Проблема авторства сказки П. Ершова «Конёк-горбунок». Научные доказательства и вымысел споров вокруг авторства сказки

Эта сказка появилась в 1834 году, в пору, когда своё слово о народности сказали все видные литераторы и критики. Однако «Конёк-Горбунок» вызвал новую волну споров на эту тему. В. Г. Белинский отказал сказке даже в достоинствах «забавного фарса», журнал «Отечественные записки» ругал сказку за отсутствие народности в вымысле, за «рифмованные нелепости» и «площадные» выражения. Цензуре показалось опасным сатирическое изображение русского царства. Однако Ершова и его сказку поддержали те, кто понимал народность более широко. Первым признал «Конька-Горбунка» профессор изящной словесности (так тогда называли художественную литературу) Санкт-Петербургского университета П. А. Плетнёв. Крупнейшие поэты-сказочники поддержали талантливого писателя. Жуковский заметил, что это не только побасенка для детей, а Пушкин отозвался высокой похвалой («Ваша сказка – настоящая сокровищница русского языка!.. вы избрали правильный путь. Теперь этот род сочинений можно мне и оставить… А сказку вашу издать для народа. Миллион книжек!.. с картинками и по самой дешёвой цене…»).

На пути «Конька-Горбунка» к народу было и немало препятствий: сказка то запрещалась, то уродовалась цензурой или выходила в нелепых переделках, вплоть до «Конька-летунка», на котором Иван обозревал Страну Советов. Несмотря на всё это, «Конёк-Горбунок» нашёл дорогу к народу и попал даже в собрание народных сказок.

В круге детского чтения сказка появилась сначала как подцензурная переделка, а потом уже в настоящем виде. До сих пор она остаётся одной из лучших сказок русского детства.

№27. Изображение ребёнка в русской литературе Х1Х – начала ХХ века.

Х1Х –ХХвв.- время активного развития собственно детской художественной литературы, поставившейв центр повествования личность ребенка, положившей начало проявлению детского «я», сущности детской души, детского мировосприятия и контекста собственно детской жизни. Взгляд на мир меняется; он перестает восприниматься как «производный мир взрослых». Отринув это восприятие, взрослый человек увидел ребенка не себе подобным, а другим, имеющим свою психоэмоциональную специфику, свой круг интересов, проблем, пристрастий, свое восприятие действительности, разительно отличающееся от взрослого.

Тема детства и образ человека растущего рассматривались на широком философском, социальном, культурологическом фоне. Детство как полноценный период человеческой жизни старались вписать в общую картину мира, которая без этого периода представлялась неполной, дисгармоничной, разорванной, поскольку ребенок есть наследник прошлого и носитель традиций, хранитель духовных и материальных богатств, накопленных человечеством.

Огромную роль в познании ребенка, его души, его жизни, его возможностей, как физических, так и нравственных, психологических сыграла общая литература рубежа веков (Чехов, Андреев, Бунин). Ребенок и детство у писателей – реалистов стали изображаться без идеализации, перестали быть некими знаковыми фигурами, материалом для философских обобщений.

Игрушка как знак родовой принадлежности к детству в подобной литературе крайне редка. Кукла, которую приносит Вася, не столько является игрушкой для умирающей Маруси, сколько психотерапевтическим средством, «первой и последней радостью ее недолгой жизни».

Тип ребенка - «маленького каторжника», созданный литературой рубежа веков, исключал тему игры и игрушки в ее первоначальном смысле. Это исключение видится как своеобразная художественная и социальная задача авторов: в мире, где жизнь ребенка становится адом, а смерть – избавлением от него, не может быть игр и игрушек, потому что у детей – «каторжников» отобрано полноценное детство, а иногда и право на жизнь (маленький шахтер Сенька).

 

«Ангелочек» Л. Андреева в цикле рассказов о детстве. Социальная и художественная значимость рассказа.

 

Игрушка – центр повествования, одно из самых ярких произведений. Герой рассказа – тринадцатилетний Сашка изображен в пору прощания с детством, в пору слома его психического и физиологического состояния, неудовлетворенности жизнью и растущего отвращения к людям, его окружавшим. Он ненавидел и бил не только товарищей по гимназии, но даже собственных отца и мать. Он хотел свободы, какой-то растительной жизни, где не требовалось умываться по утрам, и «боялся одного голода». Обладая «непокорной и смелой душой», он стал превращаться в волчонка, в орущего звереныша, которого не могла остановить, отрезвить даже собственная боль. Грубое, животное, нутряное чувство переполняло Сашку. Даже мать видит в нем щенка.

Сашка – продукт семьи пьющей, мстящей за страдания друг другу, выставляющей напоказ «ужас человеческой жизни» и одновременно тяжело переживающей его. В ней все враги. Происходящее с членами семьи – распад родственных отношений, вражду и ненависть, постоянное желание сделать больно другому – мать называет неуместным здесь словом «статистика», напоминавшим о прошлом мужа – грамотея и больно ранившим его, умирающего от чахотки.

Идея унижения, подчинения всех себе, а может быть, и мести «чистеньким детям», витает над Сашкой. Не щадит он даже маленького Колю Свечникова, протянувшего ему игрушечное ружье. Игрушка в руках Сашки становится средоточием зла и мести, неожиданных для Коли и от того еще более страшных и болезненных. Елка, на которую пригласили Свечниковы Сашку, которая вызывала восторг детей, оказалась для него границей между двумя мирами. Преображение Сашки происходит тогда, когда он замечает игрушку – воскового ангелочка, висевшего на елке. Здесь на елке Сашка впервые понимает, что у него вроде бы «есть отец и мать, свой дом, а выходит так, как будто ничего этого нет и ему некуда идти».

И это еще одна граница между миром прежнего Сашки, щенка, волчонка, грозившего превратиться в матерого зверя, и миром Сашки обновленного, который теперь даже возможное прикосновение к крылышкам ангелочка посчитал «безумной жестокостью».

В реалистическом рассказе Андереева игрушка становится символом возможности изменения детского сознания, детского мировосприятия, прикосновения к жизни чистой, одухотворенной. Ангелочек на миг останавливает Сашку от окончательного падения, превращения в зверя. Игрушка у Андреева нечто духовное, не объективируемое. Сашка воспринимал ангелочка не глазами, а чувством. В нем рождалось и крепло невероятное желание получить его, прикоснуться к нему. Ради исполнения этого желания Сашка был готов на все: раскаяться, вновь начать учиться, стать на колени перед хозяйкой дома, терпеть и казаться хорошим до тех пор, пока она не согласиться дать ему игрушку.

Получив ангелочка, Сашка внешне становится другим: «на глазах его сверкнули две маленькие слезинки». Ангелочек в руках Сашки – это «короткий момент» «веяния человеческого счастья».

До тринадцати лет Сашка не знал состояния одухотворенности, которое возникает в жизни чистой и неиспорченной, которое положительно влияет на психическое здоровье и развитие человека. С ангелочком он пережил новое для себя чувство краткого единения с отцом, то чувство «что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым. Ощущение чистой, радостной, светлой жизни на миг было даровано не только Сашке, но и его отцу. Ведь ангелочек был снят с елки и отдан его сыну женщиной, которую когда-то он любил сам.

Но все, происходящее в Сашке и вокруг него, кратко, одномоментно, иллюзорно. Взяв ангелочка, он возвращается домой к пьяной матери, к «бревенчатой, покрытой копотью стене», к «грязному столу», к «погибшему человеку» - его отцу. Минуты нечаянной радости, пережитые вместе с отцом, перебьет сон. И растаявший ночью восковой ангелочек унесет с собою призрачную надежду на обновление его бытия. С нею закончится тот период, который в человеческой жизни называется детством. И вместо символа детства – игрушки с наступающим утром в жизнь Сашки врывается другой символ – стук железного черпака зазябшего водовоза. Он – свидетельство того страшного круга жизни, из которого не вырваться Сашке, не уйти от судьбы отца и матери, не преодолеть даже с помощью той звериной силы и настойчивости, которая зрела в нем.

Естественно, что в тех произведениях, которые были непосредственно адресованы детям, нет ощущения трагедии жизни ребенка. Собственно детская литература, развивая тему игры и игрушки, почти никак не соприкасается с этой темой в общей литературе. Она не поднимается до символических обобщений, тем более не связывает эту тему с социальными проблемами жизни России того времени. Наоборот, она возвращает ее в детство, в мир, изначально принадлежащий ей.

 

№28. Природоведческая детская литература: история становления и развития.

Природоведческая литература для детей появилась поздно. В конце XVIIIв.журнал И.Новикова «Детское чтение для сердца и разума» первым стал публиковать очерки о природных явлениях и даже стихи, где описывались чувства, которые возникали у лирического героя от созерцания природы (Карамзин «Весенняя песнь меланхолика»).

Такое позднее обращение к теме объясняется отсутствием традиции: ведь древняя литература не знала описаний природы, а в случае необходимости пользовалась устойчивыми стилистическими формулами, которые скорее всего свидетельствовали о каноне, нежели об индивидуальном восприятии мира природы.

В устной словесности долгое время существовали рассказы о животных, на смену им пришли сказки, многие из которых сразу прижились в детской среде и удовлетворяли детское любопытство к миру животных.

Но в XIXв.стало ясно, что нужна детская природоведческая книга. Заметим, что в 40-е гг. 19в.-время активного развития детской литературы-говорится о научно-познавательной книге. О художественной литературе речи нет.

В 60-е гг. 19в.научно-популярных книг стало так много, что Н.Мамин-Сибиряк свидетельствует о них как о «ярком знамении времени».

В это время природоведческие произведения активно востребованы и читателями, и составителями хрестоматий. Педагоги и методисты говорят о том, что обучение ребенка следует начинать с рассказах о временах года, самом человеке, домашних и диких животных и т.д.

Не будучи довольным тем, как преподносились «натуральные знания» в детской книжке, составители хрестоматий сами сочиняют детские произведения. Так появляются зообеллетристика Л.Толстого и К.Ушинского. Рассказы этих авторов, короткие, насыщенные действием, создавались в первую очередь как познавательные. Они знакомят читателя с внешним видом, повадками, образом жизни животных и одновременно являются материалом для упражнений в технике чтения. Отсюда лаконичность, динамика, простота языка.

Манера повествования Ушинского сказочная, просторечная. Звери у писателя разговаривают, имеют семью, читают книжки. Он часто пользуется фольклорными художественными средствами «на хвосте узоры, на ногах шпоры».

Поскольку произведения в большей степени создавались как учебные, авторы не забывали о сообщении детям новых знаний, полезных сведений, пригодных в реальной жизни. В рассказе Л.Толстого «Фазаны» описывается подробно процесс охоты собаки на фазана, как она его ищет, загоняет на дерево и охотник застреливает его.

Благородная цель развития маленького человека была важной для писателей-педагогов. Но и не менее важными были и воспитательные цели. Ушинский одним из первых отметил в детской литературе нравственное воздействие природы на человека («Дети в роще»). Рассказ психологически точен, автор одушевляет природный мир, зная, что именно таким, живым, себе подобным, воспринимают его дети. Анимизм как особенность детского мышления, представленный в этом рассказе, станет впоследствии основным художественным приемом природоведческой литературы.

Традиции Толстого и Ушинского быстро прижились, и в обзорах 80-х гг.XIXв. природоведческие рассказы, рекомендованные для чтения маленьким детям, фигурируют часто. Их сочиняют и переводят. В них отмечается хорошее знание авторами естественной среды обитания, привычек, образа жизни животных и птиц.

Два пути развития природоведческой литературы определились в 60-80-е гг.XIXв.:
1. Научно-познавательная литература, связанная со знанием, обучением детей, развитием их интеллекта, любознательности;

2.Художественная литература, оказывающая сильное воздействие на эмоции, формирующее нравственное отношение детей к миру природы, эстетическое восприятие его реальной красоты и силы.

Достойную роль в развитии художественной литературы сыграл Д.Н.Мамин- Сибиряк. «Серая шейка», «Аленушкины сказки», где представлен реальный или сказочный природный мир, мир, полный драматизма и радости. Он тесно связан с человеческим: в природе, как и в человеческом обществе, свои несчастья, беды, проблемы. Так же, как старый, полуслепой Емеля, Утка, мать Серой Шейки, драматически ощущает свое бессилие, невозможность помочь слабому, защитить его от опасности.

Но произведения для детей, особенно «Аленушкины сказки», которые, «писала сама любовь», несмотря на драматизм повествования, полны светлой надежды на изменение горестного положения героев, веселья, смеха, взрыва эмоций обитателей прибрежного пространства.

Мир природы изображается писателем гармоничным. Персонажи его произведений стараются жить в согласии друг с другом, находить компромиссы.

Но самое главное для писателя – это гармония в отношениях человека и природы. Чтобы подчеркнуть важность этой мысли, писатель избирает своим героем человека обездоленного, для которого все живое – прежде всего средство к существованию, возможность выжить. Емеле нужно было отыскать олененка и убить для своего внучка, т.к. внук не может больше есть черный хлеб и соленую козлятину, поэтому бредет он по тайге. Когда он находит олененка, он не может его убить, т.к. это значит уподобиться неразумной волчьей стае. Емеля опускает ружье, а больной внук понимает деда и радуется тому, что оно не совершилось.

Начиная с рассказов Мамина-Сибиряка, тема взаимоотношения человека с природой звучит как глубоко нравственная тема. Он говорит о приоритете разума в отношениях человека и природы, о понимании природы как животного организма, подобного человеку. В связи с этим основным художественным приемом он избирает антропоморфизм. Отдельные представители мира природы могут не только выполнять похожи действия, как у человека, но и мыслить, как человек, глубоко мыслить, переживать.

Антропоморфическое восприятие животного мира свойственно и А.П.Чехову. «Каштанка», «Белолобый». О рассказах Чехова говорили как об интересных явлениях в детской литературе. И в то же время не все рецензенты соглашались отнести их к детскому чтению «рассчитано не для детского понимания, слишком много тонкой отделки».

Это была настоящая, большая литература для маленьких. Создавая их, автор предъявлял к себе высокие требования, говорил о том, что писать для детей трудно, работал подолгу, оттачивая каждую деталь, редактировал, обсуждал написанное с издателями, специально искал жудожника-анималиста для оформления «Каштанки».

Новаторство Чехова заключается в создании психологического образа животного. Его герои мыслят, анализируют свои поступки. Каштанка понимает, что заблудившись, она виновата сама. Автор описывает характер своих героев, их душевное состояние, те переживания, которые одолевают их: «Волчиха была слабого здоровья, мнительная».

Картины жизни животных, которые рисует сам Чехов, поразительно точны: теплый пар, запах навоза и овечьего молока чувствует не только волчица, разгребающая соломенную крышу хлева, но и читатель. Его рассказы пронизаны запахами, звуками, он знает повадки, образ жизни, привычки животных (обыкновенно волчихи приучают своих детей к охоте, давая им поиграть с добычей). Благодаря этому литературный герой на какое-то время становится типичным обитателем мира природы.

Рубеж веков не внес каких-либо разительных изменений в процесс развития природоведческой литературы. Из созданного большое внимание привлекают рассказы Натальи Ивановны Манасеиной. «Бутузка». Автор стремится проникнуть в психологию животного (песик любит шерсятной платок, который напоминает ему мать и воспринимается как ее тепло и ласка). Манасеина ратует за то, чтобы животные жили естественной, т.е. привычной для них, жизнью: привезенный с дачи в городской дом, Бутузка не может привыкнуть к правилам жизни в неволе, огорчает и страдает от этого. Педагог по образованию, автор не забывает дать в своих рассказах образец детского поведения по отношению к природному миру («Лягушка»).

После революции 1917г. в природоведческой литературе происходят кардинальные изменения. На протяжении длительного времени ведущей темой становится тема покорения природы человеком, тема господства человека над природой (В.И.Инбер «Ночь под Москвой»).

Так же круто изменилось и направление развития литературы. Она в основном становится научно-художественной и продолжает оставаться ею до конца XXв. Приоритет ее над художественной стал возможен потому, что в детскую литературу, начиная с 20-30-х гг., приходили писатели, владеющие огромным запасом профессиональных знаний о природе, обладающие талантом умного собеседника, хорошо знающие возрастные особенности детского восприятия. Это Бианки, Акимушкин и т.д.

Профессиональные знания писателей оказали влияние на своеобразие природоведческих произведений. Это проявляется в сочетании научности, достоверности и вымысла, художественного отображения природы. Много пришлось потрудиться Мухе (Бианки «Хвосты»), чтобы уяснить: хвост каждому живому существу дан для дела, а не для красоты, как раньше наивно полагала она. Все персонажи этого произведения одушевлены, что естественно приближает их к ребенку-читателю и делает строгие научные истины доступными для него.

Писатели-природоведы пользуются особым жанром сказки-несказки, родоначальником которого является В.Бианки. Он хотел, чтобы во всех произведениях все было ясно, чтобы в каждом из них было какое-то открытие, чтобы читатель понимал взаимосвязь всего живого.

Главной книгой жизни Бианки, по мнению Сладкова, является «Лесная газета», созданная в жанре энциклопедии, где представлена система знаний о временах года. Энциклопедия тематически многообразна, системна, в ней представлено множество интересных сведений по различным вопросам.

Иногда энциклопедические знания преподносятся читателю в форме сказки (Шурко «Солечный мальчик»). Андрюша, будущий первоклассник, поверив в сказку, начинает понимать все человеческие языки, языки животных и птиц и одновременно накапливает знания из различных областей науки.

Кроме книг, посвященных естественной жизни природы, есть книги о животных, живущих в неволе (Дуров «Мои звери», Чаплина «Питомцы зоопарка»).

Во второй половине XXв. в природоведческой литературе заметна специализация авторов. Чарушин писал о животных-детенышах, по возрасту близких к тем читателям, кому адресована книга. Н.Романова пишет о мелких живых существах («Ящерка без хвоста»), а ее книга «Муравей Красная точка» - это научно-художественное описание эксперимента, который проводился автором.

Автор для наблюдения помечает муравья красной точкой, чтобы удобней было за ним наблюдать. Он обретает имя, автор – возможность наблюдать за ним. У муравья есть семья, свой дом, подружка-тля, которая угощает его «сладкой каплей березового сока». Экспериментатор переживает драматический момент исчезновения муравья во время дождя и радостную встречу с ним, храбрым и сильным. Он постигает тайны муравьиной природы: оказывается, «муравьи умеют чувствовать время», крепко спят ночью, даже яркий свет фонарика не будет их; имеют общих детей, которых вместе кормят; касаясь усиками друг друга, сообщают новости. Благодаря муравью с красной точкой читатель не только узнал о муравьях, но и сам захотел быть исследователем.

С.Сахарнов более всего пишет об обитателей моря, так как с ним связана его профессия («По морям вокруг земли» детская морская энциклопедия).

Писатели изображают природу полной тайн. Они находят тайны там, где, казалось бы, их нет, где все давно известно и ясно. Дмитриев пишет о собаках, кошках, лошадях, т.е. о тех, кто давно уже рядом с человеком.

Но главной проблемой природоведческой литературы является нравственная проблема взаимоотношения человека с природой. Вопреки существовавшей на протяжении длительного периода (20-90-е гг. XXв.) общегосударственной установкой о том, что человек является хозяином и преобразователем природы, детская литература ставит перед собой задачу формирования нравственного отношения человека к природе, отношения, при котором человек выступает существом разумным, берегущим природу, знающим особенности ее развития, ощущающим себя частью природы, умеющим разумно пользоваться ее богатствами. Особенность решения этой задачи заключается в отсутствии примой назидательности, открытой дидактики, поучения. Чтобы нравственное содержание разговора стало яснее ребенку, писатели прибегают к жанру сказки (Бианки «Красная горка»). В обычном реалистическом рассказе также не исключается нравственная проблематика (Пришвин «Лоси»). И также используется олицетворение как художественный прием, созвучный мировосприятию ребенка (Пришвин «Осинкам холодно»).

В природоведческой литературе большое значение имеет образ повествователя, мудрого, много знающего человека, труженика, охотника, рыболова, исследователя, желающего поделиться с читателями своими наблюдениями и открытиями.

Нравственность природоведческой литературы заключается также и в особой любви к природе тех, кто о ней пишет, любви искренней, заражающей других.

Природа писателей – это олицетворение Родины. Задача современных писателей – изменить взгляд человека на природу, сделать устойчивым понимание кровной связи мира человека и мира природы. Имея маленького читателя как объект приложения своих идей, детская литература с помощью особого художественного языка говорит с ним о том же, и чем страстно обсуждали Чехов в «Лешем».

Природоведческая проблематика в детской литературе тесно связана с экологической: в защите и охране одинаково нуждается душа человека и душа окружающего его мира.

Художественное направление развития литературы о природе представлено именами Пришвина, Паустовского, Житкова (цикл «Рассказы о животных»).

Определение понятий «природоведческая литература», «анимизм», «антропоморфизм».

В теории детской литературы нет научного определения понятия природоведческое произведение. Очевидно, им можно считать то произведение, где основной темой является сама тема природы, взаимоотношений человека и природы, основным объектом изображения – природный мир, основными художественными средствами – анимизм, антроморфизм, в научно-художественной литературе – научное описание. Главная задача – воспитывать дух любознательности, возбуждать интерес к активному изучению природы (1919г.). В наше время к этому необходимо добавить задачу воспитания разумного отношения человека ко всему природному миру.

Анимизм (душа) – это одушевление животных, растений, предметов, наделение их свойствами и качествами, присущими человеку.

Антропоморфизм (от антропо... и греч. morpho — вид), уподобление человеку, наделение человеческими психическими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ.

В. Белинский о природоведческой детской книге.

Белинский впервые отметил, что нужна природоведческая литература. Делая ежегодные обзоры того, что издавалось для детей, заметил отсутствие «толковых книг», дающим детям знание об окружающем мире. Критик не только говорил о создании научно – познавательной и учебной книги для детей, но и наметил темы, считая нужным «провести ребенка по всем трем цартсвам природы». Он подсказал основной способ изображения природы – одушевление, антропоморфизм.

Путь знакомства ребенка с миром природы должен быть простым: надо рассказать малышу о том, что окружает его, о самом обычном и каждодневным. Белинский неоднократно указывал на то, какою должна быть детская природоведческая книжка: это «книжка с картинками», с «простым толковым текстом о том, как прекрасна природа», текстом, в котором представлена «научная систематизация излагаемого».

вопрос 36

Стихи Михалкова, весёлые и язвительные, лирические и возвышенные, глубоко гуманные и по-настоящему детские вошли в наш советский и российский быт, стали частицей жизни нашей страны и нашего народа. Родившиеся в конце 20-х – начале 30-х годов, а затем их дети, внуки и правнуки впитывали и продолжают впитывать вместе с Михалковскими строчками стремление к взаимопомощи, дружбе, уважительное отношение к труду и трудящимся, неприязнь к эгоизму, лени, лжи и трусости.

 

Детские стихи Михалкова моралистичны. Он рисует и похвальные, и предосудительные людские поступки, уча таким образом детей различать «хорошо» и «плохо», добро и зло, можно и нельзя, утверждает справедливость и призывает противодействовать несправедливости. Всё это – в открыто публицистической манере. И – что чудесно – ребятня, обычно отторгающая любые поучения, которые пытаются им «навязать» взрослые, принимают добрые советы Михалкова, принимают охотно и с радостью. Доверчиво окунаются они в стихию этой замечательной, светлой поэзии, которая, с одной стороны, предназначена для детей, а с другой – показывает им большой и сложный «взрослый мир».

 

Это может показаться парадоксальным, но особенность Михалковского юмора в том, что автор никогда специально детей не смешит. Напротив, его повествование серьёзно, волнительно. Но юные читатели улыбаются и смеются. Особенно это заметно в том же «Дяде Стёпе», которому, между прочим, не очень комфортно со своим ростом: и в кино его просят сесть на пол, и в тире ему приходится нагибаться. Выступает Дядя Стёпа и как герой, причём в комичной ситуации: подняв руку, он выступает в роли семафора, предотвращая катастрофу. А после войны Дядя Стёпа работает милиционером – благородная профессия. За что же так любим Дядя Стёпа? Не за свой гигантский рост, но за доброту, храбрость и помощь всем, кто в ней нуждается.

 

Стихотворения Сергея Михалкова можно назвать самобытным и очень значительным явлением русской поэзии. Они представляют собой прекрасное сочетание звонкости и чистоты детского голоса, педагогической мудрости и такта, остроумия и артистизма. Именно благодаря этим качествам Михалков смог возродить в русской литературе жанр басни. Стоит отметить, что качества эти присущи и Михалковской прозе, пьесам, киносценариям.

 

Михалковские детские стихотворения чрезвычайно просты и понятны. Однако за внешней простотой проглядывается величайший талант, жизненный опыт, нелёгкий труд. С первого дня Великой отечественной Михалков работал военным журналистом – он не понаслышке знал, что такое война. Все её ужасы он видел собственными глазами. Его детская поэзия, добрая, открытая, солнечная – это призыв к миру во всём мире, к дружбе между нациями, защита прав человека и в частности ребёнка на счастливую жизнь без войны и других бедствий. В послевоенные годы Михалков выступил с книгой «Всё начинается с детства», а также написал ряд статей с размышлениями о том, каким должно быть воспитание в современной семье, в школе, с формулировкой своих собственных соображений по этому поводу.

 

Известен Сергей Михалков и как переводчик. Будучи великолепным мастером стиха, он превосходно справился с задачей донесения до маленьких русских читателей произведении поляка Юлиана Тувима и болгарина Асена Босева. Михалков переводил и поэтов из республик бывшего СССР. Переводы Михалкова сохраняют дух подлинника, оставаясь, при этом, самостоятельными художественными произведениями. Любопытно, что пересказанная им в 30-х годах знаменитая английская сказка о трёх поросятах, получившая у нас огромную популярность, в 1968-м вышла в английском переводе с авторством С. Михалкова.

 

Творчество С. Михалкова давно известно во всём мире, переведено на многие языки. Он удостоен многих орденов и наград, отечественных и иностранных, но главная награда – всенародное признание, которое он заслужил благодаря своему таланту и любви к людям.

 

№41


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: