Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Сибирский государственный университет путей сообщения
Кафедра «Общая информатика»
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Лабораторная работа
По дисциплине «Информатика»
Пояснительная записка
РуководительРазработал
Доцент студент гр.______
_____________Функ А. В. _______________Крашенинин В. Д.
(подпись) (подпись)
______________ _____________
(дата проверки) (дата сдачи на проверку)
Краткая рецензия
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________
(запись о допуске к защите) _______________________________ __________________________
(оценка по результатам защиты) (подписи преподавателей)
|
|
Год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Оглавление
ТЕКСТ В ДВЕ КОЛОНКИ.. 3
Перспективы развития информационных технологий. 3
ТЕКСТ В ТРИ КОЛОНКИ.. 8
Перспективы развития информационных технологий. 8
Таблица 38. 13
РИСУНКИ.. 14
Рисунок 8. 14
Рисунок 36. 14
ФОРМУЛЫ... 15
Формула 36. 15
Формула 37. 15
Формула 38. 15
Формула 39. 15
Формула 40. 15
ТЕКСТ В ДВЕ КОЛОНКИ
Перспективы развития информационных технологий
С начала 90-х годов прошлого столетия начинают развиваться новые информационные технологии, основанные на работах в области искусственного интеллекта. Это означает, что пользователь, применяя компьютерные технологии, сможет не только получать сведения на основе обработки данных, но и использовать по интересующей его проблеме накопленный опыт и знания профессионалов.
Интеллектуальные системы и технологии применяются для тиражирования профессионального опыта и решения сложных научных, производственных и экономических задач, например, анализ инвестиций, планирование рекламной кампании, прогнозирование рынка. Для обработки и моделирования знаний применяются специальные модели и создаются базы знаний.
Под искусственным интеллектом понимают совокупность аппаратно-программных средств, позволяющих пользователю-непрограммисту ставить и решать свои задачи, традиционно считающиеся интеллектуальными, общаясь с ЭВМ на ограниченном подмножестве естественного языка.
Исследования в области искусственного интеллекта сконцентрированы на разработке и внедрении компьютерных программ, способных имитировать или воспроизводить те области деятельности человека, которые требуют мышления, определенного мастерства и накопленного опыта.
|
|
Искусственный интеллект развивается по следующим направлениям:
Представление знаний и разработка систем, основанных на знаниях. Это основное направление искусственного интеллекта. Оно связано с разработкой моделей представления знаний, созданием баз знаний, образующих ядро экспертных систем. В последнее время включает в себя модели и методы извлечения и структурирования знаний.
2.Игры и творчество. Традиционно искусственный интеллект включает в себя игровые интеллектуальные задачи - шахматы, шашки. В основе лежит один из ранних подходов - лабиринтная модель плюс эвристики. Сейчас это скорее коммерческое направление, так как в научном плане эти идеи считаются тупиковыми.
Разработка естественно-языковых интерфейсов и машинный перевод. В 50-х гг. одной из популярных тем исследований искусственного интеллекта являлась область машинного перевода. Первая программа в этой области - переводчик с английского языка на русский. Первая идея - пословный перевод, оказалась неплодотворной. В настоящее время используется более сложная модель, включающая анализ и синтез естественно-языковых сообщений.
Распознавание образов. Традиционное направление искусственного интеллекта, берущее начало у самых его истоков. Каждому объекту ставится в соответствие матрица признаков, по которой происходит его распознавание. Это направление близко к машинному обучению, тесно связано с нейрокибернетикой.
Новые архитектуры компьютеров. Это направление занимается разработкой новых аппаратных решений и архитектур, направленных на обработку символьных и логических данных. Создаются Пролог - и Лисп-машины, компьютеры V и VI поколений. Последние разработки посвящены компьютерам баз данных и параллельным компьютерам.
Интеллектуальные роботы. Роботы - это электромеханические устройства, предназначенные для автоматизации человеческого труда. Конечная цель развития робототехники - это создание самоорганизующихся, или интеллектуальных роботов. Основная проблема при создании интеллектуальных роботов - проблема машинного зрения.
7.Специальное программное обеспечение. В рамках этого направления разрабатываются специальные языки для решения задач невычислительного плана. Эти языки ориентированы на символьную обработку информации - LISP, PROLOG, РЕФАЛ и др. Создаются пакеты прикладных программ, ориентированные на промышленную разработку интеллектуальных систем, или программные инструментарии искусственного интеллекта, например, KEE, ARTS. Достаточно популярно создание пустых экспертных систем, или "оболочек", - EXSYS, MI и др., в которых можно наполнять базы знаний, создавая различные системы.
Обучение и самообучение. Активно развивающаяся область искусственного интеллекта. Включает модели, методы и алгоритмы, ориентированные на автоматическое накопление знаний на основе анализа и обобщения данных. Включает обучение на примерах, а также традиционные подходы распознавания образов.
Интеллектуальные автоматизированные информационные системы особенно эффективны в применении к трудно формализуемым задачам. Трудно формализуемые задачи - это задачи, в которых трудно выделить все ее элементы и установить между ними связи. Для решения этих задач применяются эвристические процедуры, позволяющие в большинстве случаев получить решение.
Разработка экспертных систем - одно из направлений искусственного интеллекта. Наибольшие практические результаты достигнуты в создании экспертных систем, которые получили широкое распространение и используются при решении практических задач.
|
|
Выделим условия, при выполнении которых компьютерную программу можно назвать экспертом:
Эта программа должна обладать знаниями.