В научной литературе понятие "социальное обслуживание населения" используется сравнительно редко. По мнению ряда ученых, социальное обслуживание в современных условиях выступает в качестве одного из направлений социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, которая рассматривается в качестве системы определенных способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или человеческого общества.
В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения в РФ" в ст.1 дается следующее определение понятию "социальное обслуживание": это "деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации".
Необходимо отметить, что некоторые авторы, характеризуя понятие "социальное обслуживание", склонны определять его как поддержку нетрудоспособных граждан (пенсионеров, инвалидов) в случае нуждаемости. Это является недостаточно полным определением рассматриваемого понятия, прежде всего, по субъектному признаку. Ведь современное законодательство существенно расширило круг лиц, имеющих право на социальное обслуживание.
|
|
Такие же авторы как Тучкова Э.Г. и Захаров М.Л. справедливо считают, что социальное обслуживание нельзя сводить только к предоставлению социальных услуг престарелым и инвалидам, так как это понятие охватывает широкий круг лиц (в том числе детей). Социальное обслуживание охватывает почти все категории общества и представляет собой направление деятельности по социально-экономической поддержке детей, молодежи, семей с детьми, временно нетрудоспособных, граждан, потерявших кормильца, инвалидов, лиц пенсионного возраста и престарелых, малообеспеченных граждан, а также людей, попавших в критические жизненные ситуации (мигранты, беженцы и т.д.) и др.
Социальное обслуживание является институтом права социального обеспечения. Регулирование в области социального обслуживания рассматривается в качестве одного из направлений деятельности государства по социальной защите населения. Таким образом, можно сделать вывод, что регулирование социальных процессов - прерогатива государства.
Но нельзя забывать о том, что в России помимо государственной системы социального обслуживания, развивается негосударственная система, которая своей деятельностью призвана дополнять работу государственных служб, а значит способствовать улучшению объема и качества обслуживания населения. Также уместно сказать о том, что основная задача государства, коль скоро оно обладает регулирующей функцией, способствовать развитию системы социального обслуживания в двух направлениях: государственной и негосударственной. При этом ролью последней не стоит пренебрегать.
|
|
Как указывается в концепции развития социального обслуживания населения в РФ, практически становление этой отрасли, понимаемой как совокупность социальных услуг и поддержки населения средствами к существованию, позволяет приблизить Россию к общеевропейскому пониманию системы социального управления, которое построено на принципах рыночно-организованной экономики и отвечает требованиям создания гуманного и правового общества.
В настоящее время развитие системы социального обслуживания населения находится в стадии создания сети учреждений и отработки технологий социального обслуживания с учетом специфики различных регионов РФ. Важное значение приобретает при этом определение четкой структуры программ и принципов управления, а также способности к автономии и к самоограничению как с экономической, так и с социологической точки зрения. Для формирования эффективной системы социального обслуживания необходимо также создание собственного инструментария познания окружающей действительности и человека, нуждающегося в социальных услугах. На современном этапе осуществляется последовательный процесс моделирования территориальных (ведомственных) социальных служб и технологий их деятельности.
Критерием эффективности социального обслуживания должна стать действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальных служб, а также руководства и управления всем процессом социальной работы с населением и отдельными людьми, нуждающимися в социальном обслуживании.
Социальное обслуживание основывается на следующих принципах:
1 Адресность, т.е. предоставление персонифицированно конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных и одиноких семей. Информацией о детях сиротах, одиноких и многодетных семьях располагают также органы народного образования; о беженцах - миграционная служба, о лицах без определенного места жительства - органы внутренних дел и пр.
2 Доступность. Обеспечивается возможность бесплатного и частично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Их качество, объем, порядок и условия оказания должны соответствовать государственным стандартам, установленным Правительством РФ. Сокращение их объёма на территориальном уровне не допускается.
3 Перечни социальных услуг определяются с учетом субъектов, которым они предназначены. Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержден постановлением Правительства РФ от 25.11.95 №1151. На его основе разрабатываются территориальные перечни. Финансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
4 Добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на основании добровольного обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время гражданин может отказаться от получения социальных услуг.
|
|
5 Гуманность. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания или создания удобств для персонала использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция. Лица, допустившие указанные нарушения, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.
6 Приоритетность предоставления несовершеннолетним.
7 Конфиденциальность. Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность.
Таким образом, социальное обслуживание населения это важнейшее звено социальной защиты, механизм, позволяющий практически решать сложные вопросы жизнедеятельности общества, семьи и отдельного человека. Социальное обслуживание необходимо рассматривать как существенное дополнение к общей системе материального обеспечения пожилых и нетрудоспособных граждан.
Важно заметить, что иные виды социальной помощи, кроме социального обслуживания, осуществляются в основном в денежной форме. Приоритетной же задачей социального обслуживания является оказание помощи не денежного характера: обслуживание на дому, предоставление временного приюта, консультативная помощь, реабилитационные услуги и т.д. В подобной специфике задач проявляется наивысшая степень гуманности и человеколюбия в обществе, поддерживаемые политикой государства. Государство не стремится "откупиться" всевозможными денежными выплатами, а применяет различные виды социальной помощи по принципу целесообразности. Иначе говоря, существуют ситуации, когда помощь "в натуре" оказывается наиболее необходимой и действенной. Именно в этом случае огромное значение приобретает социальное обслуживание во всех его видах.