Суть стратегических управленческих решений состоит в том, что эти решения, имеют принципиальный характер и нацелены на долговременную (на несколько лет) перспективу. В этом заключается основное отличие стратегического управления от традиционного ситуационного управления, когда решения принимаются исходя из сложившейся сиюминутной ситуации.
Стратегия вообще понимается как обобщенная модель предписанных действий или свод правил, которым следует предприятие для достижения своих целей. Различают общую (корпоративную) стратегию предприятия, концентрированно выраженную в формулировке миссии предприятия, и подчиненные ей частные или функциональные стратегии.
Стратегия в области управления имуществом, или имущественная стратегия связана с другими функциональными стратегиями: финансовой, инвестиционной, операционной, ассортиментной, ценовой, технологической и др., где главная задача - выработка и реализация правильной общей стратегии предприятия, а также стратегий по отдельным направлениям деятельности.
|
|
Для разработки общей стратегии проводится комплексная управленческая диагностика предприятия. Управленческая диагностика включает в себя комплекс аналитических работ по структурному, маркетинговому и финансово-экономическому анализам, а также анализу человеческих ресурсов, корпоративной культуры и внешней среды. При финансово-экономическом анализе исследуют показатели платежеспособности (ликвидности), финансовой устойчивости и рентабельности.
В теории финансового менеджмента дается развернутая классификация возможных видов финансового состояния предприятия, вскрываемого по результатам диагностики. В данной работе мы остановимся на четырех наиболее характерных видах финансово-экономического состояния предприятия: 1) тяжелом (кризисном); 2) напряженном (пред- или посткризисном); 3) удовлетворительном и 4) хорошем.
Исходное финансово-экономическое состояние предопределяет формирование соответствующей общей стратегии деятельности предприятия. Предприятия в тяжелом (кризисном) состоянии вынуждены проводить стратегию пассивного сохранения (выживания). С улучшением финансового состояния предприятие получает возможность перейти к стратегии активного сохранения. Предприятия в удовлетворительном и хорошем финансовом состоянии руководствуются стратегией развития и роста. Отмеченные виды стратегий, обусловленные соответствующим финансовым состоянием, и возможные конкретные варианты их воплощения показаны.
При стратегии пассивного сохранения (выживания):
• объем производства сокращается и доводится до минимально не
обходимого уровня;
|
|
• максимально уменьшается расход ресурсов;
• ассортимент и технологии примитивизируются;
• сокращается численность персонала с поддержанием заработной платы на минимально допустимом уровне;
• предпринимаются попытки отсрочить платежи, реструктуризировать долги и развязать взаимные неплатежи.
Стратегия управления имуществом в этих условиях имеет следующие признаки:
• часть основных фондов консервируется, остальные эксплуатируются в одну смену в режиме жесткой экономии по расходу электроэнергии,
топлива и вспомогательных материалов;
• проводятся мероприятия по обеспечению сохранности неработающих основных фондов, особенно коммуникаций, машин и оборудования;
• часть высвободившихся помещений сдается в аренду;
• иногда организуют переоценку основных фондов, добиваясь от
оценщиков максимальной «уценки» этих фондов, тем самым удается сократить затраты по амортизации и платежи по налогу на имущество;
• принимаются меры по увеличению оборачиваемости оборотных
средств: сокращают запасы до минимального уровня, избавляются от «не
ликвидов» на складах, изыскивают пути сокращения дебиторской задолженности;
• инвестиционная деятельность практически не ведется из-за отсутствия средств;
• возможен раздел имущества при реорганизации предприятия.
При стратегии активного сохранения:
• частично обновляется ассортимент продукции, ведется поиск и занятие новых рыночных ниш;
• развивается система маркетинга и рекламы;
• проводится частичная реорганизация в системе управления предприятием;
• вносятся усовершенствования в технологии производства и управления;
• принимаются меры по сокращению кредиторской и дебиторской
задолженности;
• принимаются меры по активизации инвестиционной деятельности;
• налаживается система среднесрочного планирования.
В этих условиях стратегия управления имуществом имеет характер стратегии наиболее полного использования всех имеющихся на предприятии ресурсов, а именно:
• с увеличением объемов производства увеличивается загрузка оборудования и производственных площадей;
• при ограниченности инвестиций износ основных фондов преодолевается ремонтом и модернизацией имеющегося оборудования;
• в связи с освоением новой продукции перераспределяется использование имеющихся мощностей;
• выявляются лишние основные фонды и предпринимаются меры по их реализации.
При стратегии сохранения с элементами развития развиваются и углубляются те же процессы, что и при стратегии активного сохранения, но в то же время:
• расширяется производство новой продукции, пользующейся спросом, и сворачивается производство низкорентабельной продукции;
• достигается общая платежеспособность и рентабельность;
• проводится инвестиционная реструктуризация предприятия.
В этих условиях реализуется стратегия сбалансированного развития операционных имущественных комплексов путем внесения в них локальных изменений, таких как: расшивка узких мест, замена устаревшего оборудования, частичные изменения в парке оборудования под новый ассортимент продукции и т.п.
Такая стратегия позволяет ограничиться умеренной потребностью в инвестициях. При этом формируется оптимальный инвестиционный портфель, который закладывает приоритеты в реализации отдельных проектов.
Следует отметить, что описанные выше условия и стратегии широко применялись и продолжают применяться российскими предприятиями на протяжении последних десяти лет.
Стратегия развития и роста характерна для предприятий, находящихся в хорошем и отличном финансовом состоянии.
|
|
В теории стратегического менеджмента отмечают три типа возможного роста компании: диверсифицированный, интегрированный и концентрированный. Диверсифицированный рост имеет место тогда, когда предприятие переходит к освоению ранее не свойственной ему продукции и занимает новые ниши на рынке. Естественно, такой рост требует серьезных изменений в производственно-технической базе, т.е. в составе и структуре операционных имущественных комплексов. При интегрированном росте упор делается на расширение предприятия за счет добавления новых структур (присоединения, слияния, объединения) в виде обратной или вперед идущей вертикальной интеграции. При концентрированном (масштабном) росте принимаются меры по увеличению спроса на выпускаемые товары и на расширение производственных мощностей, при этом ассортимент продукции практически не меняется.