при θсн до 15° cosθсн = 1 Vсн Vгп.
Угол планирования.
Это угол, заключённый между линией горизонта и траекторией планирования.
tgθпл = ; θпл = θкачества
1. к > tgθпл < θпл <
кmax при нв = 5° и V = 187
θпл min = 4°25’ (ШУ; ЩУ)
θпл min = 11°10’ (ШВ; ЩВ)
2. при вып. шасси к < θпл >
щиток к < θпл >
3. обледенение к < θпл >
4. встречный ветер и нисходящие потоки θпл >
5. восходящий поток и попутный ветер θпл <
Вертикальная скорость планирования.
Это высота, теряемая самолетом за 1 секунду.
Vу пл = Vпл ∙ sinθпл
при θпл до 15° sinθпл = tgθпл = Vу п = ()
при θпл до 15° Vпл Vгп Vу пл = ∙
1. min при эк = 8° Vэк = 150 ;
при этом Vу пл min = 3,3 (Щ,Ш, убр.);
Vу пл min = 6,3 (Ш,Щ вып.);
2. К > Vу пл <;
3. Выпущено шасси К < θпл >;
4. Выпущен щиток К < θпл <;
5. Встречный и попутный на Vу пл не влияют;
восходящие потоки Vу пл <;
нисходящие потоки Vу пл >;
6. Режим работы двигателя, при V – const Vу пл <
Время планирования.
tпл = (сек) 1. H > tпл >
2. Vу пл > tпл <
Дальность планирования.
|
|
Это расстояние, на которое пропланирует самолет при прямолинейном планировании с данной высоты.
1. H >: Lпл >;
2. K >: Lпл >;
K max при нв и Vнв Lпл max;
Як-18т K max = 8 при нв = 5° Vнв = 187 (Щ. Ш.Уб.);
3. Выпущено шасси к < Lпл <;
4. Выпущен щиток к < Lпл <;
5. Восходящие потоки Lпл >;
Нисходящие потоки Lпл <;
6. Встречный ветер Lпл <;
Попутный ветер Lпл >;
при наличии ветра: Lпл = H ∙ K U ∙ t (м)
где: U – скорость ветра,
t – время планирования.
7. Масса самолета в штиль на Lпл не влияет.
Если самолеты (легкий и тяжелый) будут планировать с одинаковой Н, одинаковым θпл и с одинаковым качеством “К”, то у более тяжелого:
Vпл >; Vу пл >: tпл < чем у легкого Lпл одинаковоя.
При наличии ветра:
при встречном ветре дальше пропланирует тяжелый самолет, т.к. его tпл <; и меньше вредный относ назад;
при попутном ветре дальше планирует легкий самолет, т.к. его tпл >; и за это время его дальше отнесет вперед.
8. На Б.Ш. самолет пропланирует больше, т.к. “К” его больше;
9. При наличии тяги самолет планирует больше.
Указательница траектории (скоростей) планирования.
Это график, показывающий зависимость Vу пл, θпл, Vпл от ат.
Можно определить:
1. Vу пл; θпл; Vпл и W- для любых “ ”;
2. эк: Vэк: Vу пл min (касательная параллельная “V”);
3. нв: Vнв: θпл min (касательная из начала координат);
4. два ат с одинаковой θпл (секущая из начала координат);
5. о: в точке пересечения графика с осью “Vу пл”;
6. два режима планирования.
– Указательница планирования при снижении с работающим двигателем смещается вверх относительно указанного планирования при нормальном планировании (без “Р”).
|
|
Два режима планирования.
К I-ому режиму относятся:
скорости от Vнв до Vmax доп (187км/ч – 300км/ч)
углы атаки от нв до min (5°– -2° 30')
Малые углы атаки: самолет имеет хорошую устойчивость и управляемость, имеет запас скорости.
– Штурвал на себя:
ат↑, θпл↓.
Ко II-ому режиму относятся:
скорости от Vнв до Vmin (187км/ч – 117км/ч)
углы атаки от нв до кр. (5°– 16°)
Большие углы, малые скорости, запас скорости отсутствует. Самолет теряет устойчивость и управляемость.
– Штурвал на себя:
ат↑, но и θпл↑
Планирование только на первых режимах.
Парашютирование – планирование самолета на больших ат(во II-ом режиме).
Як-18т: Тенденция к активному опусканию носа и сваливанию (штурвал от себя).
Характеризуется: малой Vпл, большой ат значит Vу пл..