Формирование рынка продовольственных товаров региона обусловлено:
1. наличием развитого сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности с объемами товарной продукции и услуг,
обеспечивающими участие региона в формировании внутрирегиональных и межрегиональных связей по продовольственным товарам. Это не означает, что промышленность и сельское хозяйство региона должны обеспечивать регион товарами в полном ассортименте. Необходимо, чтобы они были в состоянии удовлетворить потребности населения в основных продуктах питания и чтобы доля региона в производстве продовольственных ресурсов постоянно возрастала.
2. наличием экономически выгодных и устойчивых во времени межрегиональных и внутрирегиональных связей,
возникших за счет территориального разделения труда и специализации экономики региона. Следует учитывать, что эти связи меняются в зависимости от достигнутых и предполагаемых сдвигов в размещении производительных сил, от соотношения в развитии различных групп производств и, наконец, от переоценки производственно-экономических возможностей различных районов страны.
Почти для всех региональных рынков характерны двусторонние связи, когда районы выступают с продукцией отраслей специализации в межрегиональном обмене, формируя своими ресурсами фонды потребления. Межрегиональные связи в географическом плане целятся на связи областей внутри крупного экономического района, связи между крупными экономическими районами внутри географической зоны и связи между восточными и европейскими районами, южными и северными зонами страны.
3. ёмкостью рынка продовольственных товаров.
Расширение емкости и изменение качественных параметров рынка продовольственных товаров находятся в прямой зависимости от платежеспособного спроса населения и уровня развития непроизводственной сферы экономики и происходят непрерывно.
На региональном рынке продовольственных товаров взаимодействуют следующие группы хозяйствующих субъектов:
Для развития РР должна быть субъектам свобода в выборе направлений деятельности, определении цен, передвижении товаров и т. д. большое значение имеет создание многоукладной аграрной экономики.
Хозяйствующие субъекты ¢ субъекты сельского хозяйства, формируют предложение продуктов питания, производимых в с/х предприятиях, фермерских хозяйствах, личных подсобных хозяйствах; ¢ субъекты перерабатывающей промышленности, формируют предложение продовольственных товаров на основе промышленной переработки продовольственного сырья, совершенствования размещения переработки продовольственных ресурсов (пригородные зоны, рациональные схемы товародвижения); ¢ субъекты рыночной инфраструктуры,обеспечивают заготовку, транспортировку, хранение и реализацию продовольствия. | |
Маркетинговые исследования рынка продовольственных товаров |
Приоритетным направлением на современном этапе развития страны считается насыщение внутреннего потребительского рынка отечественными конкурентоспособными товарами и постепенное вытеснение импортных товаров отечественными. Это необходимо для того, чтобы не только обеспечить экономическую безопасность регионов и страны в целом, но и способствовать преодолению безработицы, росту доходов как потребителей, так и производителей, развитию инвестиций в экономику регионов.
Для достижения данной цели прежде всего необходимо конкурентоспособное отечественное производство продовольственных товаров.
Производство основных продуктов питания сократилось в 1991—1998 г. почти во всех регионах России.
Снижение производства продовольствия было вызвано непоследовательностью в осуществлении земельной реформы, развитии фермерских хозяйств, запаздыванием с реорганизацией колхозов и совхозов.
Снижение производства продовольственных товаров связано также с низким техническим уровнем предприятий сельского хозяйства и пищевой промышленности, поэтому интенсификация сельского хозяйства и пищевой промышленности — немаловажная область реформ.
Наиболее слабое звено - это переработка продовольствия на предприятиях пищевой промышленности.
Вследствие этого импортные продовольственные товары, уступая в ряде случаев в качестве, выигрывают в современной технологии обработки и упаковки, обеспечивающей длительные сроки хранения товаров при сохранении их качества.
Кроме того, современные технологии обработки продуктов позволяют существенно снизить потери при их производстве, переработке и хранении.
Основные направления развития производства продовольственных товаров:
полное использование сырья в пищевой промышленности,
внедрение новых технологий для расширения ассортимента
и повышения качества продукции.
Так, запуск новых технологических линий и линий по упаковке молочныхпродуктов позволяет увеличить сроки хранения продукции, улучшить качество товаров, расширить их ассортимент, а значит, увеличить долю продовольственного рынка, занимаемой отечественными предприятиями.
Однако многие отечественные перерабатывающиепредприятия не имеют финансовых ресурсов для приобретения и внедрения современных технологий и линий по переработке и упаковке продукции, а высокие проценты по кредитам ограничивают использование заемных средств.
Поэтому для создания конкурентоспособной продукции им необходима поддержка региональных органов власти в виде долгосрочных кредитов на техническое перевооружение и реконструкцию под минимальные проценты, полного или частичного освобождения прибыли от местных налогов на срок окупаемости вложенных средств и др.
Для нормального функционирования рынка необходима пропорциональность между объемом производства обеспечения продовольственными товарами предприятий торговли и общественного питания, а также для обеспечения сырьем пищевых и перерабатывающих предприятий.
Вывод
Основная цель оптового продовольственного рынка - получение прибыли путем создания эффективного рыночного механизма взаимодействия производителя, оптового торговца и потребителя.
Для комплексной характеристики региональных рынков продовольственных товаров необходим анализструктуры потребления пищевых продуктов населением различных регионов, что предполагает использование интегральных показателей среднедушевых потребностей в калориях и пищевых веществах.
Анализ динамики потребления основных продуктов питания населением показывает, что наиболее резкое сокращение потребления продовольствия началось с 1991 года в результате снижения объемов производства в сельском хозяйстве, отраслях пищевой промышленности, объемов импорта продовольствия, а также роста цен.
Рост цен на продовольственные товары и их сильная региональная дифференциация обусловлены монополизмом производителей, непродуманной налоговой политикой, отсутствием эффективного механизма взаимодействия промышленных и торговых предприятий реализации продукции и др.
Рост цен на продовольственные товары приводит как к сокращению потребления продовольствия, так и к изменению его структуры: увеличивается потребление менее ценных и сокращается потребление белковых продуктов.
По данным выборочных опросов, розничные торговые организации отдают предпочтение реализации отечественных продовольственных товаров, в основном местных производителей, вследствие более высокого качества и безопасности, выгодной формы оплаты за товар (по мере реализации), относительно низких закупочных цен и быстрой реализации.
При покупке продовольственных товаров большая часть населения предпочитает отечественные товары, так как зачастую они отличаются экологичностью, безопасностью в употреблении, а кроме того, соответствуют рациону питания местного населения.
Факторы, определяющие дальнейшее развитие рынка продовольственных товаров:
1.денежно-кредитной политикой, проводимой Правительством России и определяющей темпы инфляции и ставки процентов по кредитам в стране в целом;
2. инвестиционной политикой, от которой зависят льготы и стимулы к долгосрочным инвестициям, необходимые для строительства объектов производства, материальной базы рыночной инфраструктуры;
3. налоговой политикой, устанавливающей характер перераспределения налоговых поступлений между бюджетами субъектов Федерации и федеральным бюджетом
и соответствующие финансовые возможности бюджетов областей, краев, республик России.