Специфика розничной торговли состоит в том, что товар продается физическому лицу для использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. При этом количество продаваемых товаров значения не имеет.
По организации торгового обслуживания розничная торговая сеть делится: на стационарную и передвижную (и посылочную).
Стационарная торговая сеть включает магазины, через которые реализуются до 80—85 % товаров народного потребления, и полустационарную (мелкорозничную) торговую сеть. Размещают магазины в отдельно стоящих зданиях или на первых этажах жилых или административных зданий.
Преимущества стационарной торговой сети: обеспечение более широкого ассортимента товаров; применение прогрессивных методов продажи и дополнительного обслуживания покупателей; обеспечение условий для хранения и сохранности товарно-материальных ценностей; создание оптимальных условий для подготовки к продаже, сортировки, обработки товаров; расширение возможностей для механизации и автоматизации торгово-технологических процессов.
|
|
Недостаток стационарной торговой сети: относительная удаленность от обслуживаемого населения.
Полустационарная торговая сеть максимально приближена к покупателю, обладает большой подвижностью и гибкостью, возможностью быстро развертываться и перемещаться, на ее строительство и эксплуатацию не требуется больших затрат.
К недостаткам полустационарной: узость ассортимента, трудности хранения товаров и контроля за соблюдением правил торговли, неудобства в работе продавцов и покупателей при выборе товаров, высокая трудоемкость торгово-технологического процесса.
Полустационарная сеть делится на: замещающая (для новых жилых районов); дополняющая (максимальное приближение к покупателю) и самостоятельная (специальная торговля (табак, мороженое)).
Автоматы не получили существенного развития в нашей стране.
Передвижная торговая сеть предназначена для организации торговли втех местах, где отсутствует сеть магазинов, автоматов, палаток, ларьков и подразделяется на развозную и разносную.
Развозная торговля - форма организации розничной торговли, характеризующаяся продажей товаров с передвижных средств.
Разносная торговля - форма организации розничной торговли, характеризующаяся продажей товаров с переносных приспособлений или коммивояжерами.