Попробуйте прокомментировать Поучения с точки зрения современного человека

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

По дисциплине: «Этика государственных и муниципальных служащих».

Обобщение материала: «Предмет, содержание и особенности профессиональной этики, основные категории этики» (4 часа)

 

I. Контрольные вопросы:

 

1 вариант:

1. Что изучает этика?

2. Как взаимосвязаны понятия «этика», «мораль», «нравственность?

3. Что такое моральное сознание?

4. В чем отличие морали от других форм общественного сознания?

5. Что такое профессионализм, в чём суть подлинного профессионализма с точки зрения этики?

6. Что такое профессиональная ответственность?

7. Почему уровень развития морально-нравственных качеств рассматривается как условие профпригодности госслужащего?

 

 

2 вариант:

1. Как взаимосвязаны понятия «этика», «мораль», «нравственность?

2. В чем проявляется своеобразие морального сознания?

3. Раскройте структуру морального сознания

4. Какой характер носит моральная регуляция, почему?

5. Что такое долг и совесть? В чём различие между этими понятиями?

6. Повинуясь чувству долга, должен ли человек учитывать свои интересы? Если да, то какие и в какой степени?

7. Охарактеризуйте мораль и политику как два способа регуляции поведения.

 

 

3 вариант:

1. Что такое «мораль», «нравственность»?

2. Дайте определение этических норм и категорий.

3. Что такое нравственные отношения?

4. Что такое нравственный поступок и какова его структура?

5. Чем обусловлена моральная оценка поступка?

6. Что такое такт и профессиональный такт?

7. Какую роль справедливость играет в жизни человека, почему?

 

 

4 вариант:

1. Что изучает профессиональная этика?

2. Перечислите функции морали и раскройте их содержание.

3. Дайте определение профессиональной морали, какие типы отношений она регулирует?

4. Назовите и расшифруйте принципы профессиональной морали?

5. Почему говорят, что чувство собственного достоинства – ещё не нравственность, но условие, без которого нравственное поведение невозможно?

6. В чём сходство морали и права как двух форм общественного сознания и общественных отношений?

7. Какова роль морали в деятельности государственного и муниципального служащего.

 

II. Прокомментируйте высказывания:

 

1 вариант:

1. «Зло нельзя уничтожить злом» (А.Н. Толстой);

2. «Добрым мы называем то, что способно вызвать или увеличить наше удовольствие» (Дж. Локк);

3. «Высокое достоинство долга не имеет ничего общего с наслаждением жизни» (И. Кант).

 

2 вариант:

1. «Добро – это сохранить жизнь, содействовать жизни» (А. Швейцер);

2. И.А. Гончаров писал: «Не полюбивши долга – нельзя его исполнить». Почему?

3. Когда справедливость исчезает, то не остаётся ничего, что могло бы придать ценность жизни людей» (И. Кант).

 

3 вариант:

1. «Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а всё меряет справедливостью» (Конфуций);

2. «Достоинство человека определяется тем, каким путём он идёт к цели, а не тем, достигнет ли он её» (Абай);

3. Ш. Монтескье считал, что злоупотребления властью вытекают из самой природы человека: «известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идёт в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела». Согласны ли вы с эти утверждением? О каком пределе злоупотреблений говорит французский мыслитель, как вы думаете?

 

4 вариант:

1. «Совесть есть память общества, усвояемая отдельным лицом» (Л.Н. Толстой);

2. «Нельзя быть справедливым, не будучи человечным» (Дидро);

3. «Не судите, да не судимы будете» (евангельская заповедь).

 

 

Ш. Проанализируйте

1 и 3 варианты:

1. Стихотворение Б.Окуджавы:

Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь.

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь как человек.

Почему для характеристики настоящего человека поэт выбрал эти категории?

 

2. «Анализ нравственного поступка»:

Аристотель был первым, кто тщательно исследовал структуру нравственного поступка.

Современный словарь по этике определяет поступок следующим образом: «Поступок – клеточка нравственной деятельности; действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств».

Один из видных современных российских этиков В.Г.Иванов объясняет, что такое поступок следующим образом: «Человек забивает гвоздь. Это нравственно или безнравственно? На поставленный именно так вопрос невозможно ответить: необходимо знать, для чего, с какой целью он забивает гвоздь. Например, он забивает гвоздь, строя собственный дом. Созидательная цель обусловливает нравственную ценность его поступка, его поведения. Однако если бы он забивал гвоздь при отстраивании сгоревшего дома соседа, нравственная ценность его поступка была бы выше: не для себя старается… А если человек забивает гвоздь, распиная Христа? В таком случае его поступок безнравственный, поскольку целью оказывается мучение и смерть другого человека и цель эта разрушительна…

Попытаемся осмыслить предложенную ситуацию.

Во-первых, очевидно принципиальное различие между действием и поступком.

Действие – забивание гвоздя – невозможно оценить с точки зрения морали. Чтобы действие стало поступком, необходимо знание цели, смысла действия.

Таким образом, во-вторых, оказывается, что поступок есть способ реализации определенной цели, а конкретное действие (забивание гвоздя) – средство реализации поставленной цели.

Стало быть, в третьих, происходящее в сознании (цель, выбор средств и, наконец, решение) предшествует переходу в действительность.

Описание поступка, таким образом, охватывает весь круг проблем, составляющих содержание этики как науки о морали…

От характеристики нравственного поступка можно идти вширь – к исследованию поведения человека, к характеристике обстоятельств, что, в свою очередь, ставит целый круг проблем нравственной жизни общества… Другой путь – вглубь человеческого сознания, к изучению мотивов, истоков морального сознания, его форм (или типов). Возможен и третий путь анализа, и т.д.»

 

ЗАДАНИЕ:

Исходя из вышесказанного, приведите свой пример нравственного поступка (приведите примеры нравственных поступков из жизни вашей группы, курса или другой).

Дайте характеристику поведения и личности людей, совершивших нравственный поступок.

Разберите данные примеры под углом зрения:

а) «цель поступка» - «средства по достижении цели»;

б) «мотив поступка» - «результат поступка»;

в) «возможность учета как близких, так и отдаленных последствий»;

г) степень соответствия намерения и результата;

д) соотношение субъективной (личностной) и объективной (выраженной в групповой или общечеловеческой морали) оценки поступка.

 

2 и 4 варианты:

 

1. В феодальном обществе была широко распространена традиция изложения правил поведения в форме поучений. Одним из замечательных памятников ранней русской этической мысли было «Поучение Владимира Мономаха детям». Обычно в таких поучениях смешаны принципы морали, нормы и правила этикета.

Попробуйте их разделить:

«Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную – это ведь начало всякого добра».

В изложении правил поведения Владимир Мономах ссылается на Василия Кесарийского: «Ибо как Василий учил, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне: «Еде и питью быть без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свирепствовать словом, не хулить в беседе, не много смеяться, стыдиться старших, с непутевыми женщинами не беседовать и избегать их, держа глаза книзу, а душу ввысь, не уклоняться, учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится».

От себя Мономах добавляет: «убогих не забывайте…по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека… Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинить вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас».

Попробуйте прокомментировать Поучения с точки зрения современного человека.

2. Выберите из списка признаки, отличающие достойного человека. И, выберите признаки, которые характеризуют безнравственность (безнравственные действия) человека. Объясните свой выбор?

1. Хорошо одевается;

2. Всегда верен данному слову;

3. Мужественно переносит несчастья;

4. Старается поступать «как все»;

5. Всегда соблюдает свой интерес;

6. Не лжёт ни при каких обстоятельствах;

7. Всякий вопрос решает коллективно;

8. Бережёт свою и чужую честь;

9. Всегда осуждает поступки других;

10. Может прийти на помощь другим;

11. Всякий вопрос решает единолично;

12. Соблюдает такт;

13. Хамит другим;

14. Соблюдает правила поведения в общественных местах.

 

Задание для всех вариантов:

1. Подготовьте перечень ценностей государственных и муниципальных служащих (10-15) по предложенной схеме:

 

ЦЕННОСТИ-ЦЕЛИ
Перечень ценностей с расшифровкой (например: 1) активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); 2) жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) и т.д.
1.  
2.  
 
   
ЦЕННОСТИ-СРЕДСТВА (для достижения цели)
Наименование ценностей с расшифровкой (например: 1) воспитанность (хорошие манеры); аккуратность (умение содержать в порядке вещи, порядок в делах) и т.д.
1.  
2.  
 
   

Определите, какие из предложенных ценностей являются важными для вас лично.

 

2. Какие качества личности, по-вашему, являются значимыми для вас, как будущего госслужащего.

 

 

IY. Тесты (для всех вариантов)

1. Что такое нравы?

а) моральные нормы, вошедшие в привычку;

б) требования, обращенные к людям;

в) правила нравственности, зафиксированные в кодексах поведения

2. Что такое моральная норма?

а) представление о том, как должно поступать;

б) действие человека, за которое он чувствует свою ответственность

3. Что такое моральный кодекс?

а) система моральных норм и нравов;

б) система моральных норм

4. Что такое моральный принцип?

а) совокупность моральных норм;

б) основополагающая моральная норма

5. Выберите из предложенного списка суждений те, в которых сформулированы моральные нормы (подчеркните их):

«Почитай отца и мать твоих», «не убий», «люди должны выполнять взятые на себя обязательства», «предчувствие – это предвидение грядущих событий без имеющихся на то каких-либо оснований», «люди не должны воровать», «удовлетворение разумных потребностей согласуется с требованиями справедливости», «люди должны говорить правду», «сам погибай, а товарища выручай», «воздерживайся от причинения вреда живому», «никто не может избежать пронзительного взгляда смерти», «пока жизнь еще ваша – живите радостно», «каждый участник общей долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу», «являй почтительность и вежливость с тем, чтобы улучшать нравы и обычаи», «недопустима замена отпуска денежной компенсацией».

6. Что такое моральная оценка?

а) одобрение или осуждение моральным сознанием различных явлений социальной действительности;

б) крайний случай морализаторства

7. Что такое моральные идеалы?

а) человеческие предрассудки, которые мешают правильному познанию;

б) высшие моральные требования, возможная реализация которых личностью позволила бы ей обрести совершенство

8. Определите суждения, в которых дается моральная оценка поступков и явлений социальной действительности: «Спасение людей на пожарах является примером доблести и геройства», «деятельность пожарных направлена на благо общества», «кто исполняет долг спокойно, не радуясь и не печалясь, встречает любые последствия, тот поистине велик душою», «при заключении брака супруги по своему желанию избирают фамилию одного из супругов в качестве их общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию».

9. В каких случаях при вынесении моральных оценок обыденное моральное сознание не работает?

а) при моральной оценке поступка;

б) при столкновении различных точек зрения на моральную проблему;

в) при моральной оценке характера человека

10. Какова взаимосвязь права и морали?

а) право есть минимум морали;

б) право есть основа морали;

в) право противоположно морали.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: