VI. Предведение, предопределение

«Бог все знает, но не все предопределяет. Ибо Он заранее знает то, что в нашей власти, но не предопределяет этого. Ибо Он не желает, чтобы происходило зло, но не принуждает насильно к добру» (Иоанн Дамаскин).

Предведение Божье, таким образом, не является роком, предопределяющим судьбу человека. Адаму не было «на роду написано» согрешить – последнее зависело только от его свободной воли. Когда мы грешим, Бог заранее знает об этом, но Божье предведение ничуть не освобождает нас от ответственности за грех. Вместе с тем милосердие Бога так велико, что Он изъявляет изначальную готовность принести в жертву Самого Себя, чтобы искупить человечество от последствий греха.

VII. Человек

Некоторые Отцы Церкви отличают «образ» от «подобия», отмечая, что образ – это то, что изначально вложено Творцом в человека, а подобие – то, чего предстояло достичь в результате добродетельной жизни.

Бог вводит человека в мир как священника всего видимого творения.

VIII. Грехопадение

Повествование о грехопадении мы находим в 3-й главе книги Бытия.

Все повествование относится к жизни мира до грехопадения, в особом месте – в раю; и конечно мы, живя в мире падшем, вне рая, не можем с точностью знать, чт о стоит за этим всем. Люди часто задают Богу вопросы – «почему» и «как».

Мы ограничены в нашей познавательной способности. Мы знаем только то, что все восходит к воле Господа.

П очему такова воля Божия, и как и по каким основаниям действует Бог – это человек никак не может понять.

«Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Исайи. 55:8-9).

Таким образом, мы обязаны дойти до той основы, что такова и именно такова, воля Божия.

«Грех есть беззаконие» (1Ин. 3:4), – определяет Священное Писание. Грех есть нарушение воли Божией, т.е. нарушение заповедей Божиих и попрание нравственного закона, напечатленного в совести человека. Но Адам, совершив грех, еще и утвердился в нем, отвергнув призыв Бога к покаянию, и тем свободно и сознательно отпал от Бога.

Кроме того, и внешний мир пострадал ради греха человека: «проклята земля за тебя, со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Быт. 3:17), – сказал Господь Адаму; и в результате этого проклятия «вся тварь совокупно стенает и мучается доныне» (Рим. 8:22). Но главное, что повредилось человеческое естество. В результате греха человек как бы сломался, испортился, исказился, его прекрасная гармоническая цельность раздробилась на множество осколков.

Нужно отличать его от личного греха Адама. Мы не виноваты в грехе Адама; но наследуем его последствия – порчу человеческой природы. Она – в точности как наследственная болезнь. Все мы, рождаемые в этот мир с поврежденным естеством, наследуем эту болезнь. Прибавьте к этому – отлучение от Бога, потерю рая, т.е. блаженства и вечной жизни, наконец – смерть, а после нее разрушение тела и (т.к. средостение между человеком и Богом остается) – пребывание души вне Бога, т.е. в аду, страшном и мучительном.Вот состояние нашего падения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: