Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» как основа европейского романа

Вершиной творчества Сервантеса является бесспорно роман "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" (первая часть - 1605 г., вторая - 1615 г.). Роман сразу же приобрел необычайную популярность. По словам Мериме, это "самый остроумный и занимательный в мире роман". Но занимательность в нем сочетается с глубиной мысли и силой художественного обобщения. Без преувеличения можно назвать роман Сервантеса первым великим европейским реалистическим романом.

В романе Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», являющемся итогом творческих мыслей писателя, нашли самое глубокое отражение оценки человеческих качеств и человеческих отношений.

Произведение было задумано как пародия на рыцарские романы того времени. В нем пародируются все рыцарские обряды и обычаи: церемония посвящения в рыцари, этикет рыцарского поединка, детали «рыцарского служения» даме или «обожания» ее и т. д. Богатое воображение Дон Кихота во всем видит блистательные авантюры или волшебство. Он принимает ветряные мельницы за великанов, постоялый двор — за роскошный замок, таз цирюльника — за чудесный шлем, каторжников — за угнетенных рыцарей, даму, едущую в карете, — за похищенную принцессу.

Дон Кихот изображен в романе в постоянном и многообразном соприкосновении с реальной жизнью. На фоне этой жизни и проступает наиболее отчетливо нелепость поведения героя, которое само выступает средством оценки действительности, которую писатель изображает довольно критически.

Сервантес протестует в своем произведении против мировоззрения правящей верхушки Испании, пытающейся возродить на новых основах «рыцарские» идеи. Автор осуждает не самого Дон Кихота, наделенного чертами редкого душевного благородства, добротой и рассудительностью, а те бредовые идеи, которые овладели воображением бедного идальго.

Несоответствие между стремлениями фантазирующего Дон Кихота и его возможностями порождает грустный комизм героя. Рисуя этот образ, во многом забавный и пародийный, автор наделяет его не только отрицательными, но и положительными чертами. Сервантес подчеркивает высокие нравственные качества, бескорыстие, великодушие рыцаря, его искреннее желание принести пользу человечеству.

Дополнением к образу Дон Кихота Ламанчского является в романе образ Санчо Пансы, — глубоко реалистичный, отражающий существенные стороны испанской жизни того времени. Оба эти героя — хотя и каждый на свой лад — отличаются большой добротой, отзывчивостью, человечностью, беспечностью в жизни, чистотой сердца, активностью. Оба они — благороднейшие представители испанского народа. Если сумасброд Дон Кихот — носитель самых высоких гуманистических идей, то простодушный весельчак Санчо Панса — воплощение народной мудрости и нравственной чистоты. Оба они кровно близки друг другу, что особенно ярко проявляется в эпизоде губернаторства Санчо, когда благородные гуманистические идеалы Дон Кихота соединяются с практическим разумом, честностью и человечностью Сансо Пансы.

Таким образом, в своем романе Сервантес изобразил жизнь испанского народа во всех ее проявлениях, показал богатые творческие возможности, таящиеся в этом народе. Писатель осуждает и обличает в своем произведении социальную неправду, несправедливость и насилие, подчеркивает торжество глубокой любви и уважения к человеку, возвеличивает здоровые и правильные человеческие чувства. Поэтому его книга дышит оптимизмом, несмотря на грустный характер и глубокую печаль большинства ее эпизодов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: