В каждом предложении слова располагаются в определенном порядке. Если этот порядок изменится, предложение может потерять смысл. Представьте, что в некоторых предложениях слова поиграли в чехарду и перепутались. Помогите предложениям вернуть первоначальный вид, а для этого расставьте слова в нужном порядке. Вот эти предложения:
- чемодан, с, мальчик, во, нашел, конфеты, маленький, двор, и, гулял;
- дедушка, молоток, цветной, старый, помощь, телевизор, с, ремонтировал, и, отвертка,
- дочь, день, сварила, из, целый, мама, чернослив, рожденье, кастрюля, на, компот,
- кошки, сидела, фильм, на, мягкий, и, бабушка, про, смотрела, диван,сиамский;
- сон, слон, девочка, с, хобот, присниться, про, зеленый, розовый, большой.
МЕТАГРАММА
Метаграмма - это такая загадка-стихотворение, в которой загадываются слова, сходные по звучанию, но отличающиеся одной буквой.
Например:
С буквой «С» живу в пруду, Все рыболовы меня знают. С буквой «Ф» за красоту Меня жар-птицей называют.
Ответом в этой загадке являются слова «сазан» и «фазан». Попробуйте сочинить такое же стихотворение - метаграмму, в которой были бы загаданы слова:
- халат - салат;
- баран - банан;
- лапта - лапша;
- печать - печаль.
СИНОНИМ К ГЛАГОЛУ
Попробуйте найти не менее 10 синонимов к глаголу: «есть» (кушать), «упасть», «говорить», «отдохнуть», «идти».
АНАГРАММА.
Анаграмма - это такая загадка (обычно в стихах), в которой загадываются два слова, состоящие из одних и тех же букв, но отличающиеся порядком этих букв. Например...
Я застываю на сосне,
Бываю и на ели.
Смените буквы так во мне,
Чтоб вы меня с картошкой ели.
Ответ в этой загадке - «смола» - «масло». Попробуйте сочинить стих-анаграмму и загадайте в нем слова:
- каприз - приказ,
- терка - актер,
- карп - парк,
- кулак - кукла.
КВН ЮНЫХ ФИЛОЛОГОВ
1. Приветствие команд.
2. Разминка.
Найти устойчивые сочетания слов (фразеологические обороты):
Оказался молодцом, смог осилить ношу -не ударил в грязь лицом и не сел в калошу;
За домом едва пожелтела трава, два брата рубили дрова. Один это делал спустя рукава, другой - засучив рукава.
Дать толкование найденных фразеологизмов.
3. Поставить правильно ударение в первых словах следующих словосочетаний: развитый ребенок, развитой язык, развитое общество.
4. Решение кроссворда по русскому языку.
5. Литературный конкурс: «Узнай литературного героя по описанию».
6. Конкурс болельщиков (поэтический). Необходимо закончить строфу, назвав стих и его автора. Например: «Я помню чудное мгновенье».
7. Конкурс «Зашифрованные фамилии».
Каждая команда должна зашифровать для другой команды по нескольку фамилий известных людей с помощью только гласных или только согласных.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДСКАЗКИ УЧИТЕЛЮ
ПОСЛОВИЦЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Грамоте учиться всегда пригодится. Азбука - мудрости ступенька. Сперва аз да буки, потом и науки.
ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ
1. Кто любил Красную Шапочку больше? (Мама, бабушка). В слове-отгадке 3 слога.
2. Кто впадает в спячку зимой? (Белка, барсук). В слове-отгадке ударный слог - второй.
3. Илья Муромец или Алеша Попович? В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных.
4. Мама, папа или бабушка?
Кто из них споткнулся о невидимого старика Хоттабыча и шлепнулся на пол? В слове-отгадке есть и звонкие, и глухие согласные звуки.
ЗАГАДКИ УДАРЕНИЯ
1.Найди лишнее слово среди имен героев сказки А. Толстого о приключениях Буратино.
- Мальвина, Алиса, Щушара, Тортила.
- Арлекин, Карабас, Дуремар, Джузеппе.
Выбери из двух данных ответов правильный: кваканье лягушки, лай собаки, мяуканье кошки.
1. Это звуки.
2. Это звуки речи. Из них получаются слова. Восстановите пословицы, вставляя прилагательные:
1. За (какой?) головой, как за каменной стеной.
2. (Какое?) слово, что весенний день.
3. (Какую?) дружбу и топором не разрубишь. 5. (Какой?) зверь далеко бежит.