Общая постановка задачи выглядит следующим образом:
Цель задачи:
,
т.е. необходимо найти такую схему доставки грузов, которая обеспечит минимальные транспортные издержки,
где i – индекс пунктов отправления груза
j – индекс пунктов назначения груза
Хij – количество груза, перевозимого от пункта отправления до пункта назначения, т.
При решении задачи должны соблюдаться следующие условия допустимости (ограничения):
1) , j = 1, 2, 3.
т.е. из всех пунктов отправления в каждый пункт назначения должно быть завезено столько груза, сколько предусмотрено планом.
V1 = 20 V2 = 20 V3 = 5
2) , i = 1, 2, 3.
т.е. во все пункты назначения из каждого пункта отправления необходимо вывезти весь запланированный к перевозке груз.
Q1 = 10 Q2 = 20 Q3 = 15
3) Хij ≥ 0, i = 1, 2, 3; j = 1, 2, 3.
т.е. объем перевозок между любыми пунктами не должен быть величиной отрицательной.
Кроме того, необходимо, чтобы количество заполненных клеток равнялось m + n – 1 = 5, т.е. 3 + 3 – 1 = 5.
Если у нас количество заполненных клеток окажется меньше, чем m + n – 1 < 5, тогда количество недостающих заполненных клеток необходимо заполнить так называемым значащим «0».
|
|
Если же количество клеток окажется больше, чем m + n – 1 > 5, тогда в каких-то пунктах будут получаться двойное значения оценочных чисел и задачу решить не возможно, необходимо перераспределить план таким образом, чтобы количество заполненных клеток равнялось m + n – 1 = 5.
Условия оптимальности:
Схема доставки груза будет оптимальной, если оценочные числа пунктов отправления (а1, а2, а3) и оценочные числа пунктов назначения груза (в1, в2, в3) будут удовлетворять следующим условиям:
1) вj – аi = dij для Xij > 0,
т.е. для пунктов, между которыми осуществляются перевозки;
2) вj – аi ≤ dij для Xij = 0,
т.е. для пунктов, между которыми перевозок нет.
С помощью первого уравнения условий оптимальности определяются оценочные числа, а с помощью второго – проверяется оптимальность плана доставки грузов.
Исходные данные:
1. 3 пункта отправления груза i = 1, 2, 3
2. 3 пункта назначения груза j = 1, 2, 3
3. Количество груза в пунктах отправления (Qi), тыс. т.
Q1 = 10 Q2 = 20 Q3 = 15
4. Количество груза в пунктах назначения (Vj), тыс. т.
V1 = 20 V2 = 20 V3 = 5
5. Стоимость доставки 1 т груза (руб/т) dij
Алгоритм решения задачи
1. Заполняется матрица (таблица 10) с исходными данными.
Таблица 10
Матрица решения задачи.
Пункты отправления | Пункты назначения | аi | Qi | ||
j = 1 | j = 2 | j = 3 | |||
i = 1 | 10 377 | ||||
i = 2 | |||||
i = 3 | |||||
вj | |||||
Vj |
Количество заполненных клеток соответствует допустимым условиям и равно m + n – 1 = 5
|
|
2. Пользуясь первым условием оптимальности плана вj – аi = dij, через заполненные клетки определяем оценочные числа аi и вj. Следует учесть, что устанавливать оценочные числа можно только через заполненные клетки, где Хij > 0.
При этом произвольно принимаем значение a1 = 1000, тогда
1) b1 – а1 = 377 => b1=1377
2) b1 – а3= 394 => а3= 1377-394=983
3) b3 – а3 = 392=> b3=392+983=1375
4) b3 – а2= 463 => а2 = 1375-463=912
5) b2 – а2 = 1388 => b2=1388+912=2300
Таким образом найденные оценочные числа равны:
b1=1377 b2=2300 b3=1375
а1 = 1000 а2 = 912 а3 = 983
1. Проверим оптимальность первоначального плана по второму условию оптимальности:
вj – аi ≤ dij для Xij = 0 (для пустых клеток).
b1 – а2 = 1377-912= 465 < 601 нарушений нет
b2 – а1 = 2300-1000=1300 < 1343 нарушений нет
b2 – а3 = 2300-983=1317 < 1320 нарушений нет
b3 – а2 = 1375-912=463 =463 нарушений нет
Данный план является оптимальным.
Вывод:
Для найденной конечной схемы грузопотоков подсчитываем сумму транспортных издержек:
Do= 10*377+0*407+20*1388+10*394+5*392 =37430 тыс.руб.
В соответствии с оптимальной схемой грузопотоков следует, что:
1. из Вольска в Астрахань должно быть доставлено 10 тыс. тонн груза во внутреннем водном сообщении;
2. из Березников в Курск должно быть доставлено 20 тыс. т. груза по прямому смешанному железнодорожно-водному сообщению;
3. из Сызрани в Астрахань должно быть доставлено 10 тыс. т. груза во внутреннем водном сообщении;
4. из Сызрани в Рыбинск должно быть доставлено 5 тыс. т. груза по прямому внутреннему водному сообщению.
Заключение
В ходе выполнения курсового проекта были закреплены и углубленны знания о роли транспортных тарифов, принципах построения и методике проектирования тарифов речного транспорта, по расчетам провозных платежей и дополнительных сборов на различных видах транспорта и применению математических методов для обоснования оптимальных маршрутов доставки грузов.
Я изучила роль тарифов и сборов за перегрузочные работы и перевозку грузов в системе ценообразования страны, принципы их построения, классификацию тарифов и методику расчета, соответствующих математических методов, используемых в решении задач оптимизации грузопотоков.
При выполнении курсового проекта я приобрела навыки самостоятельной работы с нормированными документами, правилами, руководствами, прейскурантами, типовыми методиками и другой справочной литературой.
В курсовой работе между пунктами отправления и назначения использовались разные маршруты перевозок. Самыми рациональными в экономическом соображении являются водные пути сообщения. Проектные тарифы на перевозку грузов и по движенческим, и по стояночным операциям отличаются от дейсвительных. Определена оптимальная схема доставки грузов, которая обеспечивает минимальные транспортные издержки.
Список используемой литературы:
1. Мацвейко А.Н., Рукавишникова Н.П. Система тарифов на доставку грузов смежными видами транспорта. Часть 1 (Морской транспорт). Текст лекций/ СПГУВК. СПб., 1998. 64 с.
2. Бачурин В.А. Управление грузовыми перевозками на водном транспорте. / Учебное пособие. - СПб.: СПбГУВК, 1997-268с.
3. Прейскурант №10-01. Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки. М.: Прейскурантиздат, 1989. Ч.1.-299с., ч.2.-319с.
4. Прейскурант №14-01. Тарифы на перевозку грузов и буксировку плотов речным транспортом. М.: Прейскурантиздат, 1989.-477с.
5. Тарифное руководство №4-Р. Расстояние между тарифными пунктами речных пароходств Центрального бассейна. Л.: Транспорт, 1987.-200с.
Тарифное руководство №4. Алфавитный список и расстояния между железнодорожными станциями. М.: Транспорт, 1965.Кн.: 1-3.-560с.