Управление образовательными системами

Управление образовательными системами в той или иной стране осуществляется на микро- и макроуровнях. Макроуправление осуществляется в национальном и региональном масштабах, микроуправление — в рамках конкретных образовательных учреждений. Ядром управления национальной образовательной системой является ее проектирование и программирование.

К инструментам регулирования функционирования и развития образовательных систем относятся: механизмы обеспечения непрерывности образования, стандартизация образования, сравнения дипломов, оценки качества образования, аккредитации учебных заведений и тестирования.

Программа развития национальной системы образования предусматривает основные ориентиры развития образования на длительный период с учетом конкретных факторов социально-экономического и политического влияния на систему образования. На ее основе создаются программы развития регионального образования, а также отраслевые программы развития, которые программируют перспективы той или иной сферы образования.

Общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. На уровне Российской Федерации действуют:

• федеральные государственные органы управления образованием;

• федеральные ведомственные органы управления образованием.

Центральным органом является Министерство образования, а федеральными ведомственными - федеральные министерства и ведомства. Органы управления образованием осуществляют процессы лицензирования, аккредитации и аттестации образовательных учреждений.

Право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии. Лицензия выдается на основании заключения экспертной комиссии. Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.

Свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.

Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов.

Для современного состояния управления системой образования характерен процесс децентрализации. Он состоит в том, что федеральные органы разрабатывают стратегические направления развития, а региональные и местные органы решают конкретные организационные, финансовые, кадровые проблемы.

Создаются также общественные органы управления системой образования, которые состоят из представителей учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Одним из коллективных органов управления общеобразовательным учреждением является совет школы, который в полном составе собирается 1-2 раза в год и решает стратегические вопросы.

Управление высшим учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования и уставом высшего учебного заведения. Устав высшего учебного заведения принимается общим собранием (конференцией) педагогических и научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся ВУЗа.

Общее руководство высшим учебным заведением осуществляет ученый совет. В состав ученого совета входят ректор, который является председателем ученого совета, и проректоры. Непосредственное управление ВУЗом осуществляет ректор. Ректор избирается тайным голосованием на общем собрании на срок до пяти лет и утверждается в должности органом управления образованием, в ведении которого находится высшее учебное заведение.

Государственно-общественные объединения создаются государственными органами управления образованием. В состав государственно-общественных объединений на добровольных началах входят научно-педагогические работники, работники предприятий, учреждений и организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: