Тема майнора. Повестка дня
Вопросы
1. Теоретические основы концепции «установления повестки дня» (У. Липпман, Н. Лонг, Б. Коген, М. МакКомб и Д. Шоу), ключевая идея теории, понятие повестки дня.
2. Этапы формирования повестки дня и ее влияния на общество.
3. Специфика функционирования «повестки дня».
4. Роль новостей в установлении повестки дня:
5. Особенности создания псевдособытий, информационных поводов и вбросов. Классические приемы «желтой журналистики» (Херст, Пулитцер).
- понятие «новость»,
- события, попадающие в новости,
- факторы интереса публики к новостям,
- анализ новостей в работах У. Липпмана, Р. Парка, Х. Хьюз,Г. Тачмен,
- способы манипулирования новостным содержанием (первоснификация, драматизация, фрагментация, нормализация).
Литература для изучения
- Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции: учеб.пособие / Г.П. Бакулев. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 176 с. (параграф 4.3.).
- Харрис Р. Психология массовой коммуникации, 2002 (глава 7, 8). Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text5/09.htm.
- Видео: https://www.youtube.com/watch?v=VURPlTlABAg&feature=youtube_gdata_player
- Правда или вымысел: информационные «утки» и «фейки» СМИ // Татар-информ. 12.01.2016. URL: http://ati-times.tatar-inform.ru/news/society/29385212/
- Псевдособытия, или как создавать новости для вашего бизнеса.URL: http://management-rus.ru/management/psevdosobitiya.php
- Кочешев П.А. Информационные «вбросы». Методы минимизации последствий.URL: http://scienceproblems.ru/images/PDF/2016/6/metody-protivodejstvija-informatsionnoj-atake.pdf.
- Гусаров В. Информационныйвброс: как и зачем это делается. 04.12.2016. URL: https://www.ukrinform.ru/rubric-other_news/2132900-informacionnyj-vbros-kak-i-zacem-eto-delaetsa.html
- Информационный вброс – метод эффективного информационного влияния. Аналитика ИС. 01.12.2016. URL: http://sprotyv.info/ru/news/kiev/informacionnyy-vbros-metod-effektivnogo-informacionnogo-vliyaniya-analitika.
- Ажимова Л.В. Жан Бодрийяр о феномене массовых коммуникаций в обществе потребления // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2012. № 3. С. 101-110.
Тема майнора. Информационные войны
Вопросы
1. Информационная война как новый формат политического противодействия.
2. Функциональные направления информационных войн и государственной пропаганды:
- разжигание социальной и политической вражды, социальных конфликтов, намеренное обострение противоречий,
- мобилизация общества на достижение какой-либо общей, государственной цели,
- распространение в массах идеологии и политики определенных классов, партий, государств,
- формирование идеологическихустановок,воспитаниеграждан государства,
- создание иллюзорной реальности, выгодной политике того или иного государства с целью манипулирования общественным сознанием в интересах узкой группы лиц.
3. Каналы и средства ведения информационных войн:
- митинги и другие формы массовых собраний,
- СМИ,
- новости,
- политические ток-шоу и политические аналитические программы,
- кино
- интернет, блогосфера и социальные сети.
4. Приемы военной пропаганды
- устрашения и угрозы,
- использование образа «врага» и «героя»,
- переориентация агрессии,
- выбор себе заведомо худшего оппонента,
- информационная блокада и доминирование,
- «будничный рассказ»,
- принципы военной пропаганды Понсоби.
5. Технологии массового внушения в политике:
- замалчивание «ненужной» информации и создание таким образом «виртуальной» реальности вместо отражения действительности.
- принцип демократии шума – потопление сообщения, которого невозможно избежать, в хаотическом потоке бессмысленной, пустой информации,
- ссылка на авторитеты,
Еще ряд технологий будет рассмотрен на лекции 23 декабря. Оставьте в своих тетрадях 0,5 страницы пустого места, чтобы потом дописать.
Литература для изучения
1. Информационная война против России // Центр Сулакшина (Центр научной политической мысли и идеологии). 02 ДЕКАБРЯ 2013. URL: http://rusrand.ru/docconf/informatsionnaja-vojna-protiv-rossii
2. Деркаченко Я. Эволюция понятия «информационная война». URL: http://psyfactor.org/psyops/infowar46.htm
3. Почепцов Г.Г. Информационные войны. Новыйинстурмент политики. – М.: Алгоритм, 2015.
4. Борщов Н.А. Информационное насилие в современном обществе // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2010. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnoe-nasilie-v-sovremennom-obschestve.
5. Сороченко В.А. Принципы военной пропаганды // Пси-фактор. URL: http://psyfactor.org/propaganda3.htm