Практическое занятие №3.
Тема: Формирование навыков фонемного анализа и синтеза как базы для овладения грамотой. Трудности усвоения навыков фонемного анализа и синтеза, характерные для дошкольников с нарушением речи
Цель: Проанализировать различные подходы к определению фонематических процессов, закрепить знания студентов о закономерностях их развития. Проанализировать характер и причины трудностей усвоения навыков фонемного анализа и синтеза детьми с речевыми нарушениями.
План проведение занятия
1. Определение понятий «фонемный анализ» и «фонемный синтез».
2. Анализ подходов к трактовке понятий «звуковой анализ», «фонемный анализ».
3. Формирование навыков фонемного анализа и синтеза как основы становления процессов письма и чтения.
4. Характеристика этапов формирования умственного действия «фонемный анализ».
5. Трудности формирования навыков фонемного анализа и синтеза слов, характерные дошкольникам с речевым недоразвитием. Причины имеющихся трудностей.
Задания для самостоятельной работы.
1. Конспектирование литературы.
2. Составить таблицу «Операции фонематического слуха».
3. Подобрать игры и упражнения по развитию операций анализа и синтеза на предметном уровне у дошкольников с речевыми нарушениями.
4. Подобрать игры и упражнения по развитию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями.
5. Подобрать игры и упражнения по формированию фонемного анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями.
Рекомендуемая литература:
1. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.
2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.
3. Игры в логопедической с детьми/Под ред. В.И.Селиверстова. – М., 1987. Вып.2.
4. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.. 1985.
5. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы. – СПб., 1995.
6. Логопедия/Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М., 1998.
7. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии): Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена: Изд-во «Союз», 2001. – 191 с.
8. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб.пособие для студ. сред. пед.учеб.заведений/Т.В.Волосовец, Н.В.Горина, Н.И.Зверева и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200с.
9. Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968.
10. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1973.
11. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994.
12. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. – СПб., 1997.
13. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: Детсво-пресс, 2000.
14. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Дидактический материал по развитию речи у детей дошкольного возраста. – М., 1989.
15. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. – М., 1993.
16. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.
17. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1993.
18. Филичева Т.Б., Чиркина Г.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: Просвещение, 1987.
19. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981.
20. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1958.
21. Эльконин Д.Б., Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия\ у детей дошкольного возраста// Сенсорное восприятие дошкольников/Под ред. Запорожца, А.П.Усовой. – М., 1963. С.213-227.
Дополнительная литература
1. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.
2. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. – СПб, 1996.
3. Практикум по дошкольной логопедии/Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1988.
4. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. – М., 1976.