Виды проявления сознания-

1. язык

2. целеполагающая деятельность человека

 

Иметь личное сознание – значить иметь готовность к свободе.

Структура сознания по С.Л.Франку (рус. филос. и психол .)

1. Предметное сознание – это сознание, направленное на мир предметов. созданных руками предшествующих поколений, оно формируется в процессах обучения целенаправленному их использованию и общения с другими людьми.

 

2. Самосознание – это сознание человеком самого себя (как индивида и как личности0, своего внутреннего мира, своего отношения к окружающему миру.

 

3. Переживание – это любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни.

 

Исторические типы сознания:

 

1. Индивидуальное (личное) – сознание отдельного человека, его внутренний духовный мир.

 

2. Общественное (коллективное) – сознание различных социальных групп.

 

Формы общественного сознания:

- Наука

- Искусство

- Религия

- Политические идеи

- Правовые идеи

- Мораль

 

Сознание реализует себя через мышление.

Мышление – движение. чередование, связь мыслей, внутренний процесс осознавания.

Мысль – отдельный акт мышления. а также его содержание. результат(продукт).

Бессознательное – совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без

участия сознания.

 

Формы бессознательного – интуиция, влечения. инстинкты. сновидения, гипноз, паника, аффект,

спонтанные действия.

 

 

ПОЗНАНИЕ

 

Знание в узком смысле - любого рода информация.

 

Знание в широком смысле - подтвержденная научными средствами информация.

 

Знание - проверенный практикой результат познавательной деятельности.

 

Бэкон «Знание-сила».

 

Познание - обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания.

 

Гносеология- учение о познании.

 

Онтология - учение о бытие.

 

Бытие- мир вокруг нас.

 

Субъект познания - познающий человек

 

Объект- природа, общество или сам человек

 

Субъект и объект могут совпадать.

 

 

Виды познания:

1. чувственное

В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.

Формы чувственного познания:

Ощущение- отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (стол - холодный)

 

Восприятие - целостный образ предмета (стол - холодный, гладкий, теплый)

 

Представление - чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (с закрытыми глазами)

 

Эмпирики - ученые считающие основным источником знаний чувственный опыт (Беркли, Юм,

Бэкон,)

 

Сенсуализм — течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами

познания (Локк, Кандильяк)

 

Рационалисты – считают разум основой познания.

 

Особенности чувственного познания:

 

- отражает только признаки предметов

- пассивное, человек не способен изменить чувства (холодное это холодное)

- нельзя постичь сущности предметов и их свойств

 

2. рациональное

 

Связано с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение.

 

Формы рационального познания:

Понятие- мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол, стул-

мебель; классификация)

 

Суждение- форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо.

(Муха-насекомое)

 

Умозаключение- форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких

суждений выводится новое (У мухи есть крылья, значит она летает).

 

Рационалисты - учёные, считающие основным источником знаний разум (Декарт, Спиноза,

Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).

 

Особенности рационального познания:

 

- имеет обобщенный характер

- носит абстрактный характер

- активно и целенаправленно

- связано с речью

 

Цель познания - истина.

 

Ложь - преднамеренное искажение действительности.

 

Заблуждение - ошибочное мнение, недостоверное знание об объекте, несоответствующее истине, являющееся следствием предубеждения, пристрастия, недостаточной образованности, поспешности в выводах и обобщениях.

 

Истина - знание соответствующее объекту познания.

 

Признаки истины:

- объективность- независимость от сознания человека

- конкретность

- это процесс

Виды истины:

Абсолютная - полное, исчерпывающее знание о предмете.. Знания, которые не могут быть опровергнуты, дополнены. (2*2=4)

 

Относительная истина - это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

 

Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от

человечества.

Субъективная истина – то есть носителем истины является субъект.

 

Критерии истины:

1) соответствие знаний действительности

2) парадоксальность идеи

3) простота

4) практика

5) соответствие ранее открытым законам науки

6) логический критерий

 

Критерий истины- практика. (т.е. деятельность людей по преобразованию окружающего мира).

 

Формы практики:

1. материальное производство – труд, преобразование природы.

2. накопленный опыт (социально-преобразующая деятельность)– революции, реформы, войны и т.д.

3. научный эксперимент.

 

Функции практики:

практика- источник познания

практика – основа познания

практика – цель познания

практика – критерий истины.

 

Пути познания:

Ненаучный

 

а) мифологический

 

б)жизненный опыт(обыденное)- получение знаний - побочный продукт, не претендует на теоретическое обоснование. Констатация фактов и их описание.

 

в) народная мудрость - обобщенные практические знания: афоризмы, поговорки, суждения, загадки, свод рецептов поведения

 

г)здравый смысл - стихийно складывающиеся знания под воздействием повседневного опыта (если не знаешь - не трогай)

 

д) художественно-образный

Научный

 

Паранаука - околонаучное знание

 

Особенности научного познания:

-стремится к максимальной объективности

-стремится к получению таких знаний, которые были бы важны не только для -настоящих, но и для будущих поколений.

-использует особый научный язык

-использует особые методы

 

Уровни научного познания:

 

1.эмпирический - в основе описание предметов и явлений (закон Ома)

 

2.теоретический - в основе законы, принципы, научные теории, в которых раскрывается сущность познавательных процессов, законы, которые нельзя наблюдать (теория относительности Энштейна)

 

На теоретическом уровне обобщаются полученные данные, формируются понятия, высказываются гипотезы о причинах, обусловивших наблюдаемые явления. Доказываются теории. Методы, используемые на этом уровне: формализация, математизация, моделирование.

 

Научное познание заключается в стремлении к наиболее адекватному, объективному, достоверному пониманию действительности. Оно старается проникнуть в сущность явлений, их структуру, причинно - следственные связи

 

Методы научного познания:

1. Наблюдение - изучение отдельных предметов и явлений, получение знаний о внешних свойствах и признаках. итог-описание.

2. Эмпирическое описание –фиксирование (записывание) полученных све­дений с помощью средств языка либо в других зна­ковых формах.

 

3. Эксперимент - исследование в специально созданных, искусственных условиях.

4. Моделирование – воспроизводство одного предмета посредством другого (аналогичного ему).

 

5. Анализ – расчленение предмета на образующие его элементы, стороны, чтобы понять их место, выделить главное.

6. Синтез - вещественное или мысленное объединение частей, сторон предмета с целью раскрыть их внутренние связи и присущие предмету закономерности.

 

7. Индукция - движение мысли от частного к общему.

 

8. Дедукция – движение мысли от общего к частному.

 

9. Теория – логически обоснованная система знаний о целостной группе явлений, о закономерностях существования этой группы явлений.

 

аналогия- сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах.

 

Методы теоретического познания (выдвижения гипотез):

Гипотезы объяснительные - это предположения, с помощью которых рассчитывают объяснить те эмпирические факты, которые не укладываются в рамки прежних учений. Цель – это формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира.

Гипотезы экзистенциональные (от «существование») – предположения о существовании явлений, которые еще не известны науке, но, возможно, вскоре будут открыты (периодический закон химических элементов Менделеева Д.И.)

Мыслительный эксперимент - метод изучения явлений, при котором ученый оперирует не реальными объектами познания, а их образами или теоретическими моделями, т.е. – это связующее звено между теоретическим и эмпирическим познанием

Научная теория – логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выраженное особой системой понятий.

 

 

Самопознание

 

Самопознание - процесс познания человеком самого себя.

 

Самосознание- определение себя как личность, способную принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с обществом и природой.

 

Самооценка- эмоциональное отношение человека к самому себе.

 

Самооценка зависит:

- от самого человека

- соотношение себя с идеалом; успех: притязания. (успех – достижение чего-либо; притязание – цели и требования, поставленные человеком перед собой).

-отношение к своим успехам и неудачам

- от оценки других людей.

 

Повышение самооценки возможно через:

- увеличение успеха

- снижение уровня притязаний.

 

Самореализация- процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, позволяющий максимально реализовать творческий потенциал личности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: