Дисциплинарное производство
Административно-процедурные и административно-юрисдикционные производства.
Административно-юрисдикционное производство в дисциплинарном производстве.
Дисциплинарное производство - регулируемая правовыми нормами деятельность субъектов по применению дисциплинарных взысканий.
Базовый документ – Трудовой кодекс
Отдельные виды трудовых отношений регулируются специальными актами: указы Президента и т.д.
Дисциплинарное взыскание всегда налагается руководителем.
Принципы:
1. Законности
2. Объективности
3. Гласности
4. Оперативности и эффективности
5. Сочетания единоначалия и коллегиальности при принятии решения
6. Персональная ответственность за принятое решение
Основными качественными свойствами правоспособности:
1. Наличие юридически оформленных трудовых отношений
2. Наличие процессуальных прав и обязанностей, закрепляющие статус субъектов производства по привлечении к дисциплинарной ответственности
Субъекты производства: Работник, работодатель… Иные субъекты: Общественные формирования, аттестационные комиссии.
|
|
Мнение профсоюза подлежит обязательному учёту в указанных законом случаях.
Простое производство включает 2 стадии:
1. Возбуждение дела и принятие решение
2. Исполнение принятого решения
Когда не требуется дополнительной проверки, Виновный осознаёт свою вину и раскаивается в своём поведении
Сложное производство:
1. Возбуждение дела
2. Рассмотрение дела При определении вида и меры взыскания характер проступка, обстоятельства, прежнее поведение виновного, признание им своей вины, его отношение к службе, время нахождения на службе и знание правил её несения
3. Вынесение решения о дисциплинарном взыскании. В форме приказа.
4. Обжалование дисциплинарного взыскания.
5. Исполнения решения
Производство по реализации института материальной ответственности.
Связано с применением имущественных санкций
Отличается от гражданской ответственности:
1. Своя нормативная основа
2. Материальная ответственность носит ограниченный характер и взыскивается не более месячного заработка.
3. Наступает только при наличии вины
4. Процедура взыскания ущерба, исполнения санкции имеет много процессуальных особенностей
5. Привлекаются только члены сформированных и действующих на основе трудового и иного федерального законодательства по инициативе субъектов дисциплинарных отношений по нарушению действующих в коллективе правил.
Материальная ответственность – вид дисциплинарного принуждения.
Законодательные акты:
1) Трудовой закон
2) Специальные законы
|
|
Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим возмещения причинённого им ущерба или вреда, но само по себе оно не исключает привлечение лица к дисциплинарной ответственности.
Особенности:
1. Наступает при причинении вреда или ущерба имуществу стороны трудового договора при исполнении трудовых обязанностей
2. Основание привлечения – совершение проступка, причинившего вред имуществу, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов федерации, закреплённому за государственными органами, либо работодателю.
3. Наличие особого порядка возмещения
4. Наличие реального или прямого ущерба.
5. Непосредственная причинная связь между совершённым поступком и наступившими вредными последствиями
6. Вина лица, совершившего проступок.
4, 5 и 6 – обязательные условия
Материальная ответственность может быть ограниченной и полной.
Полной – ущерб возмещается в полном объёме. Если ущерб причинён не при исполнении служебных обязанностей. Привлекаются администрацией либо судом по иску администрации.
Ограниченная – не более месячного заработка.
Круг субъектов: работодатель и работник (командир и подчинённый).
Может выступать коллективный субъект: когда нельзя разграничить степень вины каждого причинителя вреда.
Стадии материального производства:
1. Возбуждение производства.
2. Издание приказа о материальной ответственности
3. Обжалование приказа о материальной ответственности
4. Исполнение приказа о материальной ответственности.
Возбуждение производства:
Основание – обнаружение материального ущерба.
Способы обнаружения:
1. Обнаружение ущерба непосредственным начальником
2. Может определиться судом, в ходе ревизии, проверки, дознания или следствия.
Контрольно-надзорное производство
Контрольно-процессуальное производство как главный элемент контрольного процесса – взаимообусловленные действия, образующие совокупность контрольных правоотношений.
Характеристики Контрольно-надзорного производства:
1. Особая организационная форма деятельности.
2. Законодательное определение круга уполномоченных осуществлять контроль и надзор органов и их должностных лиц
3. Сущность, которая выражена
4. Закрепление результатов осуществляется в соответсвующих процессуальных документах, формы которых предусмотрены законодательством
5. Всестороннее и полное регулирование с помощью различных методов и средств юридической техники.
Участниками этого производства: граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, органы местного самоуправления, общественные объединения, государственные служащие, служащие общественных организаций, и иных не государственных организаций.
Граждане участвуют как сторона административного спора, как лица, в отношении которых ведётся контрольно-надзорное производство, как потерпевшие, как свидетели, как защищающие права других.
Принципы:
1. Законности
2. Объективности
3. Равенства человека и гражданина перед законом
4. Гласность процесса
5. Единые правила ведения производства
6. Экономичность и эффективность процесса
7. Ответственности за нарушение правил процесса и за принятое решение.
Стадии контрольно-надзорного производства:
1. Выбор объекта и способа осуществления производства
2. Наблюдение и проверка с целью выявления фактического состояния дел
3. Анализ
4. Выработка и принятие решений, рекомендаций по улучшению дел. Либо информирование компетентного органа в выводах по улучшению
5. Исполнение решения, которое поможет избежать нарушения права в будущем.
Способы осуществления:
1. Проверка исполнения
2. Инспектирование
3. Ревизия
4. Обследование
|
|
5. Надзор
6. Наблюдение
7. Осмотр
Гарантии контрольного производства:
1. Общие
a. Закрепление правового статуса участников
b. Урегулированность процедурно-процессуальных регламентаций
c. Подконтрольность, поднадзорность и подотчётность органов контроля и надзора перед органами государственной власти и обществом
d. Установление юридической ответственности за ненадлежащее исполнение
e. Материально-техническое обеспечение
2. Гарантии контролирующих субъектов
a. Организационно-правовые гарантии
b. Государственное финансирование
3. Гарантии контролируемых
a. Право на обжалование решения контролирующего органа.
Контроль органов законодательной представительной власти осуществляется на уровне РФ и её субъектов.
Объём контрольных полномочий палат СФ не велик (принадлежат в основном ГосДуме)
Контрольные полномочия представительных органов субъектов закреплены в ФЗ «об общих принципах организации законодательных (представительных) органов субъектов федерации» и в уставах, конституциях субъектов.
Законодательный орган вправе: 1) обратиться к указанным лицам и органам исполнительной власти с предложением внесения изменений в эти акты 2) принять решение об отмене этих актов 3) Обжаловать в судебном порядке.
Контроль органов исполнительной власти – призван обеспечить дисциплину в порученных им сферах. Контроль органов делится на виды:
Общий контроль
Ведомственный контроль
Надведомственный контроль
Общий контроль связан с действием органов общей компетенции.
Контрольные функции органов субъектов: Контроль за соблюдением правил использования земель, вод, лесов и недр, за соблюдением утверждённых проектов строительства
Ведомственный контроль – контроль министерствами не имеющими подведомственных им агентств и служб. Соблюдение и исполнение законов и подзаконных актов, а так же своих актов.
В субъектах – соответствующие министерства, ведомства (органы отраслевой компетенции)
Надведомственный контроль – контроль межотраслевыми органами (службы, агентства).
|
|
Осуществляет минфин и минэкономразвития и финансов.
Функция судебного контроля – обеспечение законности, правовая оценка актов органов.
Субъекты судебного контроля: КС РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.
Общий надзор органов прокуратуры
Возложено осуществление надзора за соблюдением конституции и исполнением законов, действующих на территории РФ и надзорная деятельности включает ряд отраслей, одной из которых одним является общий надзор. Предмет надзора: Соблюдение Конституции и исполнение законов, федеральными министерствами, службами, иными органами исполнительной власти, представительными и законодательными органами субъектов федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, а так же органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Соответствии законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами. Не осуществляет надзор за актами Президента.
В целях обеспечения законности в сфере управления органы прокуратуры используют в своей деятельности методы:
1) Проверка исполнения закона поднадзорными объектами
Итогами – справки, в который анализ нарушений законности, причин и условий, меры по устранению.
2) Проверка правовых актов издаваемых поднадзорными объектами и действий должностных лиц, порождающих юридические последствия.
Выясняется, нарушены ли законные интересы граждан и организаций.
3) Участие соответствующих прокуроров в заседаниях федеральных органов государственной власти, органов субъектов федерации, органов местного самоуправления.
4) Изучение и обобщение сведений о нарушениях законности поступающих в прокуратуру, либо публикуемых в средствах массовой информации и принятие по ним соответствующих мер.
Понятие и субъекты административного надзора.
Атрибут административной власти.
Наблюдение за целесообразностью деятельности.
Надзор – ограниченный или суженный контроль.
3 типа надзора: прокурорский, административный и судебный.
Отличие административного надзора: властными субъектами надзорной деятельности – структурные подразделения государственной администрации, субъекты публичной исполнительной власти! Главная цель: Обеспечение безопасности граждан общества и государства. Всегда специализирован и направлен на соблюдение специальных правил (санитарные, таможенные), а не на соблюдение законности в целом. За конкретными объектами производится систематически и носит инициативный характер. Осуществляется субъектами функциональной власти, наделёнными надведомственными полномочиями. Связан с широким применением административного принуждения.
Административный надзор – надведомственный, специализированный, систематический контроль государственной администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм. С одной стороны – он средство административного воздействия и вид административно-распорядительной деятельностью, а с другой – он часть государственного надзора и способ обеспечения законности.
Разновидности административного надзора:
1) Надзор за неопределённым числом субъектов (за всеми теми, кто обязан соблюдать специальные правила)
2) Надзор за лицами, получившими лицензии и иные разрешения.
3) Надзор за лицами, совершившими преступления.
Группы надзорный органов:
1) Федеральные службы и агентств с системой подчинённых им территориальных органов, руководство деятельностью которых осуществляет президент РФ.
2) Федеральные службы и агентства, находящиеся в непосредственном ведении Российской федерации.
3) Федеральные службы и агентства, подведомственные федеральным министерствам, но в функциями и полномочиями надзорно-контрольного характера, выходящим за пределы аппарата соответствующего органа.
Направления деятельности административного надзора:
1) Правотворчество – участие в определении правового режима поднадзорных органов.
2) Организационно-массовая и материально-техническая предупредительная деятельность.
3) Предварительный контроль – проведение экспертиз, выдача заключений.
4) Текущий контроль – наблюдение за отношениями, действиями, состоянием окружающей среды – непосредственное осуществление контроля, сбор информации.
5) Пресечение неправомерных действий.
6) Привлечение виновных к ответственности.
Негативный эффект:
Масса времени, сил и средств затрачивается в связи с проверками, что затрудняет созидательную деятельность, отвлекает от работы многих работников предприятий и учреждений. Создаются условия для излишнего государственного вмешательства в деятельность поднадзорных и для коррупции. В одних организациях проверки проводятся часто, иногда проверяет сразу несколько надзорных органов, а другие организации длительное время никто не проверяет.
Поводы для внеплановых проверок:
1. Выявление в ходе плановой проверки нарушений, обязательных правил и необходимости контроля за исполнением таким нарушений.
2. Получение информации о возникших угрозах граждан, имуществу, окружающей среды.
3. Обращение граждан, организаций о нарушениях их прав и законных интересов.
Процессуальным основанием для проверки – соответствующий акт компетентного государственного органа (приказ, распоряжение).
Государственный контроль за безопасностью дорожного движения
Начальник ГИБДД – по должности – главный государственный инспектор безопасности движения.