Экономическая мысль древнего востока

Письменные источники, на основании которых можно исследовать экономическую мысль древнего Востока, - это, как правило, свод законов, юридические акты, документы хозяйственной отчетности и произведения, посвященные управлению государством и государственным хозяйством. Многие из них имеют нормативный характер и отражают позицию прежде всего правящих слоев - фараонов, царей, знатных придворных и чиновников. Тогдашнем экономическом знанию присущи догматизм, апріорність и в значительной мере символизм. Несмотря на это, древнегреческие мыслители впоследствии пытались понять и использовать это знание. Важнейшие экономические идеи народов древних цивилизаций неоднократно комментировали и развивали следующие поколения, именно их было положено в основу экономических взглядов ученых средневекового Востока. Тогда же (начиная с IV тысячелетия до н.э.) было основано конкретные экономические науки (статистику, учет и анализ хозяйственной деятельности, управления и др.), которые получили дальнейшего развития уже в античном периоде (И тысячелетия до н.э. - IV века н.э.).

Едва ли не самые первые известные нам памятники экономической мысли принадлежат к эпохе Древнего Египта. В них нашли отражение многочисленные вопросы организации и управления государственным хозяйством, а также представления древних египтян о собственность, рабство, товарно-денежные отношения. Об экономической мнению Древнего Египта можно узнать в первую очередь из произведений государственных чиновников (писцов). До нашего времени дошли "Наставления гераклеопольського царя своему сыну Мерікара", "Предсказания Іпусера", "Пророчество Неферті", "Поучения Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Піопі", различные административно-хозяйственные и юридические документы.

Административно-хозяйственные документы характеризуют организацию и управление государственным (царсько-храмовым) хозяйством, организацию труда царских мастеров и земледельцев. Кроме того, как видно даже из названий произведений, важное место в древнеегипетском литературе принадлежит произведениям дидактического характера, что преподают правителям "правила" государственного управления и руководства хозяйством. Одним из древнейших центров человеческой цивилизации была Месопотамия (Двуречье). В отличие от Древнего Египта, в государствах этого региона сравнительно быстро развивались частная собственность и товарно-денежные отношения, усиливалось социальное расслоение общества. Государство пыталось с помощью законодательства регулировать экономическую деятельность населения и регламентировать частноправовые отношения. Известной достопримечательностью экономической мысли есть законы царя Хаммурапи - система правовых норм, направленных на регулирование социально-экономических отношений в Вавилоне XVIII в. до н.э. Основная цель законов - всестороннее укрепление экономической власти государства. Наиболее интересными (с экономической точки зрения) есть статьи, посвященные вопросам охраны собственности мудрецов граждан, вопросам аренды, найма, ростовщичества. Развитие товарно-денежных отношений допускается в той мере, которая не вызовет массового обнищания свободных граждан. Законы Хаммурапи защищают частную собственность, особенно собственность царя, храмов, государственных служащих и воинов. Посягательство на нее карается смертью или, в лучшем случае, продажей виновника в пожизненное рабство.

Изучая экономическую мысль Древней Индии и Древнего Китая, следует обратить внимание на то, что целый ряд ее особенностей предопределяется спецификой развития общественных отношений этих государств, и прежде всего кастовым строем в Индии и чиновницько-бюрократической системой в Китае. Эти особенности способствовали сохранению традиционных религиозно-мифологических представлений в процессе формирования экономической мысли, которая основывалась преимущественно на категориях морали, этики и т.п.

Экономическая мысль Древней Индии, как правило, была окутана религиозной оболочкой. Экономические проблемы отдельно не исследовались, а рассматривались в древнеиндийской литературе лишь в связи с попытками решения конкретных социальных и политических задач. В основу староіндійських представлений об обществе было положено концепцию сословной (варновой) кастовой иерархии и определенности профессиональных занятий. Письменными источниками середины i тысячелетия до н.э. являются преимущественно религиозные трактаты - буддийские и брахманические (индуистские). Они дают представление о социальной структуре общества и содержат интересный материал, который характеризует специфику восприятия отдельных экономических категорий, в частности собственности, имущества. Буддийское учение проповедует отказ от собственности как необходимое условие достижения конечного спасения - нирваны. И хотя оно не отрицает хозяйственной деятельности мирян, подаянням которых должны жить буддийские монахи, но специального внимания ей не уделяет. Рабство рассматривается как препятствие к достижению нирваны, а долговая кабала признается за страшное бедствие. Поэтому исповедуется необходимость всячески избегать задолженности и своевременно уплачивать долги.

Большое количество брахманских произведений основывается на концепции трех целей жизни человека - религиозного долга, материальной выгоды и чувственной любви. Каждой из них посвящен соответствующую литературу. Материальной выгоде, пользы посвящен трактат "Артхашастра" (между IV и III вв. до н. есть.). В нем представлены обстоятельные сведения об экономике, администрацию, социальные и юридические институты, внешнюю и внутреннюю политику индийского государства, показано огромную роль государства в хозяйственной жизни страны. За "Артхашастрою", главной целью экономической политики государства является пополнение казны. Соответственно этому в трактате изложено учение об управлении и государственные доходы, в частности, рассмотрены их основные источники, даны рекомендации по организации налогообложения и другим вопросам экономической политики.

Для понимания содержания и особенностей экономической мысли Древнего Китая следует учитывать, что она возникла и развивалась в рамках тогдашних философских и политических учений, основными направлениями которых были конфуцианство, легізм, даосизм и моїзм, которые сформировались в IV - III вв. до н.э. На протяжении веков между этими направлениями велась острая полемика относительно экономического строя общества, общины, ее исторической судьбы, степени вмешательства государства в экономическую жизнь страны и методов управления им. Ведущим направлением было конфуцианство, которое, превратившись в государственную идеологию, оказывало большое влияние на социально-экономическое и политическое развитие Китая в течение почти двух тысячелетий.

Исходя из этого, необходимо рассмотреть каждый из названных направлений, изучить экономические идеи и взгляды их учредителей и основных представителей. Надо хорошо понять для себя, что учение Конфуция (ок. 551-479 до н.э.), развито его многочисленными последователями, постоянно эволюционировал, все больше приспосабливаясь к условиям централизованного государства, к задачам обеспечения ее стабильности, надежности функционирования чиновницько-бюрократического аппарата. На первый план выдвигались идеи социального порядка, основанного на беспрекословном подчинении властям, что ассоциировалась со старшинством и мудростью. Конфуцианство стремилось крепкого, неизменного социального порядка. Чтобы избежать социальных конфликтов, конфуцианцы призвали правителей не отрывать крестьян от сельскохозяйственных работ, заботиться о улучшения народного благосостояния, уменьшать налоги и др. В отличие от конфуцианцев, которые рассматривали в основном морально-этические вопросы, представители легизма большое внимание уделяли вопросам организации государственного управления, которое, по их мнению, должно основываться не на традициях и ритуалах, а на совершенном законодательстве. К критиков конфуцианства принадлежит Мо Ди (Мо-цзы) (479-400 до н.э.) - основатель школы маоистов. Он и его сторонники исходили из принципа естественного равенства всех людей, выступали против сословного деления общества, осуждали рабство, роскошь и паразитизм господствующих сословий, угнетения ними земледельцев и ремесленников. Они считали физический труд источником богатства и призвали всех усердно работать, чтобы достичь счастья и благополучия. Путь к совершенствованию общественной жизни моїсти усматривали в утверждении в отношениях между людьми принципов "всеобщей любви" и "взаимной выгоды".

Экономическая мысль Древнего Китая ярко отражено также в трактате неизвестных авторов "Гуань-цзы" (IV в. до н.э.). Трактат признает закономерность изменений в природе и обществе. Изменения в общественной жизни объясняются чередованием урожайных и неурожайных лет. Авторы трактата уделяют значительное внимание экономической политике государства, высказываются за постоянное воздействие государства на хозяйственную жизнь, чтобы "государство была богатой, а народ доволен".Через это в трактате достаточно глубоко, как на то время, разработана система государственного регулирования экономики. Для укрепления земледелия, что считалось важнейшим условием обеспечения устойчивости экономики, предлагалось принятия ряда специальных мероприятий: определение плодородия участков пашни, более равномерное их распределение, установление уровня налогообложения согласно качества земли, освобождение крестьян от всех других

работ в течение сельскохозяйственного года и др. Большое значение авторы трактата предоставляли товарно-денежным отношениям с точки зрения их использования государством для регулирования экономики. В частности, они считали важным регулирования государством цен на хлеб, создание государственных зерновых фондов, предоставление льготных кредитов земледельцам, замену прямых налогов на железо и соль косвенным, применение для стабилизации хозяйства нормированной эмиссии денежных знаков и т.д. Много идей "Гуань-цзы" было использовано в хозяйственной практике Древнего Китая.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: