Своеобразие древнеримской литературы. Творчество Вергилия

История римской литературы V–I вв. до н.э. распадается на два периода. До середины III в. до н.э. доминировала устная народная словесность: заговоры и заклинания, трудовые и бытовые (свадебные, застольные, погребальные) песни, религиозные гимны (гимн Арвальских братьев), фесценнины (песни шуточного и пародийного характера), сатуры (импровизированные сценки, прообраз народной драмы), ателланы (сатирические фарсы с постоянными персонажами-масками: дурак-обжора, дурак-хвастун, старик-скряга, псевдоученый-шарлатан).

Рождение письменной литературы связано с возникновением латинского алфавита, ведущего свое происхождение либо от этрусского, либо от западногреческого; он насчитывал двадцать один знак. Самыми ранними памятниками латинской письменности были анналы понтификов (погодные записи основных событий), пророчества государственного и частного характера, международные договоры, похоронные речи или надписи в домах усопших, родословные списки, юридические документы. Первый дошедший до нас текст – законы Двенадцати таблиц 451–450 до н.э.; первый известный нам писатель – Аппий Клавдий (конец IV – начало III вв. до н.э.), автор нескольких юридических трактатов и сборника поэтических сентенций.

В III в. до н.э. в развитии античной литературы начался новый этап, по­лучивший название эллинистический (от слова «эллины» — «греки»). В этот период в жизни Эллады происходили важные изменения: на ее территории возникло единое могущественное государство, стремительно распростра­нившее свое культурное влияние по всем обширным землям, завоеванным великим древнегреческим полководцем Александром Македонским. Именно в эллинистический период возникла древнеримская литература, также сформировавшаяся в поле мощного воздействия древнегреческой культуры. Римляне оказались хорошими учениками: довольно быстро впи­тав творческие достижения эллинов, они создали оригинальную литературу, которая, разумеется, состояла в близком родстве с древнегреческой, но имела ряд примечательных отличий. Древнеримским авторам был свойствен трезвый и деловой подход, не оставлявший места для той фантазийности и углубленности в философские проблемы, которыми славилась древнегреческая литература.

«Золотым веком» древнеримской литературы стала так называемая эпоха Августа (I в. до н.э. - I в. н.э.), подарившая миру блистательных мастеров слова — Катулла (87 или 84 — 54 гг. до н.э.), Вергилия (70-19 гг. до н.э.), Горация (65-8 гг. до н.э.), Овидия (43 г. до н.э. — 17 или 18 г. н.э.) и др. Успешному развитию литературной жизни в этот период способствовала мудрая культурная политика Октавиана Августа, который, одержав ряд побед в гражданских войнах, но не оформив свою власть юридически, стремился обеспечить себе широкую народную поддержку и потому уделял особое внимание литературе, формировавшей общественное мнение. Вокруг сподвижника Августа, известного ценителя и покровителя поэзии Мецената (чье имя впоследствии стало нарицательным), собрались талантливейшие литераторы Древнего Рима. В их числе был Публий Вергилий Марон.

Вергилий был близок к римским поэтам-неотерикам («новаторам»), которые привнесли в латинскую поэзию метрические формы и образный строй древнегреческой лирики. Под его именем сохранился ряд произведений («Каталепты», «Скопа», «Комар»), но их принадлежность ему оспаривается филологической критикой.

Каждое утро Вергилий сочинял множество стихов, диктовал их, а затем в течение дня сокращал написанное, оставляя лишь несколько строк. Поэмы Вергилия пользовались в Риме небывалым успехом, «Буколики» актеры исполняли со сцены, а «Георгики» Вергилий сам читал Августу четыре дня подряд.

Задуманная как поэма о деяниях Августа и панегирик роду Юлиев, представители которого связывали свое происхождение с сыном прародителя римского народа Энея Асканием-Юлом, «Энеида» стала литературным эпосом, прославляющим судьбу и высокую миссию римского народа. Вергилий работал над «Энеидой» 11 лет. Содержание ее имеет много параллелей с поэмами Гомера: скитания и невзгоды героя, посещение им царства мертвых, изготовление ему богом-кузнецом чудесного оружия, война из-за женщины, месть за гибель друга и др. Однако повествование «Энеиды» значительно более сжато: 12 книг по сравнению с 48 книгами Гомера. Эпическая неторопливость и отступления уступают место четкой композиции, где каждая книга представляет собой отдельный законченный драматический эпизод, подчиненный единому целому — теме судьбы, которая ведет Энея, спасшегося из-под разрушенной ахейцами Трои, к основанию нового царства, а его потомков — к власти над миром.

Три книги «Энеиды» — о разрушении Трои (II), о любви Дидоны и Энея (IV) и о нисхождении Энея в мир мертвых (VI) Вергилий читал перед Августом; эти книги считаются наиболее совершенными в поэме.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: