Объяснительная записка

Учебная программа по курсу «Фольклор» предназначена для студентов 1 курса филологического факультета.

Программа по курсу «Фольклор» включает в себя:

а) подробную программу учебного курса;

б) темы практических занятий с указанием вопросов и литературы, по которой необходимо готовиться к занятиям;

в) комментарии и рекомендации к каждому практическому заданию, которые включают в себя ход и методику самостоятельной поэтапной подготовки студента к практическим занятиям;

г) библиографию по фольклору, включающую в себя список учебников, учебных пособий и хрестоматий, монографий, статей и других материалов, связанных с историей и теорией фольклора; библиография составлена в фондах самарской областной библиотеки и предназначена для того, чтобы помочь студентам самостоятельно подготовиться к ряду теоретических разделов курса, получить дополнительный материал по уже знакомым, изученным темам, иметь возможность сделать доклад на заседании студенческого научного кружка или на учебной конференции;

д) задания для учебного и творческого рейтинга студентов в освоении дисциплины «Устное народное творчество»: примеры словарных диктантов и тестовых заданий для подведения результатов промежуточного контроля, контрольные вопросы для отработок пропущенных занятий, темы рефератов и творческих заданий для учебной конференции по дисциплине;

е) контрольные вопросы для самостоятельной проверки знаний студентами и для вопросно-билетной формы сдачи экзамена.

Учебная программа должна помочь студентам в изучении такого сложного курса, как устное народное творчество, который требует не только глубокого освоения истории и теории фольклора, но и неизбежные экскурсы в историю, культурологию, этнографию, антропологию, историю науки и многие другие дисциплины. Программа призвана способствовать адаптации студентов 1 курса к новому типу вузовскому обучения, связанному с увеличением (по сравнению со школой) удельного веса самостоятельной работы студентов, с большей индивидуальной ответственностью обучающегося в овладении знаниями по предмету.

Примечание 1. Обширный материал, предусмотренный программой курса, невозможно включить в лекции: не только из-за дефицита часов, но и потому, что целый ряд тем студенты 1 курса могут и должны освоить самостоятельно (какие это темы - определяет преподаватель, исходя из количества часов, отпущенных на курс, из собственных учебных, методических и научных интересов). Поэтому для самостоятельного изучения той или иной темы дан не только план освоения темы непосредственно в программе курса, но достаточно подробный библиографический список с тематической разбивкой для удобства использования.

В процессе теоретического (на лекциях) и практического на (практических занятиях и коллоквиумах) изучения фольклора студентам предлагается составлять словарь терминов и понятий, который может быть представлен и защищен перед студенческой аудиторией как самостоятельная творческая работа. Кроме того, студент может выбрать для себя тему для самостоятельной учебно-исследовательской работы, подготовить реферат, презентацию, творческое сообщение, реферирование монографии, который также может быть представлен и защищен перед студенческой аудиторией на учебной конференции.

Примечание 2. Поскольку курс «Фольклор» - это один из первых опытов систематического изучения истории художественного процесса, а также истории науки, то обязательным для освоения курса является составление и представление на проверку преподавателю конспекты по научной литературе, которая предусмотрена для обязательного изучения в практическом разделе курса. Столь же целесообразно вести и читательский дневник (или картотеку) по прочитанным художественным произведениям, который так же, как и конспекты будет проверяться на индивидуальных консультациях.

Примечание 3. Поскольку курс «Фольклор» является не только теоретическим курсом, но и историко-литературным, то важнейшим условием освоения учебного курса является чтение фольклорных текстов. Во-первых, категорически запрещается читать фольклорные произведения по детским изданиям, потому что адаптированный для детей текст зачастую искажает сюжет, а, соответственно, и подлинный смысл произведения. Во-вторых, при работе с читательским дневником или картотекой нужно обязательно фиксировать источник, по которому студент знакомится с произведением (название; составитель, редактор и комментатор фольклорных текстов; место издания, издательство, год издания; факультативно - сказитель, от которого записан текст). В-третьих, список прочитанных фольклорных текстов должен быть представлен на собеседовании по текстам или непосредственно на экзамене. Минимальный объем списка, представляемого на собеседовании:

а) былины – не менее 20 сюжетов (а не вариантов),

б) исторические песни – не менее 20 сюжетов,

в) баллады – не менее 20 сюжетов,

г) несказочная проза (былички, легенды, исторические предания) – не менее 20 сюжетов,

д) народные драмы «Царь Максимилиан», «Лодка», «Царь Ирод» - обязательно,

е) остальные жанры фольклора в чтении не ограничены, студенты должны свободно ориентироваться в сюжетах, мотивах и тематике того или иного жанра, должны уметь привести пример того или иного произведения фольклора при ответе на практическом занятии или на экзамене.

Знание текстов фольклорных произведений является обязательным условием успешной сдачи экзамена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: