Развитие регионального рынка продовольственных товаров определяется и спецификой данного рынка, и спецификой обращающихся на этом рынке товаров

Формирование рынка продовольственных товаров региона обусловлено:

 

1. наличием развитого сельскохозяйственного производства и пищевой промыш­ленности с объемами товарной продукции и услуг,

обес­печивающими участие региона в формировании внут­рирегиональных и межрегиональных связей по продо­вольственным товарам. Это не означает, что промышленность и сельское хозяйство региона должны обеспечивать регион товарами в полном ассортименте. Необходимо, чтобы они были в состоянии удовлетво­рить потребности населения в основных продуктах пи­тания и чтобы доля региона в производстве продоволь­ственных ресурсов постоянно возрастала.

2. наличием экономически вы­годных и устойчивых во времени межрегиональных и внутрирегиональных связей,

возникших за счет терри­ториального разделения труда и специализации эконо­мики региона. Следует учитывать, что эти свя­зи меняются в зависимости от достигнутых и предпола­гаемых сдвигов в размещении производительных сил, от соотношения в развитии различных групп произ­водств и, наконец, от переоценки производственно-эко­номических возможностей различных районов страны.

Почти для всех региональных рынков характерны двусторонние связи, когда районы выступают с про­дукцией отраслей специализации в межрегиональном обмене, формируя своими ресурсами фонды потребления. Межрегиональные связи в географическом плане целятся на связи областей внутри крупного экономи­ческого района, связи между крупными экономически­ми районами внутри географической зоны и связи меж­ду восточными и европейскими районами, южными и северными зонами страны.

3. ёмкостью рынка про­довольственных товаров.

Расширение емкости и изме­нение качественных параметров рынка продовольствен­ных товаров находятся в прямой зависимости от пла­тежеспособного спроса населения и уровня развития непроизводственной сферы экономики и происходят не­прерывно.

 

На региональном рынке продовольственных товаров взаимодействуют следующие группы хозяйствующих субъектов:

Для развития РР должна быть субъектам свобода в выборе направлений деятельности, определении цен, передвижении товаров и т. д. большое значение имеет создание многоукладной аграрной экономики.

Хозяйствующие субъекты ¢ субъекты сельского хозяйства, формируют предложение продуктов питания, производимых в с/х предприятиях, фермерских хозяйствах, личных подсобных хозяйствах; ¢ субъекты перерабатывающей промышленности, формируют предложение продовольственных товаров на основе промышленной переработки продовольственного сырья, совершенствования размещения переработки продовольственных ресурсов (пригородные зоны, рациональные схемы товародвижения); ¢ субъекты рыночной инфраструктуры,обеспечивают заготовку, транспортировку, хранение и реализацию продовольствия.  
Маркетинговые исследования рынка продовольственных товаров  

 

Приоритетным направлением на современном этапе развития страны считается насыщение внутреннего по­требительского рынка отечественными конкурентоспо­собными товарами и постепенное вытеснение импорт­ных товаров отечественными. Это необходимо для того, чтобы не только обеспечить экономическую безопасность регионов и страны в целом, но и способствовать пре­одолению безработицы, росту доходов как потребите­лей, так и производителей, развитию инвестиций в эко­номику регионов.

Для достижения данной цели прежде всего необхо­димо конкурентоспособное отечественное производство продовольственных товаров.

 

Производство основных продуктов питания сокра­тилось в 1991—1998 г. почти во всех регионах России.

Снижение производства продовольствия было вызвано непоследовательностью в осуществлении земельной ре­формы, развитии фермерских хозяйств, запаздыванием с реорганизацией колхозов и совхозов.

Снижение про­изводства продовольственных товаров связано также с низким техническим уровнем предприятий сельского хо­зяйства и пищевой промышленности, поэтому интенси­фикация сельского хозяйства и пищевой промышлен­ности — немаловажная область реформ.

 

Наиболее слабое звено - это переработка продоволь­ствия на предприятиях пищевой промышленности.

Вследствие этого импортные продовольственные това­ры, уступая в ряде случаев в качестве, выигрывают в современной технологии обработки и упаковки, обеспе­чивающей длительные сроки хранения товаров при со­хранении их качества.

Кроме того, современные техно­логии обработки продуктов позволяют существенно сни­зить потери при их производстве, переработке и хране­нии.

 

Основные направления развития производства продовольственных товаров:

полное исполь­зование сырья в пищевой промышленности,

внедрение новых технологий для расширения ассортимента

и по­вышения качества продукции.

 

Так, запуск новых тех­нологических линий и линий по упаковке молочныхпродуктов позволяет увеличить сроки хранения про­дукции, улучшить качество товаров, расширить их ас­сортимент, а значит, увеличить долю продовольствен­ного рынка, занимаемой отечественными предприятия­ми.

 

Однако многие отечественные перерабатывающиепредприятия не имеют финансовых ресурсов для при­обретения и внедрения современных технологий и ли­ний по переработке и упаковке продукции, а высокие проценты по кредитам ограничивают использование заемных средств.

 

Поэтому для создания конкуренто­способной продукции им необходима поддержка регио­нальных органов власти в виде долгосрочных кредитов на техническое перевооружение и реконструкцию под минимальные проценты, полного или частичного осво­бождения прибыли от местных налогов на срок окупае­мости вложенных средств и др.

 

Для нормального функционирования рынка необхо­дима пропорциональность между объемом производства обеспечения продовольственными товарами предприятий торговли и общественного питания, а также для обес­печения сырьем пищевых и перерабатывающих пред­приятий.

Вывод

Основная цель оптового продовольственного рын­ка - получение прибыли путем создания эффек­тивного рыночного механизма взаимодействия произ­водителя, оптового торговца и потребителя.

 

Для комплексной характеристики региональных рынков продовольственных товаров необходим анализструктуры потребления пищевых продуктов населени­ем различных регионов, что предполагает использова­ние интегральных показателей среднедушевых потреб­ностей в калориях и пищевых веществах.

 

Анализ динамики потребления основных продуктов питания населением показывает, что наиболее резкое сокращение потребления продовольствия началось с 1991 года в результате снижения объемов производ­ства в сельском хозяйстве, отраслях пищевой промыш­ленности, объемов импорта продовольствия, а также роста цен.

 

Рост цен на продовольственные товары и их силь­ная региональная дифференциация обусловлены моно­полизмом производителей, непродуманной налоговой политикой, отсутствием эффективного механизма взаи­модействия промышленных и торговых предприятий реализации продукции и др.

Рост цен на продовольственные товары приводит как к сокращению потребления продовольствия, так и к изменению его структуры: увеличивается потребление менее ценных и сокращается потребление белковых про­дуктов.

 

 

По данным выборочных опросов, розничные торго­вые организации отдают предпочтение реализации оте­чественных продовольственных товаров, в основном местных производителей, вследствие более высокого качества и безопасности, выгодной формы оплаты за товар (по мере реализации), относительно низких за­купочных цен и быстрой реализации.

При покупке продовольственных товаров большая часть населения предпочитает отечественные товары, так как зачастую они отличаются экологичностью, бе­зопасностью в употреблении, а кроме того, соответству­ют рациону питания местного населения.

 

Факторы, определяющие дальнейшее развитие рынка продовольственных товаров:

1.денежно-кредитной политикой, проводимой Пра­вительством России и определяющей темпы инфляции и ставки процентов по кредитам в стране в целом;

 

2. инвестиционной политикой, от которой зависят льготы и стимулы к долгосрочным инвестициям, необ­ходимые для строительства объектов производства, материальной базы рыночной инфраструктуры;

 

3. налоговой политикой, устанавливающей характер перераспределения налоговых поступлений между бюд­жетами субъектов Федерации и федеральным бюджетом
и соответствующие финансовые возможности бюджетов областей, краев, республик России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: