизации погруз­ки и выгрузки. В настоящее время большинство договоров заключается по утвержденной Министерством путей сообщения проформе, содержащей минимальный набор условий, что не способствует решению важных вопросов, возникающих во взаимоотношениях сторон.

На автомобильном транспорте основными видами организационных договоров являются годовой договор на перевозку грузов и договор на централизованную перевозку грузов, заключаемые автопредприятием и кли­ентом. Понятие централизованной перевозки дается в ст. 38 Устава автомобильного транспорта РСФСР. При централизованных перевозках автотранспортные орга­низации, сочетая перевозку и транспортно-экспедиционное обслуживание, производят по договору на перевозку и согласованным графикам завоз всех грузов получате­лю и вывоз от него всех грузов.

В договорах кроме объемов перевозок предусмат­риваются виды экспедиционных услуг, оказываемых перевозчиком, согласовываются размеры платы за них, определяются пункты погрузки и выгрузки и другие условия.

Клиенты могут разрабатывать и закреплять в дого­воре оптимальные маршруты перевозок товара. При выборе маршрутов следует выпрямлять и сокращать путь движения, что позволяет увеличить число ездок в течение дня. Необходимо избирать линии, более безопас­ные для движения транспорта и предупреждения хище­ний груза.

Практика перевозок выработала три основных вида маршрутов: линейные, кольцевые и маятниковые.

Линейными маршрутами доставляют товары полно­грузным автомобилем в один рейс одному получателю.

Кольцевыми маршрутами товар доставляется одним рейсом нескольким получателям, расположенным в одном населенном пункте. Такой способ позволяет дос­тавлять небольшие партии товара сразу нескольким раз­ным получателям и при этом полнее использовать гру­зоподъемность автомашин. Здесь в договоре важно определять последовательность завоза в разные точки.

Маятниковые маршруты используются для того, что­бы при движении в одном направлении выгружать партии товара у различных получателей, а при движении в обратном направлении забирать у покупателей возвратную тару для доставки ее изготовителю. В таких случаях требуется расчет наиболее экономичного марш­рута движения, определение последовательности заездов в каждый пункт, правильное размещение в автомобиле грузов, предназначаемых каждому получателю.

Коммерческая практика выработала немало приемов улучшения организации централизованных перевозок. Так, важно согласование графиков подачи транспорта в течение суток, что позволяет сокращать простои транс­порта под погрузкой и выгрузкой. По договору, с пере­возчиком производится оснащение автомобилей подъем­ными устройствами для погрузки и снятия грузов (подъемный задний борт, мини-кран), перевозка одежды со складов в магазины «на вешалах», установка в кузове рам для перевозки в лотках полуфабрикатов и хлеб­ных изделий.

Имеются и другие приемы ускорения перевозок, по­вышения экономичности погрузки и выгрузки, сохра­нения товарного вида изделий, предупреждения потерь.

Наконец, особый и самостоятельный уровень отноше­ний образуют договоры на перевозку конкретных партий груза. Это договоры перевозки, заключаемые на каждую отдельную отправку.

Сторонами в договоре перевозки груза называют три субъекта: грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель. У каждого из этих лиц имеются права и обязанности. В юридической литературе длитель­ное время обсуждается проблема, является ли договор перевозки трех­сторонним либо это договор между отправителем и перевозчиком в пользу третьего лица — грузополучателя. Обе эти трактовки представ­ляются неточными.

Договор перевозки нельзя назвать трехсторонним, поскольку гру­зополучатель не участвует в его заключении, более того, не запраши­вается даже его согласие на отправку ему груза. Это также не дого­вор в пользу получателя, ибо закон (уставы и кодексы) предусмат­ривает не только права, но и многочисленные обязанности получате­ля перед перевозчиком.

Перевозка груза представляет собой особый, комплек­сный, вид обязательства, где из договора двух лиц — от­правителя и перевозчика — и юридического факта от­правки груза другому лицу — получателю — возникает сложное обязательственное отношение между тремя субъектами.

Перевозка осуществляется на основании транспорт­ных документов. Правовая теория и практика рассмат­ривают выписанные транспортные документы как спо­соб оформления договора на перевозку грузов. На различных видах транспорта перевозка оформляется неодинаково.

На железной дороге перевозка оформляется комп­лектом документов. Отправитель заполняет транспор­тную железнодорожную накладную на вагонную, кон­тейнерную или на мелкую отправку. Она составляется в одном экземпляре и подписывается отправителем. На­кладная сопровождает груз и выдается получателю в пункте назначения вместе с грузом.

В подтверждение заключения договора перевозки станция выдает отправителю квитанцию о приеме груза со своим штемпелем. Она также составляется в одном экземпляре и имеет одинаковый номер с накладной. У станции остается корешок дорожной ведомости на пе­ревозимый груз.

Подобными документами оформляется также пере­возка речным транспортом.

Существенные особенности имеет оформление авто­мобильной перевозки. Шофер, прибывший для перевоз­ки груза, обязан предъявить служебное удостоверение и путевой лист со штампом или с печатью автопред­приятия.

Перевозка товара оформляется товарно-транспорт­ной накладной. Она заполняется в 4 экземплярах и под­писывается грузоотправителем. Прием груза к перевозке удостоверяется подписью шофера во всех экземплярах, один из которых остается у отправителя.

При воздушной перевозке грузоотправитель состав­ляет грузовую накладную, которая условно называется накладная отправителя. На основании этой накладной авиапредприятие выписывает свою грузовую накладную в 3 экземплярах. Один экземпляр заверенной перевозчи­ком накладной, именуемый также грузовой квитанцией, вручается отправителю в подтверждение приема груза и еще один остается у авиапредприятия, принявшего груз к перевозке. Накладная отправителя и 1-й экземпляр грузовой накладной следуют вместе с грузом.

Оформление морской перевозки осуществляется следующим образом. На основании представленного от­правителем погрузочного ордера перевозчик выписывает коносамент, содержание которого определено ст. 144 Кодекса торгового мореплавания РФ. После погрузки груза на борт судна перевозчик взамен коносамента вы­дает грузополучателю бортовой коносамент, в котором указываются наименование судна и дата погрузки, либо вносит соответствующие сведения в ранее выданный ко­носамент. Коносамент, подписанный капитаном судна, считается выданным от имени перевозчика. По желанию отправителя он может выдаваться ему в нескольких экземплярах (оригиналах) с указанием числа экземпля­ров.

Коносамент может выписываться:

1) с указанием определенного получателя — именной коносамент;

2) с указанием о необходимости выдачи груза при­казу отправителя или получателя, такой коносамент именуется ордерным;

3) на предъявителя.

Коносамент выполняет две функции. Он служит спо­собом оформления договора перевозки и, кроме того, яв­ляется товарораспорядительным документом. Коноса­мент может предлагаться для продажи, в том числе на товарной бирже, поскольку в качестве товарораспоряди­тельного документа он позволяет изменять собственника указанного в нем товара.

Статья 33 Транспортного устава железных дорог РФ предусматривает важное правило, которое повторено в других транспортных уставах и кодексах. Оно гласит: грузоотправитель несет имущественную ответственность за все последствия неправильности, неточности или не­полноты сведений, указанных им в транспортной наклад­ной. Эта норма устанавливает презумпцию ответствен­ности. Последствия ненадлежащего оформления перевозочных документов могут быть совершенно раз­личными, и все они возлагаются на грузоотправителя, допустившего неточности.

Отправитель обязан поместить груз в тару или в упаковку, обеспечивающие сохранность при перевозке. На отправителя возлагается обеспечение необходимыми вспомогательными материалами: стойками, щитами, ог­радительными сетками, креплениями. Законом или до­говором такая обязанность может быть возложена на перевозчика. О наличии соответствующих материалов следует делать запись в транспортной накладной для предотвращения споров.

Погрузка производится силами отправителя либо (за отдельную плату) перевозчиком. На каждом виде транс­порта установлены нормативные сроки для выполнения погрузочных (разгрузочных) работ. Их соблюдение учи­тывается в ведомостях подачи и уборки вагонов (на железной дороге), в путевых листах или в товарно-транспортных накладных — на автотранспорте, в актах учета — на речном транспорте и в таймшите — на мор­ском транспорте. Сроки на погрузку и выгрузку исчис­ляются по истечении двух часов с момента уведомления клиента станцией о подаче вагонов. На автотранспорте срок исчисляется с момента прибытия автомобиля к пунк­ту погрузки у клиента, на морском и речном — с мо­мента подачи судна согласно графику. Четкой и опера­тивной погрузке и выгрузке следует уделять особое внимание, поскольку за нарушение сроков установлены высокие штрафы.

Тарные и штучные грузы сдаются к перевозке с ука­занием в транспортной накладной общего веса и количе­ства мест. При этом транспортные организации прове­ряют число мест, а вес груза принимается условно согласно данным, указанным отправителем. Лишь на воз­душном транспорте проверяется общий вес любых гру­зов. Грузы, перевозимые навалом и насыпью, сдаются с проверкой перевозчиком и грузоотправителем и с ука­занием в накладной их веса.

На груз, перевозимый на открытом подвижном соста­ве или мелкими отправками с присоединением к дру­гим грузам, наносится транспортная и защитная марки­ровка. Защитная маркировка позволяет фиксировать доступ к грузу или изъятие части груза. Транспортная маркировка состоит в нанесении на таре словесных, зна­ковых и цифровых обозначений, определяющих поря­док манипулирования с грузом. Требования к маркиров­ке, кроме того, устанавливаются правилами перевозок. Так, каждое отдельное место должно иметь цифровую маркировку в виде дроби, в числителе которой указыва­ют номер транспортной накладной или коносамента, а в знаменателе — порядковый номер каждого отдельного места. При перевозках в закрытом подвижном составе грузов, требующих соблюдения мер предосторожности, соответствующая маркировка наносится на наружных стенах вагона, контейнера и т. п.

Оплата перевозки, как это предусмотрено ст. 764 ГК РФ, производится отправителем до сдачи груза к пере­возке. Плата вносится наличными деньгами либо произ­водится чеками или платежными поручениями. Окон­чательные расчеты производятся между перевозчиком и грузоотправителем в пункте назначения.

Отправитель обязан проверять исправность поданно­го вагона, контейнера, автомобиля и его пригодность для перевозки соответствующего груза. Различаются техни­ческая и коммерческая пригодность транспортных средств. В случае несоответствия транспортного средства требованиям сохранности груза отправитель должен за­явить отказ от его использования. Одновременно отпра­витель вправе потребовать замены неисправного перево­зочного средства исправным.

Доставленный перевозчиком груз выдается получате­лю, указанному в транспортной накладной (коносамен­те). Получатель обязан принять и вывезти груз, даже если его поставка не предусматривалась договором с отправителем. Лишь на автомобильном транспорте при городских и пригородных перевозках получатель впра­ве отказаться от принятия груза, не соответствующего договору или не предусмотренного договором. При междугородней перевозке получатель обязан принять доставленный в его адрес груз. Груз выдается портом назначения получателю, указанному в именном коноса­менте, либо в обмен на экземпляр ордерного или предъя­вительского коносамента, пересланного отправителем получателю. Одновременно утрачивают силу все осталь­ные экземпляры коносамента.

В пункте назначения груз выдается получателю в том же порядке, в каком он был принят к перевозке.

На железной дороге груз выдается с обязательным участием работника станции в проверке количества и состояния груза в случаях:

• поступления его в неисправном вагоне или контей­нере;

• поступления с нарушенными пломбами отправите­ля или неясными оттисками пломб;

• погрузки или выгрузки груза перевозчиком;

• наличия признаков несохранности при перевозке на открытом подвижном составе и в других установлен­ных случаях.

Тарные и штучные грузы выдаются во всех случаях по числу мест без проверки веса и лишь на воздушном транспорте — с проверкой общего веса (массы) груза. Сохранность содержимого проверяется только в повреж­денных местах.

На автомобильном транспорте груз, доставленный в ис­правных закрытых автомобилях и контейнерах за ненару­шенными пломбами, выдается шофером без проверки. В остальных случаях шофер и получатель проверяют со­вместно вес грузов, перевозимых навалом и насыпью, взве­шивая автомобиль с грузом и затем после выгрузки. Тар­ные и штучные грузы сдаются по счету мест.

Перевозка за пломбами грузоотправителя, когда стан­ция или шофер не участвуют в проверке груза и не несут ответственности за его сохранность, нередко со­здает возможности для злоупотреблений. В случае по­ступления груза за пломбами важно уметь проверять исправность вагона, контейнера или автомобиля, отсут­ствие признаков доступа к грузу и повреждений. Плом­бы от транспортного средства следует сохранять в запе­чатанном виде с указанием номера накладной, даты и фамилий лиц, участвующих в проверке груза, для воз­можности передачи на экспертизу.

Практика показывает, что участие представителя транспортной организации в приемке и выдаче товара снижает число хищений. Сейчас ст. 784 и 793 ГК РФ предусматривают возможность заключения соглашений между отправителем и перевозчиком, направленных на повышение ответственности за сохранность груза, в том числе об обязанности участия перевозчика в проверке выдаваемого груза. Однако на практике такие соглаше­ния в организационных договорах встречаются редко.

Факт несохранности груза удостоверяется коммер­ческим актом, составляемым станцией, портом, авиапред­приятием. Коммерческий акт составляется в трех экзем­плярах на бланке установленного образца, подписывается должностными лицами транспортной организации и заверяется ее штампом. При отказе в составлении акта или несогласии с его содержанием подается жалоба: на железной дороге — в отделение или управление дороги, на других видах транспорта — руководителю транспорт­ной организации. Жалоба подается до вывоза груза и не позднее суточного срока с момента обнаружения соот­ветствующих обстоятельств. В ней указываются харак­тер нарушения и размер ущерба. Надлежаще поданная жалоба приравнивается к коммерческому акту, заменяет его. Коммерческий акт составляется только для удосто­верения несохранности груза: утраты, порчи, поврежде­ния. Остальные нарушения удостоверяются актами об­щей формы.

На автомобильном транспорте любая несохранность груза (недостача, порча, повреждение) удостоверяется записями в 3 экземплярах товарно-транспортной наклад­ной за подписями шофера и получателя. При необходи­мости подробного описания составляется совместный акт с отметкой о его составлении в накладных, подписы­ваемых сторонами.

На получение доставленного груза (кроме получения от автомобильного транспорта) представитель организа­ции-получателя должен иметь доверенность, составлен­ную по правилам ст. 185 ГК РФ за подписью руководите­ля с приложением печати, а для государственной и муниципальной организации — также за подписью глав­ного бухгалтера.

На железнодорожном и речном транспорте выдача оформляется путем заполнения получателем дорожной ведомости. Она является четвертым документом из ком­плекта перевозочных документов. В дорожной ведомос­ти указывается наименование организации, выдавшей доверенность, номер и дата доверенности, паспортные данные представителя. Представитель грузополучателя расписывается в дорожной ведомости. Доверенность хра­нится вместе с дорожной ведомостью.

При перевозке автомобильным транспортом доверен­ности на получение груза не требуется, Получение груза удостоверяется подписью получателя, заверенной печа­тью или штампом организации-получателя, во всех трех экземплярах товарно-транспортной накладной. Один эк­земпляр накладной остается у получателя, а два отдают­ся шоферу.

Ответственность органов транспорта продолжает но­сить ограниченный характер. При утрате или недостаче груза перевозчик несет ответственность в размере фак­тической стоимости недостающего груза. Кроме того, с перевозчика может быть взыскана провозная плата за недостающую часть груза. При порче или повреждении груза перевозчик отвечает в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза. Иные потери, в том числе неполученный доход, перевозчик не возмещает. Этот принцип закреплен во всех транспортных уставах и ко­дексах, он предусмотрен также ст. 796 ГК РФ.

Стоимость груза удостоверяется счетом поставщика. Для определения размера ущерба в спорных случаях может быть назначена экспертиза. Она проводится с обя­зательным участием представителя транспортной орга­низации.

При авиационных перевозках ст. 119 Воздушного ко­декса РФ устанавливает специальные пределы ответ­ственности перевозчика за утрату или недостачу груза и багажа. Они предусмотрены при внутренних пере­возках в 2-кратном размере минимальной месячной оп­латы труда за 1 кг недостающего груза, а для вещей при пассажире — не более 10-кратного размера. При между­народных перевозках ответственность составляет 20 долл. США за 1 кг недостающего груза или багажа.

При просрочке доставки груза перевозчик уплачива­ет штраф в размере от 10 до 90% провозной платы (на воздушном транспорте — до 50%) в зависимости от дли­тельности просрочки. На автомобильном транспорте та­кая ответственность наступает только при междугород­ных перевозках. С учетом повышения тарифов провозных платежей взыскание таких штрафов стало эффективным, тем более что перевозчики нередко нару­шают сроки доставки грузов.

За опоздание подачи транспортных средств с пере­возчика может быть взыскан установленный штраф, если время подачи было согласовано с клиентом в договоре или графике.

В части ответственности грузоотправителей и грузо­получателей следует прежде всего обращать внимание на штрафы за задержку транспортных средств под по­грузкой и выгрузкой. Размеры их, указанные в транс­портных уставах и кодексах, весьма ощутимы. Так, со­гласно ст. 115 ТУЖД за задержку вагона под погрузкой или выгрузкой клиент уплачивает штраф в размере 0,2 минимальной месячной оплаты труда за час простоя, а при задержке контейнера — 0,1 за час. Штрафы взыски­ваются железной дорогой и другими перевозчиками в безакцептном порядке. Это требует от предпринимате­лей лучше организовывать работу по погрузке и выг­рузке своих грузов.

Серьезные трудности создает для клиентов установ­ленный на транспорте формализованный порядок предъявления претензий в специальные претензионные сроки. Соблюдение претензионного порядка урегулиро­вания спора является обязательным условием для предъявления иска.

Претензии по поводу несохранности груза заявля­ются грузополучателем, а при полной утрате — также отправителем. Право на предъявление претензии может быть передано грузополучателем грузоотправителю и наоборот, в зависимости от того, кем из них понесен ущерб от несохранности груза, а также транспортно-экспедиционной организации.

К претензии прилагаются подлинники обосновыва­ющих ее документов: транспортная накладная или гру­зовая квитанция, коммерческий акт или жалоба на отказ в его составлении. Прилагаются также счет продавца, удо­стоверяющий стоимость груза, и расчет претензии.

Претензия заявляется строго определенному органу. На железной дороге претензия по поводу несохраннос­ти груза или багажа заявляется управлению дороги на­значения груза. На автомобильном транспорте при пол­ной утрате груза претензия заявляется транспортной организации, принявшей груз к перевозке, при недостаче или повреждении груза — организации, выдавшей груз. На воздушном и водном транспорте претензия заявляет­ся транспортной организации пункта назначения груза.

Установлены пресекательные претензионные сроки. Претензии заявляются клиентами к органам транспор­та в пределах 6 месяцев с момента возникновения права требования, а об уплате штрафов — в течение 45 дней. Ответ на претензию должен быть дан заявителю в тече­ние 30 дней (ст. 797 ГК РФ). При отказе в удовлетворе­нии претензии или непоступлении ответа на нее в тече­ние 30 дней может быть заявлен иск. Срок исковой давности составляет 1 год и исчисляется со дня получе­ния ответа на претензию или с той даты, когда ответ дол­жен быть получен. Такая привязка срока исковой давно­сти к претензионным срокам требует от клиентов внимания к их соблюдению.

ТЕМА XIV ИМУЩЕСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ТОРГОВОМ ОБОРОТЕ

1. Сущность ответственности.

2. Виды ответственности.

3. Условия применения ответственности.

4. Основания освобождения от ответственности.

Ответственность служит необходимым компонентом права, любой его отрасли. Без средств принуждения, к которым принадлежит ответственность, право утрачива­ет свои регулирующие свойства.

Приходится констатировать, что существующий в стране механизм ответственности остается малоэффек­тивным. Ответственность в ее нынешнем виде не оказы­вает заметного влияния на состояние дел в отраслях хо­зяйства. Причиной такого положения служат просчеты в законодательном регулировании ответственности и в организации ее применения. Неудовлетворительным со­стоянием ответственности во многом объясняется сохра­няющийся в стране развал хозяйственных связей, низкая договорная дисциплина.

Между тем в повышении точности исполнения обя­зательств, обеспечиваемого на основе механизма ответ­ственности, содержатся существенные резервы экономи­ческого роста. Только за счет строгого выполнения договоров можно без дополнительных инвестиций и иностранных займов значительно увеличить объемы про­изводства в основных отраслях хозяйства, повысить уро­вень качества отечественных товаров.

Правовая ответственность помогает экономике. Вос­питанные правопорядком должная добросовестность и точность в хозяйственных отношениях сами становятся источником прибыли.

Ответственность, применяемая в торгово-предприни­мательских отношениях, устанавливается различными отраслями законодательства: гражданским, администра­тивным, налоговым, таможенным, уголовным и др. От­раслевые меры ответственности призваны оказывать воздействие на разные стороны коммерческой деятель­ности. Все они заслуживают внимания. Однако посколь­ку коммерческое право является подотраслью гражданс­кого, то первоочередного рассмотрения требуют меры гражданско-правовой ответственности, применяемые в торговом обороте.

Гражданско-правовая ответственность носит имуще­ственный характер и состоит в претерпевании субъек­том неблагоприятных имущественных последствий в свя­зи с допущенным неисполнением обязательства, нарушением прав и законных интересов другого лица. Необходимым признаком юридической ответственности является возможность опоры на механизм государствен­ного принуждения при ее применении.

Для понимания сущности ответственности и эффек­тивного использования ее возможностей важно выявить функции, которые она выполняет. Анализ функций юри­дических объектов является одним из необходимых ас­пектов системно-деятельного изучения права.

В юридической литературе описаны следующие функ­ции ответственности:

1) компенсационная, состоящая в восстановлении по­терпевшему понесенных им потерь;

2) предупредительная, заключающаяся в предостере­жении должника и других субъектов от совершения на­рушений;

3) стимулирующая, которая предполагает побужде­ние, подталкивание должника к устранению допущенно­го нарушения и к реальному исполнению обязательства;

4) информационная, состоящая в анализе данных о видах совершаемых нарушений, их динамике и исполь­зовании этих данных для разработки мер по устране­нию причин нарушений и предупреждению потерь.

Реализуются названные функции пока неудовлетво­рительно. Юридическая наука, обозначив функции от­ветственности, не дает рекомендаций о способах их осу­ществления. Между тем функции правовых средств, к которым относится имущественная ответственность, про­являются не сами по себе, а в результате целенаправлен­ных действий людей. Поэтому важно разрабатывать ме­тодики реализации функций ответственности и обучать юристов и управленцев их использованию.

Повышение роли ответственности, ее воздействующе­го эффекта зависит от полноты осуществления прису­щих ей функций. Пока не будет обеспечиваться осуще­ствление каждой свойственной ответственности функции, до этого не будет реализовываться потенциал ответственности как одного из главных средств право­вого воздействия на имущественный оборот.

К примеру, огромный вред государству и предприни­мателям наносит игнорирование информационной фун­кции ответственности. До сих пор в стране нет статис­тического учета и анализа данных о видах и динамике нарушений договоров, числе случаев применения ответ­ственности и размерах взысканных сумм убытков и не­устоек. Вследствие этого остаются без реагирования мас­совые нарушения договорных обязательств. Более того, многие предприниматели не анализируют данные о при­менении мер ответственности и о размерах потерь, при­чиняемых своим собственным фирмам.

Понимание и использование функциональных воз­можностей ответственности представляет собой практи­ческую задачу для предпринимателей и юристов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: