Работа с учащимися разных возрастных групп

Методика занятий по сольфеджио, вернее, по развитию музыкального слуха в большой степени зависит от состава аудитории и тех задач, которые стоят перед педагогом.

Дошкольные или подготовительные группы в ДШИ

За последнее время почти каждая музыкальная школа организует подготовительные группы. В неё входят дети от шести до восьми лет, не имеющие никакой музыкальной подготовки. В процессе обучения следует возможно более полно выявить музыкальные способности детей, подготовить их к занятиям по специальности.

Проверка слуха на приёмных экзаменах, когда ребёнку предлагают спеть песню, прохлопать ритм и повторить голосом отдельные звуки, недостаточна для определения музыкальных данных. А для многих, совсем неподготовленных, далёких от музыки детей эти задания невыполнимы. Кроме того, на приёмных экзаменах невозможно выявить и другие качества и особенности психики ребёнка, которые необходимы для музыкального обучения, а именно: яркость и эмоциональность восприятия, собранность, быстроту реакции и т.д.

Поскольку ДШИ призваны дать начальное музыкальное образование всем желающим, в них нередко принимаются дети со средними и даже слабыми данными. Освоение программы первого класса для таких детей слишком трудно, они нуждаются в предварительной подготовке, в раскрытии и развитии своих скромных музыкальных данных до начала обучения игре на каком-либо инструменте.

Итак, основная задача дошкольных групп – раскрытие и выявление музыкальных способностей ребёнка, подготовка его к обучению игре на каком-либо инструменте.

Основные формы работы в этих группах следующие: пение, слушание музыки, ритмика, игры, ознакомление с наглядными пособиями, нотописание. От педагога требуется умение вести занятия живо, весело, хорошо играть, импровизировать за роялем, чисто петь, красиво двигаться, а главное, любить маленьких детей. Нужно внимательно следить за настроением детей, не допускать утомления, скуки, всё время чередовать активные и пассивные формы работы; следя за дисциплиной в классе, в то же время не сковывать инициативу детей, а стараться создать радостную творческую обстановку.

Эмоциональная реакция детей при пении, слушании музыки, в играх служит раскрытию и выявлению их творческих способностей. Педагогу нужно раскрывать и накапливать в их сознании различные понятия (ноты, ритм, тоника, движение звуков в мелодии и т.д.) как вывод из слуховой практики, из прослушанного. Зубрёжка, заучивание правил не могут иметь места в дошкольной группе, всё должно идти от музыки, от звучания и постепенно уложиться в сознании детей. Очень хорошо применять разные наглядные пособия: таблицы, нотное лото, карточки. Такие пособия есть, например, в следующих сборниках: Ветлугина Н. Музыкальная азбука. 1

М.,1963; Давыдова Е., Запорожец С. Музыкальная грамота, вып.1. М., 1953;

Вейс П. Музыкальный букварь. М., 1966.

Многие педагоги сами создают такие пособия из карточек, игрушек, разных предметов, картинок. Важно, чтобы они были интересны и доступны детям.

Особенное значение в дошкольных группах имеет движение. Элементы ритмики, подвижные игры, танцы, игры на различных ударных инструментах помогают при помощи движений, моторики усвоить и закрепить в восприятии временные отношения в музыке. Детям ритмика полезна для развития координации движений, для воспитания красивых и правильных движений в жизни, при обучении технике игры на инструменте. Для многих движение – одно из средств выражения своих впечатлений от музыки, и впоследствии – раскрытия художественного образа музыкального произведения.

При построении ритмических упражнений в ходьбе, беге, прыжках и т.д. лучше использовать удобные и понятные детям движения, естественные и нетрудные. Очень важно подобрать соответствующую музыку – выразительную, яркую, чёткую по форме. Для этого рекомендуем использовать следующие пособия:

1)Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. М., 1968.

2)Измайлова Е. Воспитание музыкальных навыков в детских играх. М., 1964.

3)Конорова Е. Методическое пособие по ритмике, вып.1,2. М., 1972,1973.

В музыкальных играх можно использовать интересные детские песни, с чётким ритмом, где текст подскажет содержание движений и игры. Многие игры могут создавать сами дети, импровизируя движения под музыку, а педагог должен только помогать им, направляя внимание на те или другие задачи.

Участие в «шумовом оркестре» - игра на бубне, тарелках, ложках, детском ксилофоне, погремушках и т.д. – служит укреплению чувства ансамбля. Каждый инструмент исполняет свою ритмическую фигуру и должен чётко вливаться в общее звучание. Такие «оркестры» следует обязательно объединить с фортепиано, реже – подключать пение.

Прослушав музыку, дети должны научиться правильно вступать и кончать свою игру, чувствовать изменения в темпе и динамике, как бы «разучивать» произведение. Поэтому не следует часто менять музыку, лучше разучивать за полугодие три-пять пьесок и хорошо исполнять их.

Пение –это одна из основных форм работы в дошкольной группе. Задача педагога – научить всех петь и слышать, понимать и правильно исполнять, уметь петь вслух и «про себя». На данном этапе работа над пением служит фундаментом для развития внутреннего слуха, чётких слуховых представлений в будущем. Вначале дети учатся подражать. Вот почему педагог дошкольной группы обязан уметь петь. В интуитивное подражание постепенно вводится элемент сознательности: дети учатся слушать и оценивать своё пение и пение товарищей. Привнесение сознательности в процесс пения-одна из самых важных методических 2 задач. В группе всегда будут встречаться дети с фальшивой интонацией и даже совсем непоющие, так называемые «гудошники». Требуется много времени и терпения педагога, чтобы научить их петь. А для этого их прежде всего надо научить слышать. Не нужно торопиться проверять пение каждого ребёнка отдельно: некоторые умеют петь, то есть от природы обладают хорошей координацией голоса и слуха, а тот, кто не может – вначале теряется, поёт плохо и поэтому ничему не научается.

Главная форма работы – хоровое пение или пение по группам. Некоторым детям иногда полезнее сначала просто слушать пение других и лишь позже включаться в общий хор. Пение должно быть лёгким, без форсирования звука. Основные требования: организованное дыхание, чёткая артикуляция, распевная манера.

Репертуар должен быть разнообразным по содержанию, чтобы была возможность работать над выразительностью, над характером исполнения. Удобная тесситура – от ми первой октавы до до второй октавы. Не следует очень расширять диапазон (не выше ре второй октавы),- лучше упорядочить и укрепить среднюю тесситуру. Как при пении песен, так и при сольфеджировании, педагог должен всё время следить за качеством звучания, учить и детей оценивать исполнение, воспитывать «вокальный слух».

Не менее важной формой работы является слушание. Как известно, дети в возрасте от пяти до десяти лет обладают наиболее цепкой и прочной памятью. Накопленные в этом возрасте впечатления и знания оседают в «кладовых мозга» на всю жизнь. Поэтому так важно, чтобы материал этих накоплений был правильно организован, ярко и убедительно показан. Основным материалом для заполнения «кладовых мозга» являются как отдельные элементы музыкального языка, так и небольшие пьески и песни. Очень важно воспитать умение слушать (целенаправленное внимание) и называть слышимое. Даже знакомя детей с отдельными звуками или интервалами, нужно стараться сыграть или спеть их красиво, выразительно.

На каждом уроке должна звучать музыка, то есть небольшая пьеса или песня, слушая которую, дети знакомятся с содержанием произведения. После прослушивания нужно рассказать о характере музыки, дать ей название, нарисовать картинку, с тем чтобы дети научились выражать свои впечатления.

При изучении нот не рекомендуется заставлять детей заучивать, на какой линейке какая нота пишется. Лучше помогать им запоминать зрительно место нот на нотоносце. Очень полезны упражнения с «лесенкой», с показом направления движения мелодии рукой или указкой.

В итоге занятий педагог должен дать рекомендации к приёму детей в первый класс. Наблюдение за ребёнком в течение года поможет составить достаточно полное представление о его музыкальных данных и способностях и правильно решить вопрос о его дальнейшем музыкальном обучении.

Группы начинающих взрослых

Этот курс также относится к области развития слуха, то есть тесно 3

связан с сольфеджио, но отличается от него своей методикой. Если с детьми младшего возраста рекомендуется начинать с развития эмоционального восприятия музыки, с подражательных навыков и постепенного накапливания слухового материала, воспитания осознанности в восприятии и действии (пении), то при работе со взрослыми – задача иная: знакомя с теоретическими положениями, нужно иллюстрировать эти положения примерами из музыкальной практики. Иначе говоря, в основу методики становится волевое, сознательное начало. Для подкрепления теоретических положений педагог должен находить убедительные и яркие примеры из разных областей музыки, близких по содержанию данной аудитории. При этом можно использовать бытующие, современные песни, популярные произведения разных композиторов и даже эстрадные песни.

В курсе музыкальной грамоты часто наблюдается диспропорция между знаниями и практическими возможностями учащихся: они с трудом поют с листа, плохо пишут диктанты. Это закономерно, так как в таком возрасте процесс развития слуха идёт медленнее, чем освоение знаний. Чтобы избежать такой диспропорции, педагогу следует повысить требовательность к самостоятельной работе учащихся, увеличить домашние задания, рассказывать о конкретных приёмах и методах освоения того или другого навыка. Целенаправленная, сознательная работа над развитием слуха даёт возможность быстрее проходить материал и при желании и воле учащихся добиться хорошей успеваемости.

Однако при этом нельзя забывать и об эстетической стороне музыкального обучения, о значении эмоционального фактора при восприятии. Яркие музыкальные впечатления способствуют лучшему запоминанию услышанного. Это тем более важно, что обычно у взрослых непосредственно звуковая музыкальная память значительно слабее, чем у детей, и основой запоминания становится логическая память, мышление. Поэтому педагогу следует очень подробно разъяснять, как организовать работу при узнавании на слух, при пении, при записи диктанта и т.д. Это даст возможность всё время сознательно контролировать себя, отмечать и исправлять недостатки. Приём механического повторения упражнений, простое увеличение количества примеров для самостоятельной работы в этой аудитории никогда не даёт нужных результатов.

Педагогу следует очень внимательно присмотреться к каждому ученику с тем, чтобы выявить причину недостатков, приводящих к замедленному развитию слуха. Только выяснив причины неудач, он сможет рекомендовать учащемуся те или другие приёмы для самостоятельной работы. В трудных случаях нередко приходится менять приёмы, искать новые, до тех пор, пока учащийся не поймёт свои ошибки и не найдёт верный путь к их устранению. Педагогу следует всегда помнить, что для развития музыкального слуха недостаточно знаний–нужно воспитывать музыкальность, творческое и активное отношение к музыкальному искусству

Самодеятельные коллективы

Музыкальная грамота в самодеятельных коллективах, где 4

исполнительство стоит на первом месте, носит «прикладной» характер. Главная задача – освоить нотную грамоту, научиться читать с листа, играть или петь по нотам. Поэтому методика занятий всецело зависит от того, каков состав данного коллектива. Если это оркестр баянистов или народных инструментов, то нотная грамота изучается в тесной связи с игрой на инструменте, с его особенностями, с аппликатурой, с техникой звукоизвлечения. Попутно развивается и интонационный слух, усваиваются некоторые самые необходимые теоретические сведения. Пожалуй, только работа над ритмом ведётся в основном на слуховой основе.

В хоровых коллективах участие в хоре создаёт условия для воспитания гармонического слуха, чувства строя, чистоты интонирования. Однако без знания нотной грамоты развитие слуха идёт интуитивно, от практики, требует много времени и труда. До сих пор встречаются такие руководители хоров (особенно народных), которые считают, что знание нот не нужно, так как оно мешает непосредственности исполнителей, что хор, работающий по слуху, быстрее запоминает партии и потому изучение нотной грамоты делается скучной обузой. Этот в корне неправильный взгляд на значение музыкальной грамотности для любой исполнительской деятельности является результатом формального и сухого метода обучения музыкальной грамоте.

В методике ведения занятий по музыкальной грамоте в хоровых коллективах самое главное – это сохранить тесную связь с исполнительской, хоровой работой. Все сведения и навыки должны вытекать из работы в хоре, наслаиваться постепенно: сначала следует давать самые общие понятия – о фразе, темпе, размере, о движении звуков в мелодии и т.д. и затем постепенно начинать изучение теории. План работы, программы должны быть связаны с репертуаром хора и могут быть сильно изменены по сравнению с общепринятыми в учебных заведениях.

В основном следует работать над тем, что в данный момент нужно хору, что может быть тут же подкреплено практикой. При этом используются самые разные «ускорительные» методы: педагоги отбирают попевки, интонационно близкие тем, которые учат в хоре, учат петь по ручным знакам, по указке и т.п. При умелом руководстве педагога многие из этих методов приносят пользу; однако все они имеют общий недостаток – не помогают изучать музыкальную грамоту, не развивают музыкальный слух и не расширяют музыкальный кругозор хористов.

На занятиях по музыкальной грамоте необходимо ознакомить участников хора с основными закономерностями музыкального языка, дать сведения из области формы и жанра музыкальных произведений, рассказать о композиторах, об особенностях того или другого стиля. Таким образом, курс музыкальной грамоты в хоровых коллективах с одной стороны имеет практическую задачу–научить читать ноты, с другой– дать музыкальные знания участникам, способствовать, в определённой степени, их эстетическому развитию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: