Предлоги – по, в, из
Союзы – и, а
Частицы - уже
СИНТАКСИС
Перепишите предложения, указав после каждого из них, односоставное оно (какое именно по типу) или двусоставное (полное, неполное). Выделите главные и второстепенные члены предложения.
1. Нет ни заслюденевшей, ослепительной глади тронутых первым солнцем сугробов, ни синих, отчетливых, как трещины на слепящей глади, теней деревьев.(Г.Ник.) – односоставное, безличное
2. Беспрекословно слушать меня! (Ш.) – односоставное, инфинитивное
3. Выходим на ступеньки крыльца. – односоставное, определенно-личное. Много солнца. – односоставное, безличное. Пахнет цветами, нагретым песком. – односоставное, безличное. Чрикают воробьи на клене. – двусоставное, полное.
4. Дон. – односотавное, назывное. Светло-синее небо.- односоставное, назывное. Белый самолет... – односоставное, назывное. Оживление, радостный шепот. (Песк.) – односоставное, назывное
5. Одеваюсь и иду по дороге, которая знакома мне вот уже тридцать лет и имеет для меня свою историю. (Ч.) 1) определенно-личное, 2) двусоставное, полное
|
|
6. В кухне зажгли огни (Ш.) – односоставное, неопрелделенно-личное
7. Дует навстречу ночной полевой ветерок. (Б.) – двусоставное, полное
8. Разлитую воду не соберешь.(Посл.) – односоставное, обобщенно-личное
9. В любом возрасте оберегайте чувство молодости. (Конен.). – односоставное, обобщенно-личное
10. Нельзя было пропустить ни одного слова из этого необыкновенного торга. (Пауст.) – односоставное, безличное.
11. Поздно ночью небо расчистило (Б.) односоставное, безличное
11. Из затона Анфиса и Тата пошли побродить по городку. двусоставное, полное Он понравился им чистотой, садами, мощеными спусками... двусоставное, полное Зашли в городской сад. двусоставное, неопределенно-личное. Там целыми полями цвели анютины глазки. двусоставное, полное Обнаружили дощатый павильон...(Пауст.) двусоставное, неопределенно-личное.
12. В домах не светилось ни одного окна (Пауст.). двусоставное, полное
13. В саду есть маленькая баня. – двусоставное, полное. Ее недавно протопили (Пауст.). – односоставное, неопределенно-личное
14. Печальнее всего обстоит дело с охраной природы. (Пауст.) двусоставное, полное
15. В серой утренней мгле блеснула зарница. двусоставное, полное
Бухнуло. односоставное, безличное. Завыло, уходя...(А.Н.Т.) односоставное, безличное
16. - А сардин купил?- односоставное, неполное. Две коробки.(Ч.) односоставное, эллиптическое.
2.Приведенные примеры распределите по рубрикам: 1)с обособленными определениями, 2)с обособленными приложениями, 3)с уточняющими членами предложения.
|
|
1.Вся семья - мать, бабушка, два брата, он, Алексей, самый маленький, - садятся вокруг стола, и начинается торжественное лущение орешков, этого праздничного лакомства. (Пол..)- с уточняющ.членами предл.
2.На улице, обыкновенно тихой, теперь по случаю кануна праздника было большое движение. (Ч.).)- с обособл. определениями
3. Сильные потрясения, горький опыт подрезали корень, и цветок, еще благоуханный, склонялся, вянул...(Герц.) – с обособл. определениями
4.Внизу, в травах, полная тишина, и в ней слышно, как работает шмель.(Пришв.) – с уточняющ.членами предл.
5.Вланг был чрезвычайно доволен своим назначением, живо побежал собираться и, одетый, пришел помогать Володе.(Л.Т.)- с обособл.определением.
6.Рядом, на обочине дороги, стояла курчавая молодая сосенка.(Пол.).)- с уточняющ.членами предл.
7.Тут, под березами, еще цветет своими необыкновенными цветами крушина...(Пришв.).)- с уточняющ.членами предл.
8.Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября.(Т.).)- с уточняющ.членами предл.
9.Я всегда и везде, особенно на Кавказе, замечал особенный такт у Нашего солдата во время опасности умалчивать и обходить те вещи, которые могли бы невыгодно действовать на дух товарищей.(Л.Т.).)- с уточняющ.членами предл.
Перепишите, расставляя знаки препинания. Произведите синтаксический разбор сложных предложений по следующей схеме:1)определить тип сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное);2)в предикативных частях подчеркните члены предложения, выделите предикативные части; для сложноподчиненного - укажите главную и придаточную части;3)укажите основные средства связи (интонация, сочинительные союзы, подчинительные союзы, союзные слова, местоименно-соотносительные слова);4)определите структурно-семантический тип сложного предложения.
1. Могу лиясмотретьна васиначе, если ялюблювас? (Ч.)
1) двучленное
2) союзная связь
3) придаточное условия
2. А если ктодля менянепонятен, так это моябабушка графиня Анна Федотовна. (П.)
1) двучленное
2) местоименно-союзная связь
3) придаточное условия
3. Дальнейшийразговорихяне передаю, потому что онбыл бессвязен и пуст, как разговорывсех молодых людей, которым нечего делать. (Л.)
2ч 1) двучленное
2) союзная связь
3) придаточное причины
3ч 1) одночленное
2) относительная связь
3) придаточное определительное
4. Александрвыбежал, как будто в домеобрушилсяпотолок, посмотрелна часы - поздно: к обедуне поспеет. (Гонч.)
2ч 1) двучленное
2) союзная связь
3) придаточное сравнительное
3:4 1) бессоюзное сложное предложение
2) закрыт.
3) пояснит.
I-II 1) БСП
2) закрыт.
3) изъяснит.
5. Нефоралюбила слушать, как онвсехсожалел и всемзавещал, чтобы никтоне делалдругомузла. (Леск.)
2ч 1) одночлен.
2) союзн.связь
3) изъяснит.
3ч 1) одночлен.
2) союзн.связь
3) изъяснит.
6. Глупостьне в привычке болтать глупости, а в убеждении, что другиесчитаютихумнымивещами. (Ключ.)
2ч 1) одночлен.
2) союзн.связь
3) придаточн.определительное
7. Эта новаяженщина, оказалось, во-первых, необыкновенно многознала и понимала, - так много, что надо былоглубокоудивляться, откудамоглаонаприобреститакиесведения, выработать в себетакие точныепонятия. (Дост.)
3ч 1) двучлен.
2) местоим.-союзн.связь
3) обстоят.меры и степени
4ч 1) одночлен.
2) относит.
3) изъяснит.
I-II 1) БСП
2) закрытая
3) уточн.
8. Почернойводерасплывалисьширокиекруги - игралана закатерыба. (Пауст.) Бессоюзное.
Перепишите многочленные предложения, расставив знаки препинания. Выделите предикативные части, установите их число. Определите характер связи между ними - сочинение, подчинение, бессоюзие, выделите союзы и союзные слова. Установите виды отношений между частями и показатели этих отношений. В соответствии со структурно-семантической классификацией, определите тип сложных предложений. Начертите структурные схемы.
|
|
1. Ничто не нарушало однообразия этой жизни, и сами обломовцы не тяготились ею, потому что и не представляли себе другого житья-бытья, а если б и смогли представить, то с ужасом отвернулись бы от него. (Гонч.)
3ч 1) двучлен.
2) союзн.связь
3) придаточное причины
4ч 1) двучлен.
2) местоим.-союзн.связь
3) придаточное условия
I, а II 1) ССП
2) закрыт
3)
I и II 1) ССП
2) открыт.
3)
2. Грохот и треск несся с окружных гор, задымились лесные опушки, и нельзя было понять, как это еще жив здесь хоть один человек. (А.Н.Т.).
4ч 1) одночлен.
2) относит.
3) придаточн.изъяснит.
1 и 2 1) ССП
2) открыт.
3) соединит.союз
3. День – великолепен: честно работает солнце, отлично пахнет цветущая липа, в жарком воздухе - тихая музыка, гудят пчелы: во дни косьбы они трудятся как будто особенно упорно.
1,2,3,4,5 – 1) БСП
2) открыт.структ.
3) перечисл.
4. Хотя Порфирий Петрович и отказался от суда над братом, но великодушие маменьки так поразило его, что он никак не решился скрыть от нее опасные последствия, которые влекла за собой сейчас высказанная мера.(С.-Щ.)
1ч 1) двучлен.
2) союзн.
3) придаточное уступки
3ч 1) двучлен.
2) местоимен.-союзн.связь
3)
4ч 1) одночлен.
2) относит.
3) определит.
5. Когда в доме накопится много старого ненужного мусора, то хозяева хорошо поступают, выбрасывая его вон: от него в комнатах тесно, грязно и некрасиво. (Купр.)
1ч 1) двучлен.
2) местоим.-соотносит.
3) обстоят.времени
I: II 1) БСП
2) закрыт.
3) причины