2.1 Теоретическая часть:
- повторение темы «Взаимодействие металлов с солями и кислотами на основе их положения в электрохимическом ряду напряжения» (10 минут).
2.2 Практическая часть:
- освоение методики определения взаимодействия металлов с солями и кислотами (30 минут)
- освоение методики применения в химических процессах катализаторов и ингибиторов;
-заполнение бланка-отчета и защита лабораторной работы (20 минут).
Оборудование и реактивы
-штатив с пробирками;
- мерный цилиндр;
-химический стакан;
-держатель для пробирок;
-спиртовка, набор металлов;
-даны растворы: гидроксид натрия, хлорид железа - III, сульфат меди II, йодистый калий;
- разбавленные кислоты: серная, соляная;
-даны металлы: цинк, медь, железо, алюминий, магний.
Рекомендации студентам по выполнению лабораторной работы.
Опыт№1
Отношение металлов к раствору кислот.
1) В пробирку № 1 положить кусочек цинка и добавить 1 мл разбавленной соляной кислоты.
2) В пробирку № 2 положить кусочек алюминия и добавить 1 мл разбавленной соляной кислоты.
3) В пробирку №3 положить кусочек медной пластинки и добавить 1 мл разбавленной соляной кислоты.
4) В пробирку № 4 положить магниевую стружку и добавить 1 мл разбавленной серной кислоты.
Записать уравнения соответствующих реакций.
Опыт№2
Отношение металлов к растворам солей.
1) В пробирку №1 положить кусочек цинка и добавить 1 мл раствора сульфата меди. Записать наблюдения.
2) В пробирку №2 положить кусочек железа и добавить 1 мл раствора сульфата меди. Записать наблюдения.
3) В пробирку №3 положить кусочек алюминия и добавить 1 мл раствора сульфата меди. Записать наблюдения.
4) В пробирку №4 положить магниевую стружку и добавить 1 мл раствора хлорида железа (III). Записать наблюдения.
Записать уравнения соответствующих реакций.
Опыт№3
Коррозия металлов.
1) В две пробирки положить по кусочку цинка и в каждую из них налить по 1 мл разбавленной серной кислоты. В одну из пробирок добавить раствор сульфата меди. Записать наблюдения.
2) В две пробирки положить по кусочку железа и в каждую из них налить 1 мл раствора разбавленной соляной кислоты. В одну из пробирок добавить раствор йодистого калия. Записать наблюдения.
Записать уравнения соответствующих реакций.
Вопросы для самоконтроля
- Дайте определение коррозии и назовите её виды.
- Какие существуют способы защиты металлов от коррозии?
- В чем сущность протекторной защиты металлов от коррозии?
- Чем отличается коррозия железа в кислой среде от коррозии в нейтральной?
- Запишите уравнения возможных реакций:
Na+ H2O=>
Zn+MgCl2=>
Cu+Pb(NO3)2=>
Pb+H2O=>
Zn+CuCl2=>
Ag+HCl=>
Al+H2SO4=>
Zn+AgNO3=>
Mg+Fe2(SO4)3=>
БЛАНК ОТЧЕТА ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №6
«Металлы. Ряд напряжений металлов»
Продолжение таблицы 6.1
Название опыта | Ход работы | Наблюдения | Уравнения реакций | Выводы |
Бланк отчета о лабораторной работе № 6
«Теория электролитической диссоциации»
Ф.И.О. студента_____________________________
Группа______________________________
Дата________________________________
Преподаватель _____________________________
Работу выполнил студент | Работу принял преподаватель |
«___» ____________20__г. | «___» ____________20__г. |
_______________________ | _______________________ |
номер по журналу, подпись | подпись |
Лабораторная работа №7
«Окислительно-восстановительные свойства хрома и его соединений»
Цели и задачи лабораторной работы
1.1 Цели работы:
-приобретать и совершенствовать навыки обращения с лабораторным оборудованием и реактивами.
1.2 Задачи работы:
-учиться наблюдать, описывать и анализировать процессы, происходящие в химических реакциях;
-закрепить знания по теме «Металлы» на примере металла хрома.