1. Разберите по составу слово «благородный».
2. Назовите однокоренные слова к слову «вода».
3. Какого рода слова: «рояль», «пианино», «кофе», «вермишель»?
4. Назовите слова с корнем -раст-, -рос-. Объясните правописание.
5. Определите способ образования слов: «привокзальный», «розоватый». «путешествие».
6. Образуйте страдательные причастия в полной и краткой форме от глаголов «приколоть», «поместить», «создать», «не закончить».
7. Придумайте предложение с причастным оборотом, объясните знаки препинания.
8. Объясните правописание слов: «загоревший», «загар».
9. Придумайте три слова с приставкой при-, обозначающие неполное действие.
10. Охарактеризуйте причастия: «занавешенный», «вылитый», «ненавидевший», «лечащий».
позна ВА ТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Каково происхождение слова «счастье»?
2. Из какого языка заимствовано слово «брошюра»?
3. Каково происхождение слово «терраса»?
4. Что означает слово «печаль»?
5. Какова родословная слова «фотография»?
6. Каково происхождение слова «орфограмма»?
7. Какова история слова «телеграмма»?
8. Откуда к нам пришло слово аквариум? Что оно значит?
9. Каково значение слова «диалог»?
10. Каково происхождение слова «пельмени»?
вопросы НА СМЕКАЛКУ
1. Назовите два слова, начинающиеся с четырех согласных? (Встреча, взгляд).
2. Всегда ли сырое бывает мокрым, а мокрое сырым? (Слово «сырой» имеет еще и другие значения: «невареный», «нежареный», «недоработанный»).
3. Может ли коромысло летать? (Коромысло - название рычагов некоторых механизмов).
4. Как большой дом превратить в маленький? (Прибавить к слову уменьшительно-ласкательный суффикс -ик).
5. В каком глаголе нет корня? (вынуть).
загадки ПО ФРАЗЕОЛОГИИ
Назовите фразеологизм по его толкованию:
- Умеет хорошо говорить (язык хорошо подвешен).
- Лишен свободы действий, поступков (связан по рукам и ногам).
- Объединены чем-либо общим, неразрывным (одной веревочкой связаны).
- Суждено, предопределено (народу написано).
- По внешнему виду сразу не разберешь, кто это (на лбу не написано).
- Человек, утративший от усталости физические силы или творческие способности (как выжатый лимон).
- Крайне важный, совсем необычный, особенный (Из ряда вон выходящий).
ТВОРЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1. Каждое слово замените антонимом (контекстуальным) и получите известную фразу.
- Во дворе мух ловили. (По улицам слона водили.)
- Смолчал, но со светлой поляны волка не поволок. (Сказал -и в темный лес ягненка поволок.)
- Искусство проигрывать. (Наука побеждать.)
- С грохочущего мелководья ангелы убегаю!. (В тихом омуте черти водятся.)
2. К каждому фразеологизму подберите синонимичный фразеологизм.
- Кот наплакал. (С гулькин нос, капля в море, всего ничего, раз-два и обчелся, по пальцам перечесть.)
- Во всю прыть. (Со всех ног, во весь дух. сломя голову, собак нерезаных, девать некуда, конца-краю нет.)
- В тот же миг. (Сию минуту, с места в карьер, по горячим следам, по-щучьему велению.)
3. Что означает?
- Дырявая память.
- Перемывать косточки.
- Как рыба в воде.
- Из рук валится.
4. Участвуют две команды по 8 человек. На столе напротив каждой команды в беспорядке разбросаны таблицы с буквами. Играющие по очереди подходят к столу, быстро выбирают нужную букву, бегут и прикрепляют ее к доске. Выигрывает команда, которая быстрее составит заданную фразу и хором произнесет ее.
5. Сказать комплимент присутствующим девочкам.
БРЕЙН-РИНГ
Правила игры: в каждом туре игра идет до трех очков. На размышления над вопросом дается одна минута. Если команды не отвечают ни на один из предложенных вопросов, они обе выбывают из игры. Победительницей будет названа команда, победившая в последнем туре. Порядок вступления в игру определит жеребьевка. В перерывах между турами - игровые паузы.
вопросы для игры
1. О каких словах идет речь?
Я - травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
но переставьте ударение -
И превращаюсь я в конфету. (Ирис).
2. Когда мы употребляем выражение чучело гороховое и почему? Что оно означает? (О человеке, несуразно и безвкусно одетом, вызывающем своей одеждой насмешки. В древности так называли пугала, устанавливаемые на гороховых полях для отпугивания птиц.)
3. Какую строку не может прочитать ни один ученый? (Строчку, прошитую на машинке.)
4. У каких башмаков не бывает каблуков? (У башмаков - приспособлений для торможения вагонов.)
5. Может ли в слове быть сто одинаковых букв? (Стол, стог, стоп и т. д.)
6. Какое наречие пишется с двумя дефисами и двумя мягкими знаками? (Точь-в-точь).
7. Как с помощью наречий перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
8. Как образовалось наречие сегодня? (Из местоимения сего «этого» и существительного дня.)
9. Почему для названия совокупности букв в нашем языке существует два слова: азбука и алфавит? Откуда произошли эги слова? (Из названия первых букв: в русском языке «аз» и «буки», в греческом - «альфа» и «вита»).
10. Что вы делаете, когда доедете на автобусе: выходите, сходите или встаете? (Выходим).
11. Какой корень в слове вынуть? (Нет корня).
12. Когда употребляется выражение крокодиловы слезы? Что оно означает?
13. Почему употребляют выражение: кричит во всю ивановскую?