Дисциплинарное производство, производство по реализации материальной ответственности и контрольно-надзорное производство

Дисциплинарное производство

Административно-процедурные и административно-юрисдикционные производства.

Административно-юрисдикционное производство в дисциплинарном производстве.

Дисциплинарное производство - регулируемая правовыми нормами деятельность субъектов по применению дисциплинарных взысканий.

Базовый документ – Трудовой кодекс

Отдельные виды трудовых отношений регулируются специальными актами: указы Президента и т.д.

Дисциплинарное взыскание всегда налагается руководителем.

Принципы:

1. Законности

2. Объективности

3. Гласности

4. Оперативности и эффективности

5. Сочетания единоначалия и коллегиальности при принятии решения

6. Персональная ответственность за принятое решение

Основными качественными свойствами правоспособности:

1. Наличие юридически оформленных трудовых отношений

2. Наличие процессуальных прав и обязанностей, закрепляющие статус субъектов производства по привлечении к дисциплинарной ответственности

Субъекты производства: Работник, работодатель… Иные субъекты: Общественные формирования, аттестационные комиссии.

Мнение профсоюза подлежит обязательному учёту в указанных законом случаях.

Простое производство включает 2 стадии:

1. Возбуждение дела и принятие решение

2. Исполнение принятого решения

Когда не требуется дополнительной проверки, Виновный осознаёт свою вину и раскаивается в своём поведении

 

Сложное производство:

1. Возбуждение дела

2. Рассмотрение дела При определении вида и меры взыскания характер проступка, обстоятельства, прежнее поведение виновного, признание им своей вины, его отношение к службе, время нахождения на службе и знание правил её несения

3. Вынесение решения о дисциплинарном взыскании. В форме приказа.

4. Обжалование дисциплинарного взыскания.

5. Исполнения решения

Производство по реализации института материальной ответственности.

Связано с применением имущественных санкций

Отличается от гражданской ответственности:

1. Своя нормативная основа

2. Материальная ответственность носит ограниченный характер и взыскивается не более месячного заработка.

3. Наступает только при наличии вины

4. Процедура взыскания ущерба, исполнения санкции имеет много процессуальных особенностей

5. Привлекаются только члены сформированных и действующих на основе трудового и иного федерального законодательства по инициативе субъектов дисциплинарных отношений по нарушению действующих в коллективе правил.

Материальная ответственность – вид дисциплинарного принуждения.

Законодательные акты:

1) Трудовой закон

2) Специальные законы

Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим возмещения причинённого им ущерба или вреда, но само по себе оно не исключает привлечение лица к дисциплинарной ответственности.

Особенности:

1. Наступает при причинении вреда или ущерба имуществу стороны трудового договора при исполнении трудовых обязанностей

2. Основание привлечения – совершение проступка, причинившего вред имуществу, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов федерации, закреплённому за государственными органами, либо работодателю.

3. Наличие особого порядка возмещения

4. Наличие реального или прямого ущерба.

5. Непосредственная причинная связь между совершённым поступком и наступившими вредными последствиями

6. Вина лица, совершившего проступок.

4, 5 и 6 – обязательные условия

 

Материальная ответственность может быть ограниченной и полной.

Полной – ущерб возмещается в полном объёме. Если ущерб причинён не при исполнении служебных обязанностей. Привлекаются администрацией либо судом по иску администрации.

Ограниченная – не более месячного заработка.

Круг субъектов: работодатель и работник (командир и подчинённый).

Может выступать коллективный субъект: когда нельзя разграничить степень вины каждого причинителя вреда.

Стадии материального производства:

1. Возбуждение производства.

2. Издание приказа о материальной ответственности

3. Обжалование приказа о материальной ответственности

4. Исполнение приказа о материальной ответственности.

Возбуждение производства:

Основание – обнаружение материального ущерба.

Способы обнаружения:

1. Обнаружение ущерба непосредственным начальником

2. Может определиться судом, в ходе ревизии, проверки, дознания или следствия.

Контрольно-надзорное производство

Контрольно-процессуальное производство как главный элемент контрольного процесса – взаимообусловленные действия, образующие совокупность контрольных правоотношений.

Характеристики Контрольно-надзорного производства:

1. Особая организационная форма деятельности.

2. Законодательное определение круга уполномоченных осуществлять контроль и надзор органов и их должностных лиц

3. Сущность, которая выражена

4. Закрепление результатов осуществляется в соответсвующих процессуальных документах, формы которых предусмотрены законодательством

5. Всестороннее и полное регулирование с помощью различных методов и средств юридической техники.

Участниками этого производства: граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, органы местного самоуправления, общественные объединения, государственные служащие, служащие общественных организаций, и иных не государственных организаций.

Граждане участвуют как сторона административного спора, как лица, в отношении которых ведётся контрольно-надзорное производство, как потерпевшие, как свидетели, как защищающие права других.

Принципы:

1. Законности

2. Объективности

3. Равенства человека и гражданина перед законом

4. Гласность процесса

5. Единые правила ведения производства

6. Экономичность и эффективность процесса

7. Ответственности за нарушение правил процесса и за принятое решение.

Стадии контрольно-надзорного производства:

1. Выбор объекта и способа осуществления производства

2. Наблюдение и проверка с целью выявления фактического состояния дел

3. Анализ

4. Выработка и принятие решений, рекомендаций по улучшению дел. Либо информирование компетентного органа в выводах по улучшению

5. Исполнение решения, которое поможет избежать нарушения права в будущем.

Способы осуществления:

1. Проверка исполнения

2. Инспектирование

3. Ревизия

4. Обследование

5. Надзор

6. Наблюдение

7. Осмотр

Гарантии контрольного производства:

1. Общие

a. Закрепление правового статуса участников

b. Урегулированность процедурно-процессуальных регламентаций

c. Подконтрольность, поднадзорность и подотчётность органов контроля и надзора перед органами государственной власти и обществом

d. Установление юридической ответственности за ненадлежащее исполнение

e. Материально-техническое обеспечение

2. Гарантии контролирующих субъектов

a. Организационно-правовые гарантии

b. Государственное финансирование

3. Гарантии контролируемых

a. Право на обжалование решения контролирующего органа.

 

 

Контроль органов законодательной представительной власти осуществляется на уровне РФ и её субъектов.

Объём контрольных полномочий палат СФ не велик (принадлежат в основном ГосДуме)

Контрольные полномочия представительных органов субъектов закреплены в ФЗ «об общих принципах организации законодательных (представительных) органов субъектов федерации» и в уставах, конституциях субъектов.

Законодательный орган вправе: 1) обратиться к указанным лицам и органам исполнительной власти с предложением внесения изменений в эти акты 2) принять решение об отмене этих актов 3) Обжаловать в судебном порядке.

Контроль органов исполнительной власти – призван обеспечить дисциплину в порученных им сферах. Контроль органов делится на виды:

Общий контроль

Ведомственный контроль

Надведомственный контроль

Общий контроль связан с действием органов общей компетенции.

Контрольные функции органов субъектов: Контроль за соблюдением правил использования земель, вод, лесов и недр, за соблюдением утверждённых проектов строительства

Ведомственный контроль – контроль министерствами не имеющими подведомственных им агентств и служб. Соблюдение и исполнение законов и подзаконных актов, а так же своих актов.

В субъектах – соответствующие министерства, ведомства (органы отраслевой компетенции)

Надведомственный контроль – контроль межотраслевыми органами (службы, агентства).

Осуществляет минфин и минэкономразвития и финансов.

Функция судебного контроля – обеспечение законности, правовая оценка актов органов.

Субъекты судебного контроля: КС РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

 

Общий надзор органов прокуратуры

Возложено осуществление надзора за соблюдением конституции и исполнением законов, действующих на территории РФ и надзорная деятельности включает ряд отраслей, одной из которых одним является общий надзор. Предмет надзора: Соблюдение Конституции и исполнение законов, федеральными министерствами, службами, иными органами исполнительной власти, представительными и законодательными органами субъектов федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, а так же органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Соответствии законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами. Не осуществляет надзор за актами Президента.

В целях обеспечения законности в сфере управления органы прокуратуры используют в своей деятельности методы:

1) Проверка исполнения закона поднадзорными объектами

Итогами – справки, в который анализ нарушений законности, причин и условий, меры по устранению.

2) Проверка правовых актов издаваемых поднадзорными объектами и действий должностных лиц, порождающих юридические последствия.

Выясняется, нарушены ли законные интересы граждан и организаций.

3) Участие соответствующих прокуроров в заседаниях федеральных органов государственной власти, органов субъектов федерации, органов местного самоуправления.

4) Изучение и обобщение сведений о нарушениях законности поступающих в прокуратуру, либо публикуемых в средствах массовой информации и принятие по ним соответствующих мер.

 

Понятие и субъекты административного надзора.

Атрибут административной власти.

Наблюдение за целесообразностью деятельности.

Надзор – ограниченный или суженный контроль.

3 типа надзора: прокурорский, административный и судебный.

Отличие административного надзора: властными субъектами надзорной деятельности – структурные подразделения государственной администрации, субъекты публичной исполнительной власти! Главная цель: Обеспечение безопасности граждан общества и государства. Всегда специализирован и направлен на соблюдение специальных правил (санитарные, таможенные), а не на соблюдение законности в целом. За конкретными объектами производится систематически и носит инициативный характер. Осуществляется субъектами функциональной власти, наделёнными надведомственными полномочиями. Связан с широким применением административного принуждения.

Административный надзор – надведомственный, специализированный, систематический контроль государственной администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм. С одной стороны – он средство административного воздействия и вид административно-распорядительной деятельностью, а с другой – он часть государственного надзора и способ обеспечения законности.

Разновидности административного надзора:

1) Надзор за неопределённым числом субъектов (за всеми теми, кто обязан соблюдать специальные правила)

2) Надзор за лицами, получившими лицензии и иные разрешения.

3) Надзор за лицами, совершившими преступления.

Группы надзорный органов:

1) Федеральные службы и агентств с системой подчинённых им территориальных органов, руководство деятельностью которых осуществляет президент РФ.

2) Федеральные службы и агентства, находящиеся в непосредственном ведении Российской федерации.

3) Федеральные службы и агентства, подведомственные федеральным министерствам, но в функциями и полномочиями надзорно-контрольного характера, выходящим за пределы аппарата соответствующего органа.

Направления деятельности административного надзора:

1) Правотворчество – участие в определении правового режима поднадзорных органов.

2) Организационно-массовая и материально-техническая предупредительная деятельность.

3) Предварительный контроль – проведение экспертиз, выдача заключений.

4) Текущий контроль – наблюдение за отношениями, действиями, состоянием окружающей среды – непосредственное осуществление контроля, сбор информации.

5) Пресечение неправомерных действий.

6) Привлечение виновных к ответственности.

Негативный эффект:

Масса времени, сил и средств затрачивается в связи с проверками, что затрудняет созидательную деятельность, отвлекает от работы многих работников предприятий и учреждений. Создаются условия для излишнего государственного вмешательства в деятельность поднадзорных и для коррупции. В одних организациях проверки проводятся часто, иногда проверяет сразу несколько надзорных органов, а другие организации длительное время никто не проверяет.

Поводы для внеплановых проверок:

1. Выявление в ходе плановой проверки нарушений, обязательных правил и необходимости контроля за исполнением таким нарушений.

2. Получение информации о возникших угрозах граждан, имуществу, окружающей среды.

3. Обращение граждан, организаций о нарушениях их прав и законных интересов.

Процессуальным основанием для проверки – соответствующий акт компетентного государственного органа (приказ, распоряжение).

 

Государственный контроль за безопасностью дорожного движения

Начальник ГИБДД – по должности – главный государственный инспектор безопасности движения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: