Коммерческой деятельностью

Оценка деятельности Показатели Порядок расчета (нахождения)
1.1 Организация снабжения 1.1.1. Своевременность поставки   1.1.2. Качество поставщика   1.1.3. Общая эффективность затрат - % своевременных поставок; - % поставок, выявленных ранее срока; - количество случаев дефицита компонентов, имевших место из-за запаздывания поставок; - % материалов, не принятых контролем качества; - % сертифицированных компонентов; - % сертифицированных поставщиков; - уплаченные цены по сравнению с целевым уровнем цены закупки; - экономия (потери) по результатам планирования закупок; - заказы на закупку, размещённые без указания в них согласованных цен
1.2 Организация сбыта 1.2.1. Оборачиваемость запасов готовой продукции 1.2.2. Средний объём готовых товаров на складе 1.2.3. Число и величина заказов у предприятия 1.2.4. Число клиентов предприятия - товарооборачиваемость (в ценах, в оборотах); - отклонение от норматива
1.3 Эффективность затрат на управление 1.3 Варианты оценки затрат на управление - - -

 

 

ОРГАНИТОРЫ ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА

Инфраструктура рынка – совокупность учреждений, государственных и коммерческих организаций, обеспечивающих успешную деятельность всех видов рынка и функционирование рыночных отношений. Составляющие инфраструктуры рынка представлены в табл.7.1.

 

Таблица 7.1

Инфраструктура рынка

Товарный рынок Финансовый рынок Рынок услуг нематериального характера
· Базы, склады, магазины · Аукционы · Ярмарки · Товарные биржи · Торговые коммерческие центры · Торговые дома · Торгово-промышленные палаты · Внешнеторговые объединения   · Банки · Фондовая биржа · Валютная биржа · Брокерские компании · Страховые компании · Холдинги · Консалтинговые фирмы · Аудиторские компании · Маркетинговые центры · Адвокатские конторы
Рынок рабочей силы Рынок капитала Рынок услуг материального характера
· Службы занятости · Службы переподготовки кадров · Организация общественных работ · Лизинговые компании · Центры по операциям с недвижимым имуществом · Коммерческие банки · Обеспечение энергией, водой, газом · Строительные услуги · Техническое обслуживание и ремонт · Транспортное обслуживание  

 

Для организации коммерческой деятельности наиболее существенное значение имеют лизинговые, финансово-кредитные (банки) и страховые компании.

Лизинг– это долгосрочная аренда машин, оборудования и других товаров инвестиционного назначения, купленных арендодателем (лизингодателем) для арендатора (лизингополучателя) с целью их производственного использования, при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок договора аренды (схема 7.1).

 

 

Схема 7.1. Взаимоотношения участников лизинговой сделки [41]

 

Среди многочисленного числа фирм, занимающихся в настоящее время лизинговыми операциями на рынке, наибольшее значение имеют специализированные лизинговые компании, входящие в систему кредитных учреждений.

Лизинговая сделка совершается на основании договора лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга (схема 7.2).

 

 

 

 

Схема 7.2. Структура договора финансовой аренды (лизинга) [41]

 

Использование лизинга имеет существенные преимущества. При организации производства, его перестройке нет необходимости в значительных инвестициях, если оборудование, транспорт получают на условиях лизинга. Более того, обычно используется товарная форма арендных платежей. Это лизинг классический. Существует и современная форма, когда арендные платежи вносятся в денежной форме, получившая название финансовый лизинг. Характеристика видов лизинга представлена на схеме 7.3.

 

 

Схема 7.3. Характеристика видов лизинга [41]

 

Товарная биржа – организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, которая осуществляется в форме гласных публичных торгов, проводимых заранее в определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам. Классификация бирж представлена на схеме 7.4.


 

 

 
Схема 7.4. Основные признаки классификации бирж [41]


Важнейшей особенностью организации биржевой торговли является то, что товар непосредственно в торговле не участвует. Товар должен быть однородным по качеству, определенным по количеству, может быть заменен любым другим товаром из той же партии. Такие характеристики позволяют вести торговлю при его отсутствии во время сделки (с/х и лесные товары, продукты их переработки; цветные металлы; нефть и нефтепродукты). Товарная биржа является организованным оптовым рынком, т.е. представляет собой форму организации торговли товарами по заранее установленным правилам. Здесь субъекты встречаются, чтобы, с одной стороны реализовать продукцию и получить прибыль, а с другой стороны, удовлетворить собственный спрос. Организационная структура товарной биржи представлена на схеме 7.5.

 

Схема 7.5. Организационная структура товарной биржи [41]

 

Основные характеристики биржи как элемента рынка:

- регулярность торговли в строго определенном месте;

- унификация основных требований к качеству товара, условиям и срокам поставки;

- ведение торговли на основе встречных предложений покупателей и продавцов;

- заключение сделок с поставкой товара как со склада, так и в будущем;

- котировка цен (котировальная комиссия);

- арбитраж – урегулирование споров (арбитражная комиссия);

- информационная деятельность (информационно-справочный отдел).

На бирже покупатель и продавец не связаны друг с другом. Процесс купли-продажи осуществляется через посредников: брокеров, дилеров, трейдеров, маклеров, операторов, клерков. Цена зависит от спроса и предложения. Сама биржа не осуществляет торгово-посредническую деятельность, а лишь создает для нее условия. Через биржу осуществляется быстрейшее движение товара из сферы производства в сферу потребления, т.к. биржевая торговля возможна только в случае получения прибыли. Движение заказа на товарной бирже отражено на схеме 7.6.

 

 

Схема 7.6. Движение заказа на товарной бирже [41]

К организаторам оптового товарооборота относятся ярмарки и выставки. Ярмарки устраиваются в Беларуси по Министерству (ведомству) не реже один раз в год. Ярмарки могут учреждать и коммерческие структуры.

При этом создается ярмарочный комитет (ярмарком). Площади выделяет учредитель или ярмарком арендует и т.д. Ярмарка работает на основе самоокупаемости. Участники покрывают затраты ярмаркома в соответствии с соответствующими договорами. Как правило, на ярмарке заключается ярмарочный договор. Ярмарки бывают международные, ведомственные, республиканские, областные, местные, частные. И те и другие сезонные, разовые, периодические, с оценкой (диплом, лауреатство и т.д) и без.

Выставки аналогично ярмаркам имеют учредителей. Работают на основе окупаемости. Бывают универсальные и специализированные. Международные, национальные («Белэкспо»), ведомственные, областные, местные, частные. По времени постоянные, периодические, сезонные, временные, разовые. И те и другие с оценкой (награда, диплом) и без, с правом продажи и без права продажи.

К организаторам оптового товарооборота относятся склады-магазины. Для этого оптовому предприятию надо получить лицензию на розничную торговлю и оборудовать помещение для отпуска товаров. При этом будут низкие торговые издержки.

Еще одним организатором оптового товарооборота являя ются торговые дома. Торговый дом в мировой практике является важным элементом товародвижения. В Японии через торговые дома осуществляется не только розничная торговля, но и оптовое товароснабжение даже промышленных предприятий. В Европе через торговые дома осуществляется фирменная торговля и торговля специальных товаров по групповому признаку. В Беларуси первый торговый дом возник в 1987году на ПО «БелВАР» и представляя л торговое подразделение по фирменной торговле, что позволяло скорректировать производственный ассортимент в соответствии с потребительским спросом. На протяжении многих лет торговые дома осуществляли фирменную оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю. Для этого необходимо получить лицензию и создать торговый объект с правом или без права юридического лица (возможно учреждение юридического лица). Торговый дом можно создать на основе франчайзного или другого договора. Сейчас торговый дом может быть создан как свободное по товарной специализации торговое предприятие.

Оптовые рынки также являются важным организатором оптового товарооборота. Функции оптовых рынков:

-формирование процесса ценообразования;

-возможность продаж и расчетов различными методами и формами;

-продажа различными партиями;

- предоставление услуг рынком.

Рынки могут создаваться, как подразделение субъекта хозяйствования, и, как юридические лица. В Беларуси в соответствии с решением Министерства экономики оптовые рынки могут создаются на производственных предприятиях, на оптовых предприятиях и путем создания так называемых «площадок», где концентрируются склады или представительства поставщиков. В мире оптовые рынки один из ключевых элементов оптовой торговли.

Предпринимательский риск можно подразделить на производственный, финансовый и инвестиционный (схема 7.7). Производственный риск представляет вероятность невыполнения организацией своих обязательств по договору с заказчиком, риски реализации товаров и услуг, просчеты в ценовой политике, риск банкротства. Финансовый риск – это вероятность наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций с ценными бумагами. Задачей коммерческой организации является как можно большее снижение степени риска. Для этого используются различные способы: диверсификация, страхование, лимитирование, резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов, распределение риска, получение большей информации о предстоящем выборе и результатах (табл.7.2).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: