Лабораторная работа № 5

Тема: ТЕМПЕРАМЕНТ.

 

Цель: изучение и определение особенностей типов темперамента.

 

Основные понятия: темперамент, холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник; экстравертированность, интравертированность, реактивность, активность, пластичность, сензитивность, эмоциональная возбудимость, лабильность, ригидность.

Основные вопросы:

1. Темперамент его психофизиологическая характеристика.

2. Психологические особенности темперамента.

3. Проявления характера и темперамента.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

Литература для подготовки к занятию:

Основная литература

1. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / М.И. Еникеев. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 640 с.

2. Крысько, В.Г. Психология. Курс лекций: учебное пособие / В.Г. Крысько. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 251 с.

3. Марцинковская Т.Д. Психология Издание: 1-е изд. - М. Изд-во Академия, 2013

4. Немов Р.С. Психология. Учебник для вузов.В 3 кн.Кн.1 - 5-е изд. Общие основы психологии.учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М Изд-во Владос, 2010.

5. Островский, Э.В. Основы психологии: учебное пособие / Э.В. Островский. – М.: Вузовский учебник, 2012. – 268 с.

6. Штейнемец А.Э. Общая психология. Издание: 2-е изд., перераб. М. изд-во Академия, 2012.

Дополнительная литература:

1. Личко А,Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков. -Л., 1983, с.6-10.

2. Силков А.А. Эй, ты, параноик! -М., 1994.

3. Чуханов Б.И. Фактор времени и природа темперамента //Вопросы психологии, 1988, №4.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить словарь терминов по следующим по следующим психологическим понятиям: темперамент, интроверсия, экстраверсия, эмоциональная лабильность, сензитивность, активность, реактивность, пластичность, ригидность, возбуждение ЦНС, торможение ЦНС.

Для конспектирования

1. Теплов Б.М. Темперамент и формирование характера / Популярная психология. - М., Просвещение, 1990. – С. 302-306.

 

Практическая часть:

ХОД РАБОТЫ

№ 1. Методика Айзенка по выявлению особенностей темперамента.

Цель: Выявить динамические особенности темперамента.

Экспериментальный материал: тестовый бланк, ручка или карандаш, текст опросника.

Инструкция: Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте знак «+», если отрицательно («не согласен»), то поставьте знак «–». отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна Ваша первая реакция. Отвечать нужно на каждый вопрос.

Обработка результатов:

1. Экстраверсия-интраверсия определяется по сумме положительных ответов «+» на вопросы 1, 3, 8, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57 и отрицательных ответов («–») на вопросы 6,33,51,55,59.

2. Эмоциональная стабильность определяется суммой положительных ответов («+») на вопросы 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.

3. Шкала социальной модальности определяется по числу совпадений знаков при ответе на вопросы со знаком «–» 8, 16, 22, 24, 28, 36, 44 и со знаком «+» на вопросы 4, 12, 20, 32, 40, 48.

Оценка результатов:

Оценочная таблица для шкалы экстраверсии-интраверсии:

Интраверсия Экстраверсия
значительная умеренная Умеренная значительная
1-7 8-11 13-18 19-24

Оценочная таблица для шкалы нейротизма (эмоциональная стабильность-нестабильность)

Эмоциональная стабильность Эмоциональная нестабильность
высокая средняя высокая очень высокая
до 10 11-14 15-18 19-24

Схема определения типа темперамента

Неустойчивый

Раздражительный Обидчивый

Тревожный Неспокойный

Неподатливый Агрессивный

Пессимистичный Возбудимый

Сдержанный Поддающийся настроениям

Общительный МЕЛАНХОЛИК ХОЛЕРИК Импульсивный


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: