Важнейшая функция психики – регуляция, управление поведением и деятельностью живого существа. Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность – сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с миром. Исторический прогресс обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы. Источником активности человека являются потребности (табл.5).
Таблица 5. Потребности
Потребности | |||
по происхождению | по предмету | ||
естественные | культурные | материальные | духовные |
Всеобщая структура деятельности: потребность → цель → мотив → предмет → действия и операции → контроль → оценка → результат.
Черты деятельности:
• предметность, т.к. ее содержание зависит от того, на что она направлена;
• субъект деятельности - человек (даже при высокой автоматизации труда);
• использование определенных орудий;
• всякая деятельность направлена на достижение определенной цели;
• деятельность человека всегда мотивирована;
• деятельность человека опосредуется эмоциональным отношением;
• деятельность имеет определенное строение и структуру.
Основные виды деятельности: игра, учение, труд, общение.
Игра – это особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Типы игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер т.к. окружающими они не принимаются всерьез и не являются основанием для выводов о человеке.
Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Знание есть результат познания. Умение – промежуточный этап овладения новым способом действия. Умение основывается на каком-либо знании и использовании этого знания в процессе решения задач. Навык – действие, сформированное путем повторения, характеризуется высокой степенью освоения и отсутствием сознательной поэлементной регуляции и контроля. Различают навыки перцептивные, интеллектуальные, двигательные. Привычка – автоматизированное действие, выполнение которого в определенной ситуации стало потребностью личности.
Труд – деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей. Для трудовой деятельности характерно:
1) изготовление, употребление, сохранение орудий труда;
2) продуктивный характер и целенаправленность процессов труда;
3) подчиненность труда представлению о продукте труда (трудовой цели);
4) общественный характер труда (совместная деятельность);
5) труд направлен на преобразование внешнего мира.
Общение – вид деятельности, направленный на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.
Деятельность человека – это весьма сложное и многообразное явление. В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерархической структуры человека: физиологический, психический и социальный.