УМК «Психология развития»
П.п.3.1., 3.2., 8.1, 8.2, 9.2.2 читать в следующей редакции:
3.1. Принятая структура компетенций
Дисциплина способствует формированию следующих компетенций, в соответствии с ФГОС по направлению подготовки ВПО 050100 «Педагогическое образование» профили «математика и информатика и ИКТ, математика, информатика и ИКТ, экономика, иностранный язык (английский; немецкий; французский), иностранный язык (английский), русский язык и литература, русский язык, родной язык и литература и русский язык, физика и информатика и ИКТ, технология, биология и химия, экология и география, биология, география, история и обществознание, история, право, физическая культура, дошкольное образование, начальное образование и информатика и ИКТ, начальное образование»,
ПК-3 – «способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии»
|
|
В результате изучения дисциплины бакалавр должен:
знать: теории развития и воспитания ребенка, способы психологического изучения детей в разных возрастах, закономерности психического развития и особенности их проявления в разные возрастные периоды; особенности психолого-педагогического сопровождения дошкольников и школьников; особенности профессионального самоопределения и профессионального становления юношей и девушек;
уметь: использовать методы психологической диагностики для решения различных профессиональных задач, использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития и воспитания человека, проектировать образовательную и развивающую среду, в соответствии со специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;
владеть: способами ориентирования в профессиональных источниках информации (журналы, сайты и т.д.), способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения на разных возрастных этапах.
ПК-5 – «готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса»
В результате изучения дисциплины бакалавр должен:
знать: способы взаимодействия с различными субъектами учебно-воспитательного процесса; особенности социального партнерства в системе образования; особенности межличностных отношений в группах разного возраста и способы их построения;
уметь: учитывать социальные контексты, в которых протекают процессы развития, воспитания и социализации детей в разных возрастах; учитывать во взаимодействии различные особенности детей и учащихся; бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса; создавать психологически безопасную образовательную среду;
|
|
владеть: различнымиспособами взаимодействия и средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности; способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды.
ПК-6 – «способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников»
В результате изучения дисциплины бакалавр должен:
знать: социально-психологические основы педагогического общения; возрастные особенности общения; способы межличностного взаимодействия; инновационные технологии общения;
уметь: организовывать общение по принципу «субъект-субъектных» отношений; определять цели взаимодействия; выбирать рациональный способ организации сотрудничества; учитывать в педагогическом взаимодействии возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
владеть: рациональными приемами взаимодействия; способами организациисотрудничества обучающихся и воспитанников.
3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
№ п/п | Наименование раздела/ темы дисциплины | Кол-во часов | Коды формируемых компетенций | ||
ПК-3 | ПК-5 | ПК-6 | |||
I. Общие вопросы психологии развития | |||||
Предмет, задачи, становление и методы психологии развития | + | ||||
Теоретические и методологические подходы к проблеме психического развития | + | + | |||
Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. | + | + | |||
II. Характеристики психического развития в разные периоды онтогенеза | |||||
Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве | + | + | |||
Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте | + | + | + | ||
Психическое развитие в младшем школьном возрасте | + | + | + | ||
Психологические особенности развития в подростковом возрасте | + | + | + | ||
Психологические особенности развития в раннем юношеском возрасте | + | + | + | ||
Динамика психического развития школьников в онтогенезе | + | + | + | ||
Психологические особенности развития в периоды взрослости | + | ||||
Итого: |
Литература
Библиотека ПГГПУ
Основная литература
1. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов учр. высш. проф. образования / под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Академия, 2011. – 336 с.
2. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студентов высш. спец. учеб. заведений / Кулагина Ирина Юрьевна, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2002, 2003, 2004, 2005. – 464 с.
3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов / Обухова Людмила Филипповна. – М.: Пед. о-во России, 2001, 2003, 2004. – 443 с.; М.: Высшее образование: МГППУ, 2009, 2010. – 460 с.
4. Психология развития: учеб. для студентов психол. и пед. вузов / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Академия, 2001. – 352 с.; М.: Академия, 2005, 2008. – 528 с.
Дополнительная литература
5. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов / Абрамова Галина Сергеевна. – М.: Акад. Проект: Альма Матер, 2005. – 702 c
6. Алферов А.Д. Психология развития школьников: учеб. пособие для студентов вузов / Алферов Алексей Дмитриевич. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 384 с.
7. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб. пособие для студентов пед. вузов / сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - М.: Академия, 2001, 2003. – 624 с.
8. Выготский Л.С. Психология развития человека/ Выготский Лев Семёнович. – М.: Смысл: ЭКСМО, 2004. – 1136 с.
|
|
9. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов / Дарвиш Олеся Борисовна; под ред. В. Е. Клочко. – М.: Владос-Пресс, 2004. – 264 с.
10. Кайл Р. Тайны психики ребёнка / Кайл Роберт. – СПб.; М.: Прайм-Еврознак: Нева: Олма-Пресс, 2002. – 416 с.
11. Крайг Г. Психология развития / Крайг Грэйс; пер. с англ.– СПб.: Питер, 2002, 2003. – 992 с.
12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студентов, обуч. по пед. спец. / Мухина Валерия Сергеевна. – М.: Академия, 2000, 2002, 2003. – 456 с.; 2007. – 640 с.
13. Психология подростка / ред. Реан А.А. – СПб.; М.: Прайм-Еврознак: ОЛМА-Пресс, 2003. – 432 с.
14. Психология развития / ред. Строганова Е. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.
15. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие для студентов вузов / Сапогова Елена Евгеньевна. - М.: Аспект Пресс, 2001, 2005. – 460 с.
16. Слободчиков В. И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов / Слободчиков Виктор Иванович, Е. И. Исаев; под общ. ред. В. Г. Щур. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с.
17. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Смирнова Елена Олеговна. – 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2010. – 299 с.
18. Трофимова Н.М. Возрастная психология: практикум для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. / Трофимова Нелли Михайловна, Пушкина Т.Ф., Козина Н.В. – СПб.: Питер, 2005. – 240 с.
19. Хухлаева О.В. Психология подростка: учеб. пособие для студентов вузов / Хухлаева Ольга Владимировна. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. – 160 с.
20. Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учеб. пособие для студентов вузов / Хухлаева Ольга Владимировна. - М.: Академия, 2002, 2006 – 208 с.
21. Эльконин Б. Д. Психология развития: Учеб. пособие для студентов вузов / Эльконин Борис Данилович. – М.: Академия, 2001. – 144 с.
22. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов / Эльконин Борис Данилович – М.: Академия, 2006. – 384 с.
|
|
«Университетская электронная библиотека» ПГГПУ
Основная литература (учебники):
1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие. Издание 2-е. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 512 с.
2. Казанская К. О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций. Учебное пособие. – М.: А-Приор, 2010. – 160 с.
3. Корецкая И. А. Психология развития и возрастная психология. Учебно-практическое пособие. – М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 119 с.
4. Нартова-Бочавер С.К., Потапова А.В. Введение в психологию развития. Учебное пособие. 3-е изд. стер. – М.: Флинта, 2011. – 216 с.
5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник Издание 4-е. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 402 с.
6. Поляков А.М. Психология развития: учебное пособие для студентов психологических и педагогических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 304 с.
7. Умнов В.С. Возрастная психология. Курс лекций. – Новокузнецк: Кузбасская государственная педагогическая академия, 2007. – 61 с.
Дополнительная литература:
15. Бандура А. Теория социального научения. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 532 с.
16. Божович Л.И. Проблемы формирования личности М.: Директ-Медиа, 2008. – 612 с.
17. Волынская Е.В. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла. Учебное пособие. – М.: Флинта, 2012. – 165 с.
18. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 94 с.
19. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 1042 с.
20. Пиаже Ж. Психология интеллекта. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 351 с.
21. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 703 с.
9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций
Для оценки сформированности компетенций предлагается два уровня:
1. Пороговый уровень, как обязательный для всех студентов-выпускников вуза по завершении освоения дисциплины ООП ВПО;
2.Повышенный уровень, предполагающий готовность к самостоятельной научно-исследовательской деятельности в своей профессиональной области.
Код компетенции | Уровни сформирован-ности компетенции | Содержательное описание уровня | Основные признаки уровня |
ПК-3 –«способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии» | Пороговый | Знает теории развития и воспитания ребенка, способы психологического изучения детей в разных возрастах, закономерности психического развития, особенности развития человека в разные возрастные периоды; особенности психолого-педагогического сопровождения дошкольников и школьников; особенности профессионального самоопределения и становления юношей и девушек; Умеет использовать методы психологической диагностики для решения различных профессиональных задач | Владеет способами ориентирования в профессиональных источниках информации (журналы, сайты и т.д.), методами психологической диагностики; способами осуществления психолого-педагогической поддержки на разных возрастных этапах; |
Повышенный | Знает современные концептуальные подходы к проблеме психологического сопровождения и профессионального становления молодежи Умеет использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития и воспитания человека, исследовать, проектировать образовательную и развивающую среду, в соответствии с особенностями возрастного развития личности; | Владеет навыками разработки и изучения эффективности психолого-педагогической поддержки и сопровождения | |
ПК-5 – «готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса» | Пороговый | Знает способы взаимодействия с различными субъектами учебно-воспитательного процесса; особенности социального партнерства в системе образования; особенности межличностных отношений в группах разного возраста и способы их построения; Умеет учитывать во взаимодействии различные особенности детей и учащихся; бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса; создавать психологически безопасную развивающую среду | Владеет способами взаимодействия; различными средствами коммуникации в педагогической деятельности; способами установления контактов с субъектами образовательного процесса |
Повышенный | Умеет учитывать социальные контексты, в которых протекают процессы развития, воспитания и социализации детей в разных возрастах, проводить анализ конструктивных и деструктивных сторон социальной среды | Владеет навыками конструирования различных форм взаимодействия; способностьюрасширения и обогащения своей социальной компетентности | |
ПК-6 – «способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников» | Пороговый | Знает социально-психологические основы педагогического общения; возрастные особенности личности и общения; способы межличностного взаимодействия; Умеет организовывать общение по принципу «субъект-субъектных» отношений; определять цели взаимодействия; учитывать в педагогическом взаимодействии возрастные и индивидуальные особенности учащихся; | Владеет навыками диалога и сотрудничества, приемами взаимодействия и общения |
Повышенный | Знает инновационные технологии общения и взаимодействия; Умеет выбирать оптимальный способ организации взаимодействия, изучать его эффективность | Владеет рациональными способами организациисотрудничества обучающихся и воспитанников |