1. язык
2. целеполагающая деятельность человека
Иметь личное сознание – значить иметь готовность к свободе.
Структура сознания по С.Л.Франку (рус. филос. и психол .)
1. Предметное сознание – это сознание, направленное на мир предметов. созданных руками предшествующих поколений, оно формируется в процессах обучения целенаправленному их использованию и общения с другими людьми.
2. Самосознание – это сознание человеком самого себя (как индивида и как личности0, своего внутреннего мира, своего отношения к окружающему миру.
3. Переживание – это любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни.
Исторические типы сознания:
1. Индивидуальное (личное) – сознание отдельного человека, его внутренний духовный мир.
2. Общественное (коллективное) – сознание различных социальных групп.
Формы общественного сознания:
- Наука
- Искусство
- Религия
- Политические идеи
- Правовые идеи
- Мораль
Сознание реализует себя через мышление.
Мышление – движение. чередование, связь мыслей, внутренний процесс осознавания.
Мысль – отдельный акт мышления. а также его содержание. результат(продукт).
Бессознательное – совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без
участия сознания.
Формы бессознательного – интуиция, влечения. инстинкты. сновидения, гипноз, паника, аффект,
спонтанные действия.
ПОЗНАНИЕ
Знание в узком смысле - любого рода информация.
Знание в широком смысле - подтвержденная научными средствами информация.
Знание - проверенный практикой результат познавательной деятельности.
Бэкон «Знание-сила».
Познание - обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания.
Гносеология- учение о познании.
Онтология - учение о бытие.
Бытие- мир вокруг нас.
Субъект познания - познающий человек
Объект- природа, общество или сам человек
Субъект и объект могут совпадать.
Виды познания:
1. чувственное
В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.
Формы чувственного познания:
Ощущение- отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (стол - холодный)
Восприятие - целостный образ предмета (стол - холодный, гладкий, теплый)
Представление - чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (с закрытыми глазами)
Эмпирики - ученые считающие основным источником знаний чувственный опыт (Беркли, Юм,
Бэкон,)
Сенсуализм — течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами
познания (Локк, Кандильяк)
Рационалисты – считают разум основой познания.
Особенности чувственного познания:
- отражает только признаки предметов
- пассивное, человек не способен изменить чувства (холодное это холодное)
- нельзя постичь сущности предметов и их свойств
2. рациональное
Связано с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение.
Формы рационального познания:
Понятие- мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол, стул-
мебель; классификация)
Суждение- форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо.
(Муха-насекомое)
Умозаключение- форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких
суждений выводится новое (У мухи есть крылья, значит она летает).
Рационалисты - учёные, считающие основным источником знаний разум (Декарт, Спиноза,
Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).
Особенности рационального познания:
- имеет обобщенный характер
- носит абстрактный характер
- активно и целенаправленно
- связано с речью
Цель познания - истина.
Ложь - преднамеренное искажение действительности.
Заблуждение - ошибочное мнение, недостоверное знание об объекте, несоответствующее истине, являющееся следствием предубеждения, пристрастия, недостаточной образованности, поспешности в выводах и обобщениях.
Истина - знание соответствующее объекту познания.
Признаки истины:
- объективность- независимость от сознания человека
- конкретность
- это процесс
Виды истины:
Абсолютная - полное, исчерпывающее знание о предмете.. Знания, которые не могут быть опровергнуты, дополнены. (2*2=4)
Относительная истина - это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от
человечества.
Субъективная истина – то есть носителем истины является субъект.
Критерии истины:
1) соответствие знаний действительности
2) парадоксальность идеи
3) простота
4) практика
5) соответствие ранее открытым законам науки
6) логический критерий
Критерий истины- практика. (т.е. деятельность людей по преобразованию окружающего мира).
Формы практики:
1. материальное производство – труд, преобразование природы.
2. накопленный опыт (социально-преобразующая деятельность)– революции, реформы, войны и т.д.
3. научный эксперимент.
Функции практики:
практика- источник познания
практика – основа познания
практика – цель познания
практика – критерий истины.
Пути познания:
Ненаучный
а) мифологический
б)жизненный опыт(обыденное)- получение знаний - побочный продукт, не претендует на теоретическое обоснование. Констатация фактов и их описание.
в) народная мудрость - обобщенные практические знания: афоризмы, поговорки, суждения, загадки, свод рецептов поведения
г)здравый смысл - стихийно складывающиеся знания под воздействием повседневного опыта (если не знаешь - не трогай)
д) художественно-образный
Научный
Паранаука - околонаучное знание
Особенности научного познания:
-стремится к максимальной объективности
-стремится к получению таких знаний, которые были бы важны не только для -настоящих, но и для будущих поколений.
-использует особый научный язык
-использует особые методы
Уровни научного познания:
1.эмпирический - в основе описание предметов и явлений (закон Ома)
2.теоретический - в основе законы, принципы, научные теории, в которых раскрывается сущность познавательных процессов, законы, которые нельзя наблюдать (теория относительности Энштейна)
На теоретическом уровне обобщаются полученные данные, формируются понятия, высказываются гипотезы о причинах, обусловивших наблюдаемые явления. Доказываются теории. Методы, используемые на этом уровне: формализация, математизация, моделирование.
Научное познание заключается в стремлении к наиболее адекватному, объективному, достоверному пониманию действительности. Оно старается проникнуть в сущность явлений, их структуру, причинно - следственные связи
Методы научного познания:
1. Наблюдение - изучение отдельных предметов и явлений, получение знаний о внешних свойствах и признаках. итог-описание.
2. Эмпирическое описание –фиксирование (записывание) полученных сведений с помощью средств языка либо в других знаковых формах.
3. Эксперимент - исследование в специально созданных, искусственных условиях.
4. Моделирование – воспроизводство одного предмета посредством другого (аналогичного ему).
5. Анализ – расчленение предмета на образующие его элементы, стороны, чтобы понять их место, выделить главное.
6. Синтез - вещественное или мысленное объединение частей, сторон предмета с целью раскрыть их внутренние связи и присущие предмету закономерности.
7. Индукция - движение мысли от частного к общему.
8. Дедукция – движение мысли от общего к частному.
9. Теория – логически обоснованная система знаний о целостной группе явлений, о закономерностях существования этой группы явлений.
аналогия- сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах.
Методы теоретического познания (выдвижения гипотез):
Гипотезы объяснительные - это предположения, с помощью которых рассчитывают объяснить те эмпирические факты, которые не укладываются в рамки прежних учений. Цель – это формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира.
Гипотезы экзистенциональные (от «существование») – предположения о существовании явлений, которые еще не известны науке, но, возможно, вскоре будут открыты (периодический закон химических элементов Менделеева Д.И.)
Мыслительный эксперимент - метод изучения явлений, при котором ученый оперирует не реальными объектами познания, а их образами или теоретическими моделями, т.е. – это связующее звено между теоретическим и эмпирическим познанием
Научная теория – логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выраженное особой системой понятий.
Самопознание
Самопознание - процесс познания человеком самого себя.
Самосознание- определение себя как личность, способную принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с обществом и природой.
Самооценка- эмоциональное отношение человека к самому себе.
Самооценка зависит:
- от самого человека
- соотношение себя с идеалом; успех: притязания. (успех – достижение чего-либо; притязание – цели и требования, поставленные человеком перед собой).
-отношение к своим успехам и неудачам
- от оценки других людей.
Повышение самооценки возможно через:
- увеличение успеха
- снижение уровня притязаний.
Самореализация- процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, позволяющий максимально реализовать творческий потенциал личности.