Опыт №1
Осуществить превращения: CuO→CuSO4→CuCl2→Cu(OH)2→CuO
1) В пробирку №1 поместите 1 г порошка оксида меди (II) и прибавьте 1 мл разбавленной серной кислоты. Нагрейте пробирку над спиртовкой. Запишите наблюдения.
2) В эту же пробирку добавьте хлорид бария. Запишите наблюдения.
3) В полученный раствор прибавьте гидроксид натрия. Запишите наблюдения.
4) Нагрейте полученный раствор до изменения окраски. Запишите наблюдения.
Опыт № 2 Осуществить превращения NaOH→Na2SO4→NaCl→NaNO3
1) В пробирку поместите 1 г гидроксида натрия, добавьте индикатор фенолфталеин и прибавьте серную кислоту. Запишите наблюдения.
2) В полученный раствор добавьте хлорид бария. Запишите наблюдения.
3) В эту же пробирку прибавьте 0,5 мл нитрата серебра. Запишите наблюдения.
Опыт №3 Осуществить превращения: FeCl3→Fe(OH)3→Fe2(SO4)3→Fe(NO3)3
1) В пробирку налейте 1 мл раствора хлорида железа (III) и добавьте 0,5 мл гидроксида калия. Запишите наблюдения.
2) В эту же пробирку добавьте 0,5 мл раствора серной кислоты до растворения осадка.
3) В полученный раствор добавьте нитрат бария. Уравнения реакций, наблюдения и выводы записать в таблицу.
Вопросы для самоконтроля
- Что такое диссоциация электролитов?
- Какие типы связей характерны для электролитов?
- При диссоциации каких электролитов образуются катионы водорода и анионы кислотных остатков?
- В каких случаях реакции обмена идут до конца?
- Какая из реакций называется нейтрализацией?
- Как правильно приготовить раствор кислоты?
- Что использовать для оказания помощи при кислотных и щелочных ожогах?
- Дать понятие степени диссоциации.
- Выполнить цепочки превращений исходя из набора реактивов:
а) CuSO4→Cu(OH)2→Cu(NO3 )
б) Al(NO3)3→Al(OH)3→Na[Al(OH)4]
в) KOH→K2SO4→KCl→KNO3
БЛАНК ОТЧЕТА ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №3
«Теория электролитической диссоциации. Осуществить превращения
При помощи эксперимента»
Продолжение таблицы 3.1
Название опыта | Ход работы | Наблюдения | Уравнения реакций | Выводы |
Лабораторная работа № 4
«Гидролиз солей»
Цели и задачи лабораторной работы
1.1 Цели работы:
- познакомиться с действием индикаторов;
- учиться работать самостоятельно, организованно, аккуратно, проявлять творческий подход к исследованиям;
- исследовать соли на гидролиз.
1.2 Задачи работы
- приобретать и совершенствовать навыки обращения с лабораторным оборудованием и реактивами;
- закрепить знания по теме «Гидролиз солей»
Содержание лабораторной работы
2.1Теоретическая часть:
- повторение тем: «Отношение солей к гидролизу», «Сильные и слабые электролиты - соли, кислоты, основания» (10 минут);
- освоение методики составления уравнений реакций гидролиза солей.
2.2 Практическая часть:
- освоение методики определения среды растворов (кислотная, щелочная, нейтральная) при помощи индикаторов;
- заполнение бланка-отчета и защита лабораторной работы (50 минут).
Оборудование и реактивы
- штатив с пробирками
- держатель для пробирок
- растворы HCl, HNO3, H2SO4, NaOH, KOH, Al2(SO4)3, Na2SO3, Pb(NO3)2, BaCl2,Na2CO3,
- индикаторы: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый.
Таблица индикаторов
Индикатор | Среда | |||
Нейтральная | Кислотная | Щелочная | ||
Лакмус | Фиолетовый | Красный | Синий | |
Фенолфталеин | Бесцветный | Бесцветный | Малиновый | |
Метиловый оранжевый | Оранжевый | Розовый | Желтый | |