Система охлаждения (рис.46) предназначена для поддержания в допустимых пределах температуры деталей, подвергающихся воздействию высоких температур при работе двигателя, гидромеханической передачи и компрессоров. Система охлаждения двигателя жидкостная циркуляционная. Система включает в себя водяной насос 4, жидкостно-масляные теплообменники двигателя и ГМП 5, термостаты 6, дистанционный термометр, радиатор 2, установленный на подрамнике главной рамы тепловоза, привод вентилятора 3, расширительный бачок 1 и два компрессора К1 и К2 (поз. 7).
Рис. 46. Схема системы охлаждения двигателя ГМП и компрессоров
1 – расширительный бачок; 2 – радиатор; 3 – привод вентилятора;
4 – водяной насос двигателя; 5 – теплообменник ГМП; 6 – термостаты;
7 – компрессоры К1 и К2.
Примечание: 1а... 6а – порядок расположения цилиндров двигателя.
Во время работы двигателя циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения создается центробежным насосом 4.
Из левого водяного коллектора двигателя пары и часть охлаждающей жидкости поступают в расширительный бачек 1. Туда же поступают пары и охлаждающая жидкость (при расширении) из патрубка паросборника радиатора 2. Затем охлаждающая жидкость поступает в центробежный насос 4, где из нагнетательного патрубка насоса через канал в крышке шестерен распределения жидкость под давлением поступает сначала в водяную рубашку левого ряда цилиндров (4а, 5а, 6а), затем через жидкостно-масляный теплообменник (собственно двигателя) поступает в правый ряд блока цилиндров. Далее жидкость поступает в головки цилиндров и собирается в водосборных трубопроводах. В водяные рубашки головок цилиндров жидкость подается по направляющим каналам, в первую очередь к наиболее нагретым поверхностям – выпускным патрубкам и стаканам форсунок. Из водосборных трубопроводов нагретая жидкость через термостаты 6 поступает в радиатор 2, где отдает тепло потоку воздуха, создаваемого вентилятором 3.
|
|
Рис. 47. Термостат.
Когда температура охлаждающей жидкости понижается, термостаты автоматически направляют весь ее поток для охлаждения ГМП, минуя радиатор.
Охлаждение компрессоров производится охлаждающей жидкостью поступающей через штуцер правого водяного коллектора к компрессору К1. Затем последовательно поступает к К2 и далее к трубопроводу, идущему от ГМП к водяному насосу 4.
Для охлаждения масла гидромеханической передачи охлаждающая жидкость поступает из радиатора 2 или от термостатов 6 непосредственно в теплообменник ГМП 5. после прохождения через теплообменник охлаждающая жидкость поступает к водяному насосу 4.
|
|
Таким образом, посредством термостатов обеспечивается оптимальный режим работы двигателя, гидромеханической передачи и компрессоров.
Двигатели ЯМЗ 6563.10 комплектуются вентилятором с вязкостной муфтой (см. рис. 48) фирмы «Bozg Wazntz» диаметром 600 мм, работающей в автоматическом режиме в зависимости от температуры набегающего потока воздуха после радиатора.
Рис. 48. Привод вентилятора:
1- шкив; 2 - вал; 3 - втулка; 4 - корпус; 5 - фланец упорный; 6 - болт; 7 -шайба; 8 - шестерня; 9- гайка; 10- шайба; 11 - кольцо упорное, 12-подшипник; 13 - втулка; 14 – подшипник; 1 5 - винт; 16 - проставка; 17 -болт; 18- шайба
Муфта включается с помощью биметаллического термоэлемента при температуре воздуха 62 – 680С, что соответствует температуре охлаждающей жидкости 85 – 930С.