Следствием августовских событий 1991 г. стало перемещение государственно-политической власти, сосредоточенной прежде в союзном Центре, в республики, и в первую очередь, в Россию. Российский президент, правительство, Верховный Совет в течение нескольких дней обрели власть, которой они тщетно добивались у Центра почти полтора года. Причем это произошло достаточно неожиданно. По свидетельству одного из лидеров «Демократической России» Г. Попова, так скоро «никто не рассчитывал оказаться у власти». Проблема воплощения в жизнь радикальных реформ, вынашивавшихся и оттачивавшихся с 1989 г., стала реальностью.
Однако при наличии у демократов общей идеологии реформ у них не было сколько-нибудь проработанной и обоснованной программы конкретных экономических и политических преобразований. Тем не менее к концу 1991 г. даже умеренные демократы решительно отвергали идею государственного экономического регулирования, а «регулируемый рынок» считали такой же нелепостью, как «жареный лед». Творцы магистральной линии новой идеологии во главе с Е. Гайдаром исходили не из того, что возможно было построить в России на основе и с учетом наличествующего социально-экономического, политического и социокультурного материала, а из того, как должно быть обустроено российское общество в соответствии с определенными идеалами.
|
|
По достижении власти ядро «Демократической России» стали раздирать противоречия. Декларированные политические доктрины, такие как разделение властей, правовое государство, верховенство конституции не выдерживали испытания на прочность. Возникли серьезные разногласия между законодательными и исполнительными органами власти, оказавшейся в руках победителей. Мэры Москвы и Санкт-Петербурга (Г. Попов и А. Собчак) вошли в конфликт с городскими Советами по вопросам верховенства в проведении реформ. Отдельные демократы, такие как сопредседатель движения «Демократическая Россия» Л. Пономарев, еще недавно требовавший твердо следовать всем принципам правового государства и бичующий большевизм за нарушение законности, предложил правительству чисто большевистский метод в проведении реформ: «В революционном темпе раздать землю, провести приватизацию в промышленности, торговле... Действовать так, как действовал Ельцин в дни переворота. Да, ряд его указов, принятых в критической обстановке, носит антиконституционный характер. Но я назвал бы их гениальными. Они абсолютно отвечали политическим потребностям. То есть нам надо быть прагматиками».
Вследствие идейного конфликта в руководстве «Демократической России» в сентябре-октябре 1991 г. между ортодоксами, следовавшими политическим обещаниям, и прагматиками, уповавшими на политическую целесообразность, из движения вышли «крайние радикалы», христианская партия и др. Политическая опора российского правительства резко сузилась.
|
|
Усугубляло положение еще и то, что в первые месяцы после путча новая власть была занята разрушением КПСС и ее структур, созданием института «наместников» на местах, борьбой с союзным правительством за перераспределение прерогатив. Экономическая же программа была обнародована Ельциным только в октябре на пятом съезде Советов народных депутатов России. В отличие от программы «500 дней», сроки ее реализации не обозначались, но было ясно, что основные меры должны быть осуществлены в 1992 г.