Работа по развитию слухового восприятия у детей проводится в соответствии с этапами становления функций слухового анализатора в онтогенезе. Сначала у ребенка развивают ориентировку на слуховые раздражители, затем проводят работу по различению звуковых характеристик предметов или явлений.
Материал по развитию слухового восприятия и внимания представлен в программе по следующему алгоритму:
А: развитие слухового внимания, подражания, формирование целостного образа предметов;
Б: восприятие звуковых характеристик предметов и явлений (тихо — громко, близко — далеко, быстро — медленно, долго — кратко);
В: опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам;
Г: дифференциация предметов и явлений по звуковым характеристикам;
Д: восприятие пространственного местоположения звучащего предмета и ориентировка в пространстве знакомого помещения;
Е: формирование представлений о воспринятом.
Показатели развития к концу первого года обучения
Дети должны научиться:
|
|
v воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»;
v различать свойства и качества предметов: мокрый — сухой, большой - маленький, сладкий — горький, горячий — холодный;
v воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой — маленький, горячий — холодный, кубик- шарик);
v сличать два основных цвета (красный, желтый): «Покажи, где такой кубик»;
v дифференцированно реагировать на звучание определенных музыкальных инструментов (выбор из трех);
v складывать разрезную картинку из двух частей;
v учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится; кубик стоит, не катится; большой домик для большой матрешки, маленький - для маленькой);
v дифференцировать звукоподражания («Кто тебя позвал?»: выбор из двух-трех предметов или картинок).
Сенсорное воспитание.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задачи обучения и воспитания
v Учить детей дифференцировать внешние, чувственно воспринимаемые свойства, качества и отношения предметов.
v Учить детей выделять основной признак в предметах, отвлекаясь от второстепенных признаков.
v Формировать у детей образы восприятия, учить запоминать и называть предметы и их свойства.
v Продолжать формировать поисковые способы ориентировки - пробы, примеривание при решении практических или игровых задач.
v Формировать у детей целостные образы предметов, образы-представления о знакомых предметах, их свойствах и качествах.
v Создавать условия для практического использования знакомых свойств и качеств предметов в разнообразных видах детской деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой).
v Учить воспринимать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с сюжетными игрушками, строительных играх, продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование, аппликация).