Участники усаживаются, оставляя большую часть комнаты свободной. Одного из играющих просят на время удалиться. Пока его нет, «музыкальную палочку» прячут в том или ином доступном месте. Когда игрок возвращается, ему объясняют, что он должен найти спрятанную «палочку». В этом ему помогает мелодия. Когда он приближается к предмету, музыка звучит громко, а когда удаляется - тихо.
ВЕЧЕР ВАЛЬСА
Цели и задачи:
- способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, любви к музыке, правил культуры поведения;
- способствовать у учащихся интереса к жизни и творчеству известных композиторов;
- проводить дальнейшую работу по формированию коллектива.
Звучит музыка.
Ведущий: В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревенском доме умирал больной старик - бывший повар графини Тун. Несколько лет назад повар ослеп от жара печей. Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка 18 лет. Единственным богатством Марии был клавесин. Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую рубашку, старик сказал:
- Я всегда не любил священников и монахов. Я не могу позвать исповедника, между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть.
- Что же делать? - испуганно спросила девушка.
- Выйди на улицу, - сказал старик, - и попроси первого встречного в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет.
- Наша улица так пустынна! Но накинула платок и вышла. Она побежала через сад, с трудом открыла заржавевшую калитку и остановилась. Улица была пуста. Ветер нес по ней листья, а с темного неба падали холодные капли дождя. Мария долго ждала
и прислушивалась. Наконец ей показалось, что вдоль ограды идет и насвистывает человек. Она сделала несколько шагов ему навстречу, столкнулась с ним и вскрикнула. Человек остановился и спросил:
- Кто здесь?
Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу умирающего отца.Они вошли в дом. Незнакомец был молод. Наклонившись над стариком, он произнес:
- Говорите! Может быть властью, данной мне не от бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души.
Умирающий рассказал о том, что всю жизнь он работал, пока не ослеп. Когда заболела чахоткой его жена - ее звали Мартой - и лекарь прописал ей разные лекарства, приказал кормить сливками и винными ягодами, поить сладким вином, он украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. Незнакомец успокоил умирающего.
- Вы невинны перед людьми, - сказал он. - То, что Вы совершили, не есть грех, а, наоборот, может быть зачтено Вам, как подвиг любви.
Незнакомец предложил умирающему сказать его последнюю волю.
- Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии.
- Я сделаю это. А еще чего Вы хотите?
- Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой ее я встретил в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветает весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова. Болезнь что-то совсем сбила меня с толку.
- Хорошо, - сказал незнакомец и встал.
- Хорошо, - повторил он, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет.
- Хорошо! - громко сказал он в третий раз, и внезапно быстрый звонкий звук рассыпался по сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков.
- Слушайте, - сказал незнакомец.
- Слушайте и смотрите.
Он заиграл. Клавесин наполнил своими звуками не только сторожку, но и весь сад вокруг дома.
- Я вижу дом, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась.
Старик прислушался к журчанию музыки.
-Смотрите, - быстро сказал незнакомец, не переставая играть. - Ночь из черной сделалась синей, а потом голубой, и теплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках деревьев распускаются белые цветы.
- Я вижу все это! - крикнул старик.
Мария открыла оконце. Холодный воздух ворвался в комнату. Незнакомец играл очень тихо и медленно. Старик упал на подушку, жадно дыша, шарил по одеялу руками.
Мария бросилась к нему. Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой.
Старик крикнул, задыхаясь:
- Я видел все так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать... Имя! Имя!
- Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт. Мария низко склонилась перед великим музыкантом. Ведущий: Попробуйте представить себе привычный окружающий нас мир, потерявший краски: все стало серым - синее небо и море, зеленые листья и трава, первые цветы. Очень неинтересно было бы жить в таком мире. Ведь неслучайно мы радуемся приходу весны, с нею возвращаются на землю яркие краски, просыпается, оживает природа.
Живые краски жизни передают на своих полотнах художники. Живопись есть «живое полотно» - письмо красками. У каждого искусства есть свои выразительные средства. У художника - это краски, у композитора - музыкальные звуки.
Музыка сопровождает человека всю его жизнь. В ней он находит выражение самых высоких чувств и самых тонких душевных переживаний и в горе. и в радости, в труде и на воздухе - музыка всегда с человеком. С помощью волшебного языка музыки можно в мгновение ока очутиться в изумительно таинственном и чудесном мире красоты и вдохновения.
Ведущий: Вальс! Как велика его слава, как радостно раскрывается навстречу ему человеческое сердце. Юноши и девушки, мужчины и женщины разных стран и эпох щедро дарили и дарят ему свою благосклонность. Они выбрали и отличили его среди множества других танцев и сделали королем танцев.
Звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского.
Ведущий: История вальса восходит к XVIII веку, веку камзолов и пудреных париков. Родиной вальса считается Вена. Именно в ней австрийско-немецкий народный сельский танец лендлер принял ту форму вальса, в какой он затем распространился по всем странам. Лендлер был занесен в Вену простыми деревенскими музыкантами, которые стали исполнять этот танец в кафе, на открытом воздухе городских площадей, перекрестках улиц, в местах народных гуляний.
Вальс - один из очень выразительных и поэтичесих танцев. Он противопоставил чопорности и жеманности аристократических танцев простоту, непринужденность и естественность движений, оживленность и свободу обращения.
В аристократические салоны и бальные залы пришел, как нежданный и непрошенный гость. Именно потому, что вальс в аристократических кругах казался пришельцем из другого мира - «вульгарного», «низкого», - его продвижение встречало препятствия и преграды во всех странах.
В России при Павле I вальс преследовался как танец низкий и оскорбляющий дворянское достоинство, а германские кайзеры допустили его на свои придворные балы только в XX веке.
Ведущий: Шло время и вальс входил в моду. Говорят, что он распространился по Европе подобно эпидемии насморка. К концу XIX века в Германии, Франции, Австрии и других европейских странах вальс уже танцуют повсюду: на городских балах, в садах и ресторанах.
Гаснет свет. Идет показ портретов Шумана, Шопена, Шуберта. В это время звучит голос ведущего.
Ведущий: Вальс, ставший очень популярным в народном быту. занял значительное место в творчестве немецкого композитора Шумана, польского - Шопена и австрийского копозитора Франца Шуберта. Франц Шуберт сочинил свои вальсы непосредственно на
танцевальных вечерах, карнавалах. Его танцы немедленно, тут же входили в жизнь. Шуберт написал более 200 вальсов, лендлеров.
Звучит музыка вальса ля-бемоль Шуберта.
Каждый ресторан австрийской столицы содержал небольшой струнный оркестр. Именно в таком оркестре начал музыкальную карьеру родоначальник венского вальса Иозеф Ланнер и Иоганн
Штраус-отец.
Демонстрируются портреты.
Ведущий: Королем венского вальса стал Иоганн Штраус-сын. Отец решил посвятить его жизнь коммерции, а жизнь второго, Иозефа - военной службе. Но у молодых людей была огромная страсть к музыке. Однажды отец услышал звуки скрипки, доносившиеся из детской. Подойдя к двери, он был поражен: Иоганн, в праздничном костюме, стоя перед зеркалом, играл один из вальсов отца, в точности подражая его манере вести себя на эстраде, дирижировать, раскланиваться. Оказались, что сын давно уже берет уроки игры на
скрипке.
Штраус-сын объявил о своих самостоятельных концертах, когда отцу только исполнилось 40 лет и он находился на вершине славы. Иоганн Штраус-сын покорил Вену с первого же концерта. По требованию публики его вальс был повторен 4 раза. Трижды сыграли за ним польку, тоже собственного сочинения. Заключительный «Аллегорический вальс» повторили 19 раз! Дебют оказался триумфальным. Публика неистовствовала. Даже в творческой биографии отца никогда не было такого успеха.
Успех Штрауса, вспыхнув, подобно фейерверку, заблистал на
долгие годы.
Звучит вальс «Весенние голоса».
Ведущий: Теперь уже не маленький ресторанчик, а огромный зал становится ареной для оркестра Штрауса. Его ансамбль был нарасхват. По традиции каждое выступление оркестра Штрауса должно было отличаться исполнением нового произведения композитора. Молодой музыкант не ощущал недостатка ни в таланте, ни в трудолюбии. По свидетельству современников, нотной записью покрывались скатерти, манжеты и даже ночные сорочки, если он не находил под рукой нотной бумаги.
Ведущий: Однажды на рассвете, после утомительного ночного концерта к Иоганну подошел один из организаторов назначенного на тот же день бала с просьбой передать ему законченный вальс. Штраус забыл об этом заказе, но другого выхода не было, как сочинить вальс здесь же, и он написал его на смятом листочке ресторанного меню.
Вскоре в жизни И. Штрауса началась полоса заграничных концертов, которые закрепили ему мировую славу и способствовали повсеместному распостранению венского вальса. Штраус был глубоко тронут горячим приемом, оказанным ему в русской столице. Он написал много произведений на тему, связанных с его пребыванием в России: «Прощание с Петербургом», вальс-фантазия «Русская деревня», полька «Нева» и другие.
Ведущий: Наступает рассвет гения. Он пишет ряд вальсов, каждый из которых сам по себе мог бы сделать бессмертным его имя:
«Сказки Венского леса», «Голубой Дунай», «Жизнь артиста» и др. Трудно сказать, какой из них лучше. Прошло ни одно поколение, но и сейчас все эти мелодии вызывают у нас совершенно точные художественные представления.
На фоне вальса «Голубой Дунай».
Ведущий: Голубой Дунай. Фантазию Штрауса воспламенили его частые прогулки по берегам величественного Дуная. Действительно, мелодия, вылившаяся из-под его пера, своими движениями вначале плавными и спокойными, а затем взволнованными и бурными напоминает течение голубого Дуная, всплески его волн. Музыка словно рисует картину утреннего пробуждения прибрежной природы над лучами восходящего солнца.
«Голубому Дунаю» была оказана достойная встреча в Париже на международной выставке в 1837 году. Он пленил сердца парижан. При первом же исполнении аккорды, завершающие 1-ю часть вальса, утонули в буре восторженных аплодисментов.
Издатель Штрауса не успевал удовлетворять нахлынувшую лавину заказов. При обычном тираже в 5-10 тысяч экземпляров, тираж «Голубого Дуная» в короткий срок достиг фантастической цифры -1 миллион экземпляров. Другим же шедевром этого периода стали «Сказки Венского леса». С первых же аккордов перед взорами слушателей предстают венский лес, зеленые поляны, где под тенью ве-
ковых дубов весело танцуют пары, звучит радостный смех. Пронизанная солнечным теплом и светом, яркая и сочная музыка вальса
звучит как гимн юности и любви.
«Сказкам Венского леса» более ста лет, но и сегодня они сохраняют свою неповторимую прелесть и кажутся такими же прекрасными, как и при их создании.
(Звучит вальс).
Ведущий: Люди с любовью произносят имя Иоганна Штрауса. Его произведения часто исполняются в различных концертных залах. Вальсы Штрауса - это музыка, любимая миллионами, музыка, живущая до сих пор среди нас, музыка, заставляющая «сверкать
наши глаза и души» (Дунаевский).
Ведущий: А вальсы в балетах П. И. Чайковского! Они словно прекрасные фантастические цветы, созданные волшебством гения. В них - яркие поэтические цветы, открывающие мир сказочных образов.
Вальс из «Лебединого озера».
Ведущий: Знаком ли вам медленный вальс-бостон? В его музыке паузы похожи на вздохи. Родина этого вальса - США. Он и называется так по имени американского города Бостона. Его начали танцевать в конце прошлого века. Танцуют и в наши дни.
Ведущий: Ритмы вальса живут и в вокальной музыке. Вальс поет юная Джульета в опере Гуно «Ромео и Джульета», вальсы для голоса звучат в опереттах Штрауса и Кальмана.
Вальс вошел в музыку как часть симфоний, сюит, как самостоятельное оркестровое или инструментальное произведение.
Начинает звучать вальс Глинки.
Ведущий: Вальс нечто большее, чем танец или музыкальная форма. Это настроение, порыв, особое ощущение импульса жизни. Выступление танцевальных пар.