Комедиографы античности

Античная комедия возникла из различных форм народных увеселений (шествия хоров с танцами и шуточными песенками, перебранками и представлениями ряженых) и входила в состав Дионисовых празднеств как вольная обрядовая игра. С 486 государство взяло на себя постановку комедий на Великих Дионисиях.

Согласно классификации, введенной александрийскими учеными, принято различать древнюю, среднюю и новую аттическую Комедию. Древняя комедия (приблизительно до 400 до н. э.) черпала темы из повседневной жизни полиса. Она затрагивала насущные государственные проблемы и подвергала критике видных граждан. Свое название комедии нередко получали по костюмам хора — людей («Всадники»), животных («Птицы»), неодушевленных предметов («Облака»). Актеры выступали в масках и костюмах, причем размеры живота и зада утрировались специальными подушками; вплоть до 4 в. необходимым атрибутом комического костюма был огромный кожаный фалл. К числу «классиков» древней комедии относятся Эвполид, Кратин и Аристофан. Полностью до нас дошло 11 комедий Аристофана. Строение их, допускающее некоторые вольности, таково: пролог, парод (вступительная партия хора), агон («состязание» действующих лиц), парабаса (выход хора), эписодии (актерские сценки фарсового характера), эксод (уход хора). Средняя комедия, от которой сохранились лишь скудные фрагменты, отражает упадок демократии в Афинах: главное место в ней занимают пародийно-мифологические темы и сюжеты, связанные с жизнью гетер и параситов. Хор утрачивает свое значение. Кроме того, исчезли и грубые комические приемы (фалл и т.д.). Наиболее известные представители средней комедии Антифан и Алексид. Новая комедия (приблизительно с 320 до н. э.) черпала темы из повседневной жизни города; кроме того, использовались и пародийно-мифологические темы, затрагивались, по-видимому, и политические вопросы. Возникает определенный круг мотивов (изнасилование, подкидывание ребенка) и типичных фигур (гетеры, параситы, рабы). Хор полностью утрачивает свое значение. Главные представители новой комедии – Менандр, Дифил, Филемон. За пределами Аттики комедии писал сицилиец Эпихарм (начало 5 в. до н. э.). Кроме того, существовали фольклорные комические представления в форме грубых фарсовых сценок, характерных для Мегар и Южной Италии (флиаки).

 

2. Драматургия эпохи Просвещения и классицизма. Традиции классицистического театра (анализ пьесы по выбору: Лопе де Вега, К. Гоцци, П. Бомарше).

В XVII веке, когда в ряде европейских стран укрепилась королевская власть, ведущим направлением в искусстве стал классицизм. Наиболее ярко это направление проявлялось в жанре трагедии, виднейшими создателями которой были французские писатели Корнель (1606-1684) и Расин (1639-1690).

В трагедии классицизма соблюдались «три единства»: единство действия, места и времени. В течение всего спектакля декорации не менялись и действие свершалось в одни сутки. Когда в трагедии «Сид» Корнель попытался продлить действие до 36 часов, его за это осудила академия. В Париже спектакли шли во дворцах короля и в зале для игры в мяч Бургундского отеля. Представления же для народа в то время устраивались на городских площадях и ярмарочных базарах.

Трагедия классицизма была первой драматургической формой, утверждавшей идеи долга человека перед обществом и государством. Даже сам король в этих трагедиях был обязан подчиняться закону, служить интересам государства и народа, а не угождать своим прихотям.

Новая школа трагического актерского искусства, которая впервые появилась во Франции, оказала влияние на театры других стран Европы. В комедии этой эпохи было больше жизненности, сохранялись традиции театра эпохи Возрождения. Поэтому, исполняя комедии Мольера, актеры играли с гораздо большей правдивостью.

В начале XVIII века буржуазные идеологи выдвигали идею о просвещении своих народов в духе понимания ими гражданского долга. За это их стали называть просветителями, а век их деятельности, завершившийся Великой французской революцией, – эпохой Просвещения.

Философы-просветители XVIII века стремились превратить театр в орудие политического и эстетического воздействия на народ, в школу его свободолюбия. Они старались прививать зрителям чувства гражданственности, нетерпимость к феодальным обычаям и порядкам.

Господство разума привело к тому, что искусство просветителей страдало рассудочностью, рациональный анализ жизни требовал упорядоченных форм. Театр эпохи Просвещения замечательно выразил и содержанием, и методом новый взгляд на мир, который был адекватен эпохе. В качестве прямого последователя Дидро выступал крупнейший драматург Франции Пьер Огюстен Бомарше (1732-1799). Его необычайно популярные веселые комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и «Севилъский цирюльник» несли заряд сатиры разрушительной силы. В комедии Бомарше вывел впервые образ находчивого плебея Фигаро, простого слуги, неутомимого обличителя феодальных порядков. Во второй его комедии - «Женитьба Фигаро» в конфликте с дворянином ловкий Фигаро выходит победителем. Никогда еще с французской сцены не раздавались такие дерзкие речи о существовавшем общественном режиме. Фигаро выступал представителем оппозиции всего третьего сословия. Он сменил столько профессий, что его роль цирюльника была временным обличьем. Неприятие старых порядков основано на богатом, несмотря на молодость, жизненном опыте. Он активнее, энергичнее своего господина, но он — слуга. Фигаро стал символом простолюдина, который не просит, а берет свое в борьбе. Это не отвлеченное понятие буржуазной добродетели, а человек в плоти и крови на сценических подмостках. В том же направлении, в русле Просвещения, происходит реформа итальянского театра, где до сих пор господствовала старинная комедия масок.

В эпоху становления просветительского театра в Италии выступил другой талантливый драматург Карло Гоцци (1720-1806).

Стремясь противопоставить комедиям Гольдони свой репертуар, Гоцци развивал жанр театральной сказки. Таковы его пьесы «Любовь к трем апельсинам», «Король-Олень», знаменитая «Принцесса Турандот», «Женщина-змея» и другие. Благодаря богатой иронии и сочному юмору талантливые сказки для сцены Гоцци пользуются успехом и в наши дни.

Лучшие произведения театра XVIII в. — не только достояние прошлого, они принадлежат и нам. Пьесы Шиллера, Шеридана, Бомарше, Гольдони прочно вошли в репертуар мирового театра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: