Стадия – возбуждение дела

Возбуждение дела об админ-м правонарушении – это начальная стадия, она открывает производство. Следовательно все процессуальные действия на этой стадии носят начальный характер, т.е. обстоятельства дела могут изменяться, корректироваться.

Поводом для возбуждения дела может послужить следующее:

- непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составить протокол об админ-м правонарушении, достоверных данных, которые указывают на админ-е правонарушение.

- поступившее из правоохранительных органов, а также из органов власти (включая органы местного самоуправления) материалов, которые свидетельствуют об админ-м правонарушении.

- сообщения и заявления, поступившие от ф.л., ю.л., СМИ, которые указывают на факт админ-го правонарушения.

Возбуждение дела осуществляется должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об админ-м правонарушении при наличии хотя бы одного повода из вышеперечисленных.

Дело считается возбужденным с момента:

- составления первого протокола о применении мер процессуального характера, т.е. обеспечительных мер, предусмотренных ст. 27.1

- составления протокола об админ-м правонарушении или вынесение прокурором постановления о возбуждении дела об админ-м правонарушении.

- с момента вынесения определения о возбуждении дела об админ-м правонарушении, если необходимо проведение факультативной стадии возбуждения (админ-го расследования)

- оформление предупреждения или наложение (взимание) админ-го штрафа на месте, в случае, если протокол об админ-м правонарушении не составлялся

- в случае отказа в возбуждении дела об админ-м правонарушении, об этом выносится мотивированное определение.

Любая стадия производства по делам об админ-м правонарушении, а стадия возбуждения в особенности, предполагает помимо поводов ее осуществления еще целый ряд обязательных моментов: субъектов правоприменения (лица, которые вправе составлять протокол об админ-м правонарушении), участников данной стадии (субъект, который привлекается к админ-й ответственности, потерпевший или его законные представители, переводчик, эксперт и др., в зависимости от обстоятельств дела).

Процессуальное оформление некоторых действий, которые осуществляются на этой стадии м.б. 2 типов: промежуточное и итоговое.

Промежуточными документами являются определение лица, возбуждающего дело, а также постановление прокурора. Определение выносится в случае необходимости проведения по данному делу админ-го расследования.

Итоговым документом является протокол об админ-м правонарушении. За исключением случаев, когда речь идет о предупреждении или админ-м штрафе на месте.

Протокол фиксирует первую стадию производства по делу об админ-м правонарушении, завершает ее и является одновременно «процессуальным мостиком» для дальнейшего решения дела в рамках производства.

Юридически значимые моменты протокола:

1.реквизиты– должностное лицо, составляющее протокол, должность, звание

2.суть админ-го правонарушения, его описание

3. квалификация

4.данные о субъекте, совершившем правонарушение (ФИО, возраст, место жительства, учебы, семейное положение).

5. необходимо разъяснить деликвенту его права и обязанности (о чем взять у него соответствующую расписку)

6. если есть свидетели и потерпевшие, то нужно собрать информацию о них

7. лицам, в отношении которых составляется протокол, должны иметь возможность ознакомления с ним.

Протокол подписывается в обязательном порядке должностным лицом, составившим его. В случае, если деликвент отказывается подписать этот протокол, то должностное лицо обязано сделать об соответствующую пометку. Деликвент же вправе отказаться от подписания протокола. Ему должны вручить копию протокола.

Статья 28.3 определяет перечень должностных лиц, полномочных составлять протокол об админ-м правонарушении. В числе прочих, это может сделать и прокурор, а также он вправе возбуждать дела об админ-х правонарушениях (ст. 28.4) – в этом случае но выносит постановление с реквизитами протокола об админ-м правонарушении.

Статья 28.5 определяет сроки составления протокола – он составляется немедленно после выявления правонарушения. Если же требуется дополнительное выяснение обстоятельств, то протокол составляется в течение 2 суток с момента выявления правонарушения, а в случае проведения по делу админ-го расследования, то протокол составляется после завершения расследования.

Статья 28.6

1. В случае, если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, а при нарушении таможенных правил - в размере, не превышающем десяти минимальных размеров оплаты труда, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается и взимается административный штраф. В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, постановление о наложении административного штрафа оформляется в порядке, предусмотренном статьей 32.3 настоящего Кодекса, а административный штраф взимается в порядке, предусмотренном статьей 32.2 настоящего Кодекса.

2. В случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении.

Статья 28.7

1. В случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства о защите прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

2. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

3. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

4. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению начальника органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

5. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.

6. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

 

После составления протокола, он направляется на следующую стадию - рассмотрение дела с учетом подведомственности - в течение суток, а если правонарушение, на которое он составлен влечет админ-й арест или админ–е выдворение, то немедленно. В том случае, если протокол составлен неправомочным лицом, либо имеются недостатки в его составлении, то для их устранения дается не более 3 суток со дня их получения. Материалы дела с внесенными изменениями возвращаются правоприменителю в течение суток со дня устранения недостатков.

Начиная со стадии возбуждения, делопроизводство м.б. прекращено на любой стадии.

При наличии хотя бы одного из нижеперечисленных обстоятельств, правоприменитель выносит постановление о прекращении производства по делу об админ-м правонарушении:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмена закона, установившего административную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Дело об админ-м правонарушении сопровождают на первой стадии (возбуждения) следующие процессуальные документы:

1. определение должностного лица

2. постановление о прекращении производства

3. постановление прокурора о возбуждении

4. протокол об админ-м правонарушении: завершает стадию возбуждения дела, «начинает» стадию рассмотрения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: