Характер и судьба Обломова. Что такое Обломовщина?

Роман О был написан ИАГончаровым в 1859 г. и тотчас же привлек внимание критиков, поставленными в романе проблемами.

И.И. Обомов - коренной, народный наш тип. О символизирует собой древнюю патриархальную Р, со старым укладом жизни. О еще в детстве получил толчок для образования настоящей Обломовской личности. Г показывает нам детство ИИО через его сон. В детстве О берегли и лелеяли, любовь его матери доходила до абсурда. В кругу, в котором воспитывался О, равно как и между крестьян существовало огромное количество различных суеверий и поверий. Хозяева отдавали самые нелепые распоряжения своей прислуге, что в последствии мы замечаем в О. Деревня О, Обломовка объедалась и спала, проводила день за днем, не желая никаких перемен. Впоследствии О вел именно такой образ жизни.

Но у О полный и сложный характер

Г в предметах, окружающих О угадывает характер их хозяина. На всех вещах заброшенность, следы запустения, на зеркалах толстый слой пыли. Г использует внутренние монологи героя, из которых мы узнаем, что О - живой и сложный человек. Погружаясь в воспоминания, О чувствует упрек за бездарно прожитую жизнь. Перед О встает вопрос: " Отчего я такой?"

О лежит на диване не только потому, что как барин может ничего не делать, но и потому, что как человек не желает жить в ущерб своему нравственному достоинству. Его бесконечное лежание воспринимается в романе не только, как нечегонеделание, но и как отрицание бюрократизма, светской суеты.

Ясно, что О не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка удовлетворять свои желания не путем собственных усилий, а от других - развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства.

Секрет романа в том, что Г сумел раскрыть типично национальное, близкое всем нам явление, которое стало символом, именем нарицательным. Это явление - "Обломовщина". "О" - это барство, бездействие. По Добролюбову, "О" - новое слово нашего общ развития, которое служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни.

О погубило бездействие, лень, утрата интереса к жизни, бездеятельное стремление к иной жизни. Дальше желаний и мечтаний у О дело не идет. Он постоянно остается рабом чужой воли и никогда не возвышается до того, чтобы проявить какую-нибудь самостоятельность (самобытность).

О - человек старых укладов, он не может вписаться в новую жизнь. Его "природные богатства" - доброта и верность. Именно за это его и полюбила Ольга и Штольц был ему верным другом до конца жизни. Ленивый духовно и физически, неприспособленный к трудовой жизни О служит ярким примером разлагающегося общества. Его желания проявляются только в форме "а хорошо бы, если бы это сделалось"

2. "Двойники" Раскольникова и их роль в романе ПИН

Двойниками Р в романе являются Свидригайлов (С), Лебезятников (Ле) и Лужин (Лу). Но в романе также есть и антиподы Р. Соня, Порфирий Петрович (ПП) и Разумихин (Раз) соответственно. Говоря о героях романа и их связи с Р двойников и антиподов можно разделить на три "линии": Лу-Р-Раз, Ле-Р-ПП, С-Р-Соня.

Рассмотрим связь Р с Лу (двойником) и Раз (антиподом). Лужину присущ рационализм или рациональный эгоизм. Все свои поступки он делает только для своего блага, например он хочет жениться на Дуне, очень бедно живущей сестре Р, чтобы облагодетельствовать ее и безраздельно над ней властвовать. В то же время Раз присущ альтруизм (служение людям). Он хочет и пытается совершать благие дела, например ухаживает за Р. Схожесть Р с Лу в том, что в его характере прослеживается разумный эгоизм. Но ему также присущ единичный альтруизм. Он тоже совершает поступки, достойные уважения, например, дает Катерине Ивановне деньги на похороны мужа.

Говоря о связи Р со С и с Соней можно сказать, что Свидригайлову присущи безверие и своеволье, а Соне - глубокая вера и христианское смирение. Сходство Р со С прослеживается в теории Р (там тоже есть безверие(отсюда и право сильных людей на преступление)). Но Р ищет веру и в конце концов "приходит" к Богу и в этом он схож с Соней.

Лебезятников - нигилист, он отрицает семью, общественные нормы, ему присущ "пошлый нигилизм". ПП "проповедует" закон, и ему даже присуща апология закона (чрезмерное его восхваление). В своей теории Р тоже говорит о подчинении закону, но только "тварей дрожащих".

Все "двойники" Р призваны показать, что бы могло произойти, если бы такая теория, какая пришла в голову Р, пришла бы в голову воистину безжалостному человеку, который бы не остановился бы ни перед чем и переступал бы через людей без малейшего сожаления и волнения души.

Билет 14.

1.Ромаи И. С. Тургенева "Отцы и дети". Смысл названия и основной конфликт.

События, которые Тургенев описывает в романе, происходят в середине девятнадцатого века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ.

После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева "Отцы и дети" вызвал буквально шквал критических статей. Ни один из общественных лагерей не приял новое творение Тургенева. Либеральная критика не могла простить писателю того, что представители аристократии, потомственные дворяне изображены иронически, что Базаров все время издевается над ними и морально оказывается выше их. Демократы восприняли главного героя романа как злую пародию. Критик Антонович, сотрудничавший в журнале "Современник", назвал Базарова "асмодеем нашего времени".

Но все эти факты, как мне кажется, как раз и говорят в пользу И. С. Тургенева. Как настоящий, творец, он сумел угадать веяния эпохи, появление нового типа, типа демократа- разночинца, который пришел на смену передовому дворянству.

Главная проблема, поставленная в романе, уже звучит в его названии: "Отцы и дети". Это название имеет двойной смысл.

С одной стороны, это проблема поколений - вечная проблема классической литературы. В этой связи герои романа делятся на два лагеря: "отцы" (Павел Петрович, Николай Петрович Кирсановы; Василий Иванович Базаров) и "детей" (Аркадий и Базаров).

С другой стороны, - конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы: либералов и демократов. Тогда действующие лица романа группируются в зависимости от того, к какому из социально-политических лагерей мы можем их отнести.

Итак, основной сюжет романа построен на противопоставлении взглядов разночинца и дворянина.

Среди героев романа наиболее активными представителями непримиримых мировоззрений являются Базаров и "аристократ до мозга костей" Павел Кирсанов. Павел Петрович был типичным представителем своей эпохи и среды, в которой он вращался всю свою молодость. Он следовал "принсипам" везде и во всем, продолжая даже в деревне жить так, как он жил всю жизнь. Он сохранил свои привычки неизменными, хотя, с практический точки зрения, это было неудобно. А для нигилиста Базарова это было просто смешно.

По внешности, по убеждениям Павел Петрович аристократ. Правда, как пишет Писарев, "убеждений у него, по правде сказать, не имеется, но зато есть привычки, которыми он очень дорожит" и "по привычке доказывает в спорах необходимость "принсипов". Его принципы заключаются, во-первых, во взглядах на государственное устройство. Сам дворянин и аристократ, он придерживается тех же взглядов, что и большинство дворян того времени. Павел Петрович за установившиеся порядки. Кирсанов толкует о России, о "русской идее", но употребляет при этом огромное количество иностранных слов. Он с пафосом говорит об общественном благе, о служении отечеству, но сам сидит, сложа руки, удовлетворившись сытой и спокойной жизнью.

Он, видя, что не может победить нигилиста в споре, не может поколебать его нравственные устои, вернее отсутствие их, прибегает к последнему средству решения конфликтов подобного рода. Евгений принимает вызов, хотя считает это выходкой полоумного "аристократишки". Они стреляются, и Евгений ранит Кирсанова. Решить их проблемы дуэль не помогла. С помощью сатирического изображения автор подчеркнул нелепость поведения Павла Петровича, потому что смешно и бессмысленно полагать, что можно силою заставить молодое поколение думать так же, как поколение отцов. Они расстаются, но каждый из них так и остался при своем мнении. Базарову удалось лишь нарушить душевное равновесие Павла Петровича.

Для молодых нигилизм - определенная политическая и жизненная позиция. Но одни воспринимают ее как модное поветрие (Ситников, Кукшина, Аркадий). И сейчас они только опошляют идеи, которые "проповедует" Базаров.

Но в романе есть настоящий нигилист, который отдает отчет своим мыслям, своим убеждениям. Это Базаров. Он интересуется естественными науками и собирается продолжить дело отца, уездного лекаря. По убеждениям он нигилист и насмехается над "принсипами" Павла Петровича, считая их ненужными и просто смешными. Базаров находит, что лучше отрицать, и он отрицает. На восклицания Павла Петровича: "Но надо же что-то строить!" - он отвечает: "Это уже не наше дело". Евгений язвительно относится к романтикам, но, оставшись один, осознает романтика в себе. Жизнь жестока подшутила над Базаровым. Не верящий в любовь он полюбил, а его любовь отвергли.

Базаров пытается развенчать бездейственные "принсипы", не принимает иллюзорную мечтательность. Но вместе с тем он отказывается от великих достижений культуры ("Рафаель гроша медного не стоит"), утилитарно воспринимает природу.

Т не видел возможности приложения всех творческих потенциальных сил для революционно настроенного Б. Б умирает со словами: "Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?". Таков трагический итог жизни Евгения.

Главное, что Т замечательно удалось показать, это смену отживающих форм сознания новыми, трагичность положения людей, первыми произносящими слово: "Вперед!".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: