Рождение представляет собой кризис. Родившийся ребенок попадает в новые условия своего существования. Переход от внутриутробной жизни к внеутробной влечет перестройку всех физиологических механизмов ребенка. Он попадает в более холодную и светлую среду, переходит на новую форму питания и кислородного обмена. Происходящее требует периода приспособления. Признаком этого приспособления является потеря ребенком в весе в первые дни после рождения.
После первого вздоха аппарат дыхания ребенка начинает работать автоматически. Ребенок должен научиться сосать. Он наиболее беспомощен среди всех детенышей в момент своего рождения. Большую часть своей жизни новорожденный ребенок проводит во сне. Сон носит полифазный характер, его концентрации на ночь нет.
В этом время ребенка следует рассматривать вместе с взрослым, то есть он не обладает никакими способами взаимодействия с взрослыми. Единство с взрослым представляет для ребенка ситуацию максимального комфорта. Лицо взрослого вызывает у ребенка состояние «блаженства» – он улыбается. Улыбка на лице ребенка является концом кризиса новорожденности. С этого момента у него начинается индивидуальная психическая жизнь (1,6–2 мес.). Дальнейшее психическое развитие ребенка представляет собой, прежде всего, развитие средств его общенияс взрослыми.
|
|
Примером является комплекс оживления. Ребенок не просто улыбается, он реагирует на взрослого движениями всего тела. Младенец все время находится в движении, он откликается эмоционально. Дети, отстающие в развитии, прежде всего, отстают именно в появлении комплекса оживления. Комплекс оживления, как первый специфический поведенческий акт ребенка, становится определяющим для всего последующего его психического развития. Согласно М.И. Лисиной, комплекс оживления – первый акт общения ребенка с взрослым. К четырем месяцам у младенца возникает реакция на новое, она выступает предпосылкой всей манипулятивной деятельности ребенка.