Работу выполнил студент | Работу принял преподаватель |
«___» ____________20__г. | «___» ____________20__г. |
_______________________ | _______________________ |
номер по журналу, подпись | подпись |
Лабораторная работа № 4
«Гидролиз солей»
Цели и задачи лабораторной работы
1.1 Цели работы:
- познакомиться с действием индикаторов;
- учиться работать самостоятельно, организованно, аккуратно, проявлять творческий подход к исследованиям;
- исследовать соли на гидролиз.
1.2 Задачи работы
- приобретать и совершенствовать навыки обращения с лабораторным оборудованием и реактивами;
- закрепить знания по теме «Гидролиз солей»
Содержание лабораторной работы
2.1Теоретическая часть:
- повторение тем: «Отношение солей к гидролизу», «Сильные и слабые электролиты - соли, кислоты, основания» (10 минут);
- освоение методики составления уравнений реакций гидролиза солей.
2.2 Практическая часть:
- освоение методики определения среды растворов (кислотная, щелочная, нейтральная) при помощи индикаторов (30 минут);
- заполнение бланка-отчета и защита лабораторной работы (20 минут).
Оборудование и реактивы
- штатив с пробирками;
- мерный цилиндр;
- химический стакан;
- держатель для пробирок;
- растворы гидроксид натрия, гидроксид калия, сульфат алюминия, сульфит натрия, нитрат свинца, хлорид бария, карбонат натрия разбавленный соляной кислотой;
- индикаторы: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый.
Таблица индикаторов
Индикатор | Среда | |||
Нейтральная | Кислотная | Щелочная | ||
Лакмус | Фиолетовый | Красный | Синий | |
Фенолфталеин | Бесцветный | Бесцветный | Малиновый | |
Метиловый оранжевый | Оранжевый | Розовый | Желтый | |
Рекомендации студентам по выполнению лабораторной работы
Опыт №1
Знакомство с индикаторами
1) В пробирку №1 налить 1 мл раствора гидроксида натрия, в пробирку №2 налить 1 мл разбавленной соляной кислоты соляную кислоту. В обе пробирки добавить лакмус. Записать наблюдения.
2) В пробирку №3 налить 1 мл раствора гидроксида натрия, в пробирку №4 налить 1 мл разбавленной соляной кислоты и добавить фенолфталеин. Записать наблюдения
3) В пробирку №5 налить 1 мл раствора гидроксида натрия, в пробирку №6 налить 1 мл разбавленной соляной кислоты. В обе пробирки добавить метиловый оранжевый. Записать наблюдения
Сравните результаты опытов с табличными данными
Опыт №2
Отношение солей к гидролизу
1) В пробирку №1 налить 1 мл раствора сульфата алюминия и добавить лакмус. Записать наблюдения
2) В пробирку №2 налить 1 мл раствора сульфита натрия и добавить фенолфталеин. Записать наблюдения
3) В пробирку №3 налить 1 мл раствора нитрата свинца и добавить метиловый оранжевый. Записать наблюдения
4)В пробирку №4 налить 1 мл раствора хлорида бария и добавить лакмус. Записать наблюдения
5) В пробирку №5 налить 1 мл раствора карбоната натрия и добавить фенолфталеин. Записать наблюдения
Составить уравнения реакций гидролиза данных солей
Вопросы для самоконтроля.
- дайте определение гидролизу
- назовите сильные электролиты - кислоты
- назовите сильные электролиты - основания
- дайте понятие о степени диссоциации и ее значение
- знать поведение индикаторов;
- уметь определять среду раствора соли и составлять уравнения реакции гидролиза;
- определить среду раствора следующих солей: хлорид натрия, сульфат меди, силикат натрия, хлорид железа(III), сульфид калия.
БЛАНК ОТЧЕТА ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №4
«Гидролиз солей»
Продолжение таблицы 4.1
Название опыта | Ход работы | Наблюдения | Уравнения реакций | Выводы |
Бланк отчета о лабораторной работе № 4
«Теория электролитической диссоциации»
Ф.И.О. студента_____________________________
Группа______________________________
Дата________________________________