Роль отечественных учёных и лётчиков в развитии аэродинамики.
1754г. – Ломоносов (летающая модель вертолёта).
XVIIІв. – Эйлер (вывел основные уравнения аэродинамики).
1880г. – Менделеев (создаёт труд о сопротивлении жидкости и воздухоплавании).
1882г. – Можайский (построил первый самолёт).
1897г. – Циолковский (первая аэродинамическая труба).
1904г. – Циолковский (дал описание и чертежи самолёта, близкого к современному).
– Предсказал будущность реактивных и космических полётов.
1902-09г.– Жуковский (совершенствует аэродинамическую трубу, разработал теорию воздушного винта).
1904г. – Создаётся ЦАГИ.
1902г. – Чаплыгин (пишет работу о газовых струях).
1922г. – Чаплыгин (теорию разрезного крыла, механизированное крыло).
1925-29г. – Пышнов (разработал теорию штопора).
1913г. – Нестеров – выполнил «мертвую» петлю.
1914г. – Нестеров – воздушный таран.
1916г. – Арцеулов – штопор (ввёл и вывел).
Тема №2. Основные параметры и законы движения воздуха.
Основные параметры воздуха.
1. Давление – сила, перпендикулярно действующая на единичную поверхность.
|
|
|
Замеряется барометром.
1 тех. атм. = мм рт ст.
1 физ. атм. = 760 мм рт ст. ≈
1 мм рт ст. = 133,3 ПА
760 мм рт ст. = 101325,0 ПА
Атмосферное давление с подъёмом на высоту уменьшается, так как уменьшается вес столба воздуха.
2. Температура воздуха – это степень нагретости воздуха. Измеряется по шкале Цельсия и Кельвина.
Абсолютным нулём называется температура, при которой практически отсутствует тепловое молекулярное движение.
С подъёмом на высоту на каждые 1000м tº воздуха в среднем понижается на 6,5ºС.
tН. = tО – 6,5 · Н (км)
3. Плотность воздуха
- это количество воздуха в единице объёма.
Плотность воздуха бывает:
– весовая (γ);
– массовая(ρ).
Весовая плотность – вес воздуха в 1 м3
при нормальных условиях (Р = 760 мм рт ст, tº = 15ºC)
γ = 1,225 кг/м3.
Массовая плотность – масса воздуха в 1 м3
Зависимость массовой плотности от весовой.
разделим обе части на объём.
= стандартная атмосфера.
Вывод: Массовая плотность прямопропорциональна весовой и обратнопропорциональна ускорению свободного падения.
Зависимость массовой плотности (ρ) от давления (Р) и температуры (t º).
в технической системе единиц.
Если: зависимость прямая;
Если: зависимость обратная.
Вывод: С подъёмом на высот уизменяется Р и tº, что приводит к изменению массовой плотности. Поэтому от давления (Р) массовая (ρ) находится в прямой зависимости, а от tº в обратной..
|
|
Плотность воздуха оказывает существенное влияние на аэродинамические и лётные характеристики самолёта. С уменьшением плотности эти характеристики ухудшаются.
Пример: Определить массовую плотность воздуха если:
tºС = 20º;
Р = 680 мм рт ст.
=
Физические свойства воздуха.
1. Цвет.
2. Прозрачность.
3. Теплопроводность.
4. Электропроводность.
5. Инертность.
6. Вязкость.
7. Сжимаемость.
Инертность – способность воздуха сопротивляться изменению состояния относительного покоя или прямолинейного равномерного движения.
Вязкость – способность воздуха сопротивляться взаимному сдвигу своих частиц.
Сжимаемость – способность воздуха изменять свой объём (V), а,следовательно, и ρ при изменении “tº” и “Р”.
МСА (Международная стандартная атмосфера).
Это таблица, в которой для каждой высоты даны вполне определённые значения (среднегодовые) основных параметров воздуха (Р; tº; ρ).
МСА предназначена для того, чтобы результаты испытаний самолётов в различных условиях привести к стандартным (т. е. единым).
За нулевую “ H ” Ро = 101325ПА Ро = 760 мм рт ст.
γ = 1,225 кг/м3 То = 228,15К tо = +15ºС
ρ = 0,125
Эквивалентная высота – это высота по стандартной атмосфере, на которой плотность такая же, как на фактической.
Н (м) | Р мм рт ст. | tºC | γ кг/м3 | ρ |
+ 15º | 1,225 | 0,125 | ||
+ 11,8 | 1,166 | 0,119 | ||
8,5 | 1,112 | 0,113 | ||
– 4,5 | 0,909 | 0,093 | ||
– 7,8 | 0,863 | 0,088 | ||
– 11 | 0,819 | 0,084 |
Пример: Определить Нэкв. если полёт выполняется на Нфакт = 3000м, Ро = 500 мм рт ст., tºC = 0º.
= = 0,089
по таблице МСА ρ=0,089 соответствует Нэкв.=3500м.