Президентская | Парламентская | Смешанная |
Президент (глава государства) избирается населением | Президент (глава государства) избирается и контролируется парламентом | Президент (глава государства) избирается населением. |
Глава правительства - президент | Глава правительства – премьер –министр (ключевая роль в управлении). | Глава правительства – премьер-министр. |
Правительство назначается президентом | Правительство формируется парламентом. | Правительство назначается президентом. |
Правительство несёт ответственность перед президентом | Правительство несёт ответственность перед парламентом. | Правительство несёт ответственность перед парламентом и президентом. |
Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
|
|
С помощью данного понятия определяется соотношение власти в центре и на местах.
Формы государственного устройства:
1. Унитарное - это форма государственного устройства, при которой территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью. В нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии).
Унитарные государства бывают централизованными — Швеция, Дания и т. п.. и децентрализованными — Испания, Франция и другие, в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы;
2. Федеративное –это форма государственного устройства, при которой территориальные единицы обладают самостоятельностью.
В нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия). Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов, другая — субъектов федерации, третья — совместной компетенцией союза и его членов;
3) Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических к прочих целей.
|
|
Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствуют общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и только координирующего свойства. Конфедерация представляет собой непрочное государственное образование и существует сравнительно недолго; она либо распадается (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.), либо преобразуется в федеративное государство (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815—1848) трансформировалась в федерацию.
Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названная содружеством государств. Примером является СНГ (Содружество Независимых Государств). Она еще более аморфна и неопределенна, чем конфедерация.
Ныне существующая конфедерация – Евросоюз.
Политический режим.
Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.
В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима — демократический и антидемократический (авторитарный, тоталитарный).
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ | ||
Демократический (демократия) | Антидемократический | |
Авторитарный (авторитаризм) | Тоталитарный (тоталитаризм) |
Демократический режим — государственный режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.
Признаки демократического режима:
1) население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы);
2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
3) существование гражданского общества с его развитой структурой;
4) реальное осуществление правового государства;
5) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
6) легитимность государственной власти;
7) "силовые" структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т, п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому назначению, их деятельность регламентируется законами;
8) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;
9) во всех сферах общественной жизни господствует закон;
10) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;
11) в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип "дозволено все, что не запрещено законом";
12) политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);
13) гласность, свобода средств массовой информации от цензуры;
14) реальное действие принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).
|
|
Авторитарный режим
Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода "компромисс" между тоталитарным и демократическим политическими режимами.
Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т. д.) при минимальном участии народа. Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).
Признаки авторитарного политического режима:
1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;
2). игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
3) роль представительных органов власти ограничена властным субъектом, хотя они и могут существовать;
4) суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные инстанции;
5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;
6) в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти;
|
|
7) сохраняется частичная цензура, существует своего рода "полугласность";
8) отсутствует единая идеология (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям);
9) нет полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни, как это наблюдается в тоталитарном политическом режиме;
10) существует частичный плюрализм, оппозиция не допускается, может существовать лишь имитация многопартийности, ибо все имеющиеся партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае
они разгоняются;
11) права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально во всей своей полноте не обеспечиваются (прежде всего в политической сфере);
12) личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;
13) "силовые" структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в сугубо политических целях;
14) роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма он не харизматический.
Тоталитарный режим
Понятие "тоталитаризм" в буквальном смысле слова означает "весь", "целый", "полный". В каждой из стран, где возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, присущие всем формам тоталитаризма и отражающие его суть.
Тоталитарный режим - характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии (государства чисто фашистского типа).
Признаки тоталитарного политического режима:
1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании (государства чисто фашистского типа);
3) монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т. д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
4) абсолютная "правовая", а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе "дозволено только то, что прямо разрешено законом";
5) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа;
6) доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;
7). господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;
8). права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют гарантии их реализации;
9). экономической основой выступает крупная собственность: общинная, монополистическая, государственная;
10). наличие одной официальной идеологии, фактическое устранение плюрализма;
11). централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;
12). бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;
13) отсутствие правовой государственности и гражданского общества;
14). государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.