№ модуля | Наименование модуля, разделов и тем | Содержание обучения (по темам в дидактических единицах), наименование и тематика лабораторных работ, практических занятий (семинаров), самостоятельной работы, используемых образовательных технологий и рекомендуемой литературы |
Модуль 1. Основы общей психологии. | ||
Тема 1. Введение в профессию | Психологическое консультирование и психотерапия как виды психологической помощи. Требования к личности психолога. Профессиональная этика. | |
Тема 2. Основы психологии | Объект и предмет психологического знания. Краткая история психологии как науки. Отрасли и направления психологии. Основные психические процессы. | |
Тема 3. Общая психологии | Психология как наука и практика. Особенности психики человека. Познавательные процессы и особенности их формирования. Проблема индивидуальных различий в психологии. | |
Модуль 2. Основы психологии личности. | ||
Тема 1. Психология личности как часть психологии | Объект и предмет психологии личности. Понятие личности в психологии. Устойчивые черты личности. Личность как процесс. | |
Тема 2. Основные теории личности | Психоаналитический подход к пониманию личности. Формирование личности в бихевиоризме. Гуманистический подход к пониманию личности. | |
Тема 3. Личность как объект психологического воздействия. | Развитие личности на разных возрастных этапах. Факторы, влияющие на формирование личности. Понятие личностного роста и развития. Личностное развитие как цель психологической помощи. | |
Модуль 3. Консультативная психология. | ||
Тема 1. Основы консультативной психологии. | Объект и предмет консультативной психологии. Принципы психологической помощи. Проблема как ключевое поянтие консультативной психологии. Понятие внтуреннего конфликта в рамках оказания психологической помощи. Характеристика задач консультации. Техники, позволяющие удерживать клиента в русле консультации. Осознанное использование в беседе вопросов различного типа. Открытые и косвенные вопросы. Закрытые и альтернативные вопросы. Невербальные и смешанные вопросы. Примерная последовательность вопросов на сессии. Искусство подсказки. Нерефлексивное слушание. Активное слушание. Умение слышать клиента. Проговаривание и уточнение. Техника перефразирования. Цели перефразирования. Техника развития идеи. Приемы ведения беседы. Специальные вопросы. Уточняющие техники.Особенности дистантных форм консультирования. | |
Тема 2. Этапы психологического консультирования. | Цели и задачи психологического консультирования. Подготовительный этап – настрой консультанта, подготовка консультативного пространства. Этап знакомства – установление контакта, снятие напряжения. Начальная ориентировка в проблеме. Первичная оценка запроса клиента. Исповедь клиента - прояснение проблемы, диагностика, первичная гипотеза относительно природы проблемы клиента, проверка гипотезы, формулирование психологического заключения. Рекомендательный этап – принцип совместной деятельности. Консультативный контракт. Завершение консультации. Контрольный этап. «Отложенная» консультация. | |
Тема 3. Технологии психологического консультирования. | Психоаналитический подход в консультировании. Гуманистический подход в консультировании. Экзистенциальный подход в консультировании. | |
Модуль 4. Современные направления психотерапии. | ||
Тема 1. Психотерапия как вид психологической помощи | Понятие психотерапии как вида психологической помощи. Принципы психологической терапии. Ограничения психотерапии, осуществляемой психологом. Особенности средне и долгосрочной психологической помощи. Результат психотерапии как вида психологической помощи. | |
Тема 2. Основные направления психотерапии | История психотерапии. Психоаналитическая терапия. Рациональная терапия. Поведенческая терапия. Логотерапия. | |
Тема 3. Современные направления психотерапии | Гештальт-терапия – обзор основных техник. Арт-терапия – виды и эффективность различных видов арт-терапии. Индивидуальная и групповая психотерапия – особенности применения, ограничения и критерии эффективности. |
Личная супервизия проводится в индивидуальном порядке с целью анализа собственного личностного профиля, эмоционального статуса, коммуникативных особенностей. Личная супервизия необходима для развития и совершенствования навыков рефлексии как необходимой компетентности профессионального психолога-консультанта. Особенности профессиональной деятельности психолога предъявляют особые требования к самоосознанию и самопониманию, что является основой понимания других людей, а также является профилактикой личностных и эмоциональных искажений в ходе проведения консультации.
|
|
|
|
Профессиональная супервизия проводится в индивидуальном порядке или в малых группах (не более 2 человек). Профессиональная супервизия способствует развитию профессиональной рефлексии и позволяет проводить анализ собственной профессиональной деятельности с целью повышения ее безопасности и эффективности. Способность наблюдать, анализировать консультативный процесс, вносить коррективы в собственный консултативный стиль – необходимые условия профессиональной успешности.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
1. Макарычева И.Н. Основы психологического консультирования//Учебно-методическое помсобие. – Ижевск, 2016.
Дополнительная литература:
1. Баттиани А., Штукарева С. Логотерапия: теоретические основы и практические примеры. М.: Московский институт психоанализа. 2016
2. Мазилов В.А. Стены и мосты: методология психологической науки. Ижевск: ERGO. 2015.