В некотором царстве, а точнее, в царстве Музыки живет целое государство звуков. Вы не думайте, что царство Музыки бедное, скучное и однообразное, это далеко не так! В этом чудесном мире есть свои королевы, советники, придворные, существуют свои законы, праздники; звуки умеют огорчаться, веселиться, улыбаться, плакать, петь, танцевать.
А разделен мир звуков на два континента, а по-музыкальному - лада, и все звуки этого лада дружат, ладят между собой. На одном континенте живут веселые, жизнерадостные звуки, одеваются они во все яркое, праздничное. Название этого континента - мажорный лад.
Ну, а другой континент - минорный лад. Здесь живут звуки более мягкие, задумчивые, они чаще грустят и одежды носят неброские, неяркие. (Музыкальное оформление).
И город в этом неповторимом царстве есть, но только называется он несколько по-другому - тональностью. И в каждой такой тональности имеется своя королева. Она - первая дама в тональности. А так как звуки иногда называют себя ступенями, то королева, конечно, первая ступень.
|
|
(Музыкальное оформление). Королева очень красивая, добрая, милая, спокойная, а главное, справедливая. И говорит она спокойно, значительно. И все звуки называют ее не королевой, а Тоникой, называют так потому, что в царстве Музыки свой язык - музыкальный. Но ведь тональностей-городов в каждом ладу-континенте много, а значит и Тоника не одна. И название тональностей дается в честь ее - Тоники, лада. Если королеву зовут до и тональность до мажор. Если королеву зовут ми и живет она в минорном ладу, то как будет называться тональность?
(Музыкальное оформление). Тоника не одна управляет тональностью. Ее окружает пышная свита, и, главное, у Тоники есть два почтенных советника - это третья и пятая ступени. Они верно служат своей королеве, помогая править Тональностью. Звучат советы тоже устойчиво, но все же последнее слово всегда за королевой!
(Музыкальное оформление). Как вы знаете, королевы всегда живут в своих дворцах. У Тоники он тоже есть: красивый, с высокой крышей, ажурными балконами, большими окнами, великолепным парадным входом, со множеством прекрасно убранных комнат и залов, один из которых является тронным. В этом зале собирается совет тональности во главе с Тоникой, и на этих советах Тоника и ее советники могут садиться в разном порядке (музыкальное оформление).
Здесь, на совете, решаются важные дела по всем вопросам тональности. Как у настоящей королевы, у Тоники есть придворные:
дамы, которые всегда находятся рядом с Тоникой. Это вторая и седьмая ступени и титул их - вводные звуки, т. е. они всегда вводят тонику в тронный зал.
|
|
(Музыкальное оформление). Звучат эти ступени неустойчиво, полностью полагаясь на свою госпожу.
Советники тоже имеют своих придворных слуг: советнику третьей ступени служит четвертая ступень, а пятой служит шестая ступень. И четвертая и шестая ступени тоже звучат неустойчиво.
Во дворце у Тоники нередко бывают балы, и начинаются они традиционно: советники, вводные ступени, слуги советников во главе с Тоникой выстраиваются в строгом порядке и входят в огромный, украшенный колоннами, резьбой и картинами, зал. Вот этот строгий праздничный строй жители тональности называют гаммой. (Музыкальное оформление).
И только после шествия начинается веселье. Долго разносятся праздничные звучания разных инструментов, сливающихся в одну прекрасную музыку.
Звучит музыка.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ КВН
Цель: проверить и закрепить знания детей, полученные на уроках музыки; развивать у ребят мыслительную деятельность, смекалку, сообразительность, находчивость и чувство юмора; способствовать укреплению дружбы в классе.
Оборудование: проигрыватель, музыкальные записи, заготовки для определения музыкальных жанров, кроссворды, музыкальные карточки, портреты композиторов, фрагменты опер, заготовка «цветок».
Из класса (или классов) выбираются команды (по 7 человек), каждая команда выбирает капитана, придумывает название и эмблему.
Музыкальный КВН ведут двое ведущих:
- Внимание! Внимание!
- Начинаем состязание!
- Смекалистых и умных, находчивых и смелых!
- Сегодня здесь будет сдаваться экзамен по 3 основным предметам: знанию, сообразительности, быстроте.
- Наши соревнования будут проходить по олимпийской системе. В случае поражения команда придется сохранять олимпийское спокойствие.
- Сегодня будут встречаться команды (представление команд).
- Команды привели своих болельщиков: справа -..., слева -... Правда, болельщики, как вы понимаете, пристрастная часть публики. Они заранее готовы присудить своей команде победу. Поэтому, чтобы справедливость восторжествовала, мы решили создать судейскую коллегию.
Приветствие команд
Каждая команда представляет свое название. У каждого члена команды - эмблема. Затем каждая команда приветствует команду противника. Приветствие оценивается в 5 баллов,
Название команд: Нотка, Скрипичный ключ.
Разминка
Ведущий по очереди задает каждой команде вопросы. За каждый правильный ответ - 1 очко. Необходимо прочитать зашифрованные в ребусах слова.
Помидор время минор домик коляска спасибо фасоль река сирень минута лягушка премия
2. Домашнее задание
Оно готовилось командами заранее (инсценировать песню на заданную тему). Домашнее задание оценивается в 5 баллов. Жюри подводит итоги 3-х первых туров.
3. Конкурс капитанов
На сцене - капитаны команд. Каждому из капитанов дается планшет с одним кроссвордом. Необходимо как можно быстрее впи-
сать в клетки буквы так, чтобы по вертикали можно было прочитать ключевое слово.
Ми ре ля соль
До ми ля
Викторина для болельщиков. В то время, когда капитаны разгадывают кроссворд, ведущие проводят с болельщиками викторину. Болельщики, набравшие большое количество жетонов, приносят своей команде 3 очка.
Конкурс: «Кто больше назовет музыкальных предметов?».
4. Конкурс «Отгадай музыкальную личность». Каждая команда заранее должна загадать музыкального деятеля (певца, композитора, исполнителя и т. д.), которая проживала в определенный период. На сцену выходит один человек от каждой команды. Он должен задать члену другой команды не более 6-ти вопросов. Тот должен отвечать односложно: «да» или «нет».
5. Конкурс «Музыкальная викторина».
Каждой команде поочереди предлагают для прослушивания музыкальную запись с небольшим фрагментом из музыкального произведения (по школьной программе), и за одну минуту команда должна дать ответ. За каждый правильный ответ - 1 балл.
|
|
6. Конкурс «Аленький цветочек».
Этот конкурс состоит из трех составных:
- задание капитанам;
- задания командам;
- задания болельщикам. А задание каждый выбирает сам, для этого необходимо сорвать один лепесток у цветка и прочитать задание. За каждый правильный ответ - 1 балл.
Задания: пословица на музыкальную тему, поговорка, загадка, стихотворение, танец,песня.
7. Конкурс «Кто знает больше песен».
Команды по очереди должны исполнить по одному куплету песни на определенную тематику (о школе, о дружбе, природе, любви и т. д.). За правильный ответ - 1 балл.
8. Заключительная часть.
Ведущий: Итак, наш КВН подошел к концу. Все участники с достоинством выдержали испытания. Все молодцы! Большое спасибо, вам, ребята! У нас сегодня нет победителей и побежденных, потому что выиграли все. Победили смех, юмор, смекалка и находчивость. Мы предоставляем слово для подведения итогов нашему уважаемому жюри.
Команды приглашаются на сцену, жюри окончательно подводит итоги, вручает памятные сувениры.
Звучит музыка.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ И КОНКУРСЫ
Всего две ноты и предлог построить я на даче смог. (До-ми-к).
Вам известно или нет -
есть на свете такой цвет,
если ноту уберете,
в лес сосновый попадете. (Бордо, бор).
- с завязанными глазами нарисовать гитару;
- как хорошо вы знаете песни? На любую предложенную букву алфавита назвать как можно больше песен;
- определить жанр в услышанной музыке (песня, танец, марш);
- какими нотами можно измерить расстояние? (ми-ля-ми);
- чтобы отгадать эти музыкальные загадки, вам необходимо знать всем известную гамму: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до, но вам еще понадобятся знания о животном и растительном мире.
1. Назовите пресмыкающееся, птицу и зерновую культуру, в названиях которых есть нота «ре», (черепаха, тетерев, гречиха).
1. Птицу, в названии которой есть нота «ми»? (фламинго).
3. Растение, в названии которого есть нота «соль» и еще одна нота? (фасоль).
|
|
4. Млекопитающее, масличное растение и рыбу, в названиях которых есть нота «ля»? (косуля, конопля, стерлядь).
5. Птицу, плодовое растение и растение-сорняк, в названии которых есть нота «си»? (синица, персик, василек).
6. Породу домашних собак, птицу и растение, в названиях которых есть нота «до»? (бульдог, удод, подорожник).