Схема 13.5. Характеристика системы сбыта [22]
Система сбыта характеризуется формами, методами и организацией сбыта.
Формы сбыта определяются организационно-правовыми отношениями субъектов сбытовой системы:
- собственная система (осуществление всех сбытовых функций силами предприятия);
- связанная система (осуществление всех функций посредниками, связанными с предприятиями);
- независимая система (осуществление всех функций посредниками, не связанными с предприятиями);
Выделяют два метода сбыта: прямой, осуществляемый без посредников, и косвенный, осуществляемый на основе использования посредников. Целесообразность применения указанных методов отражена в табл.13.2.
Таблица 13.2
Критерии выбора метода сбыта
Прямой метод сбыта | Косвенный метод сбыта |
- большие объемы производства и сбыта; - небольшое количество и высокая концентрация покупателей; - устойчивость спроса, ритмичность и устойчивость потребления; - устойчивость хозяйственных связей; - реализация товаров узкоспециализированного назначения; - развитие собственных складских, торговых, транспортных структур. | - небольшие объемы производства и сбыта; - большое количество и низкая концентрация покупателей; - неустойчивый спрос и аритмичность потребления; - большое число и разбросанность покупателей; - сбыт товаров широкого ассортимента, недорогих и стандартных; - отсутствие собственной сбытовой инфраструктуры. |
|
|
Структура каналов сбыта показана на схеме 13.6.