действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:Преамбула
Раздел первый
Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16)
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64)
Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79)
|
|
Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93)
Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109)
Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)
Глава 7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118—129)
Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134—137)
Раздел второй. Заключительные и переходные положения.
Структура:
разделы® главы®части ®статьи®пункты®подпункты
20. Порядок пересмотра Конституции РФ. В Конституции РФ различаются термины "пересмотр" и "внесение поправок".
Пересмотр – это такое изменение наиболее важных конституционных положений, которое требует принятия новой Конституции. Пересмотр Конституции возникает в случае изменения гл. 1, 2 и 9. Исходя из смысла ст. 135 Конституции РФ, Федеральное Собрание РФ не может изменить положения гл. 1 "Основы конституционного строя", гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина", а также гл. 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Такая особенность процедуры подчеркивает, что пересмотр касается кардинальных конституционных изменений.
Внесение поправок в отличие от пересмотра предполагает изменение конституционных положений, не требующее принятия новой Конституции. По Конституции РФ в таком порядке изменяются гл. 3–8, внесение поправок в которые осуществляется с непосредственным участием российского парламента.
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (ст. 134 Конституции РФ).
|
|
Конституционная инициатива органов государственной власти оформляется в виде соответствующих актов – указов Президента РФ, постановлений Совета Федерации или Государственной Думы, постановлений Правительства РФ и т.д. Эти акты должны приниматься с соблюдением процедур, установленных в регламентах палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, в конституциях (уставах), законах субъектов Федерации, регламентах их законодательных (представительных) органов государственной власти.
Порядок пересмотра Конституции РФ является усложненным по субъектному составу и охватывает несколько стадий.
1. Инициирование предложения о пересмотре и рассмотрение этой инициативы Федеральным Собранием. Предложение о пересмотре, внесенное одним из субъектов, перечисленных в ст. 134 Конституции РФ, должно быть поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Советов Федерации или депутатов Государственной Думы. При этом данное предложение может быть внесено первоначально как в Государственную Думу, так и в Совет Федерации.
2. Созыв Конституционного Собрания. В случае поддержки палатами Федерального Собрания РФ предложения о пересмотре указанных глав Конституции в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании должен определить процедуру созыва, состав данного органа и порядок его деятельности. В настоящее время такой закон пока не принят, но ряд его проектов уже был внесен в Государственную Думу.
3. Принятие решения Конституционным Собранием. Конституционное Собрание принимает одно из двух решений: 1) подтверждает неизменность действующей Конституции; 2) разрабатывает проект новой Конституции.
4. Принятие новой Конституции. В случае если Конституционное Собрание разрабатывает проект новой Конституции России, то такой проект может быть принят двумя способами: 1) двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания; 2) всенародным голосованием – референдумом.
При проведении всенародного голосования Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей. Таким образом, если проект отклонен всенародным голосованием или оно не состоялось из-за добровольной неявки граждан на голосование, новая Конституция не может считаться принятой.
Столь усложненный порядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ призван обеспечить стабильность основ конституционного строя, устойчивость конституционной модели регулирования прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.